Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально – педагогической направленности «Росток»
рабочая программа на тему

Светлана Николаевна Дыбошина

Подготовка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rostok_vse_programmy_2018.docx107.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

« ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ  И  ЮНОШЕСТВА »

Принята на заседании                                                                            Утверждаю:

педагогического   совета                                                                        Директор МБУДО «ЦРТДиЮ»

Протокол №3 от 31.08.2018                                                             ____________ М.Э.Покупателева

                                                                                                                        от 31.08 2018г. №

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

социально – педагогической направленности

                      «Росток»

Срок реализации программы: 1 год.

Возраст обучающихся 6-7 лет

Автор-составитель:

Дыбошина  Светлана Николаевна

 педагог дополнительного образования

Рославль

2018

Пояснительная записка

 «В Смоленской области дополнительное образование детей является неотъемлемой составляющей образовательного пространства, объединяющего в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. Дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которые не получают необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семьях и общем образовании». (Проект концепции развития дополнительного образования детей Смоленской области до 2020г.)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

     Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Направленность программы: социализация и творческое развитие детей дошкольного возраста.

Новизна программы  в ее эргономичности,  здоровьсберегательном аспекте  - плавном  щадящем  переходе от подготовительного периода предшкольного развития  к основному  периоду работы в школе.

Актуальность программы в направленности, как наиболее значимой и активно развивающейся  образовательной  сфере.

 Образовательная программа дополнительного образовании  детей  «Росток» предназначена для развития детей 6-7 лет  в учреждениях дополнительного образования.

Программа рассчитана на 1 год обучения с группой детей не более 10-12 человек.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по модулям:

 «Цветное лукошко» (108часов).

 «Краски мира»  (108 часов).

 «Семейная радуга» (72 часа).

 «Волшебные линии»(36 часов).

Содержание образовательной программы направлено на:

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
  • интеллектуальное  развитие личности ребенка,
  • совместную творческую деятельность детей и родителей,
  • сохранение физического и психологического здоровья детей.

В основу программы положены педагогические технологии:

  • развивающего обучения
  • педагогической диагностики (исследования уровня развития детей)
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникативные технологии
  • здоровьесберегающие технологии в процессе обучения.

Родителям предлагаются:

  • систематические выставки детских работ, которые позволяют сравнить успехи собственного ребенка с успехами сверстников;
  • участие в выставках совместных работ детей и родителей;
  • участие в совместных творческие проектах и досуговой деятельности.

Методическое обеспечение одинаковое ко всем модулям программы «Росток».

№ п/п

Наименование

1.

Методы, формы,

технологии обучения.

Методы: наглядный, словесный, метод практических заданий, поощрения, игры. Объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый.

Формы:Занятие игра, занятие путешествие,экскурсия, занятие праздник.

Технологии: развивающего обучения, педагогической диагностики (исследования уровня развития детей), игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии,

здоровье сберегающие технологии.

2.

Дидактические материалы.

Наборы сюжетных (предметных) картинок, аудиозаписи (видеозаписи) художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с тематикой программы обучения. Перчаточные куклы.

3.

Наглядные материалы.

Плакаты, презентациив соответствии с тематикой программы обучения.

4.

Раздаточные материалы.

Раздаточный материал изучаемых произведений, творческих заданий в соответствии с тематикой программы обучения.

5.

Материально- техническое обеспечение.

Компьютер. Копировальные устройства (принтер, сканер).Локальная сеть с выходом в Интернет.Парта ученическая(7шт). Стул ученический        (14шт). Доска школьная (алюминиевая)        1шт. Доска офисная(1шт). Книжный шкаф(3шт).Доска магнитная(1шт).

6.

Диагностический инструментарий к программе.

Тест Керна - Йирасека

Образовательный модуль «Краски мира»

Пояснительная записка.

  Образовательный модуль «Краски мира» предназначен для развития детей

 6 -7 лет в учреждениях дополнительного образования.

Цель модуля: «Краски мира» –   развитие речи дошкольников.

Задачи:

  • знакомство  с произведениями детской художественной литературы,
  • развитие связанной речи, развитие речевого общения,
  • обогащение словаря, развитие воображения и творческих способностей,
  • развитие мелкой моторики рук.  

Для усвоения программы используются основные методы обучения:

  • наглядный,
  • словесный,
  • метод практических заданий,
  • поощрения,
  • игры.
  • объяснительно-иллюстративный.
  • проблемно – поисковый.

В основу программы положены принципы:

  • развивающего обучения,
  • принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

Программа рассчитана на 1 год обучения с группой детей не более 10-12 человек. Программа состоит из 108 занятий с режимом проведения 3 занятия в неделю по 30 минут каждое.  Продолжительность обучения с сентября по май включительно.

Контроль  над  усвоением учебного материала ведется в течение учебного года. Уровень усвоения учебной программы демонстрируется педагогом через беседу с учащимися, игровые задания, картинки, тесты.

 Ребенок не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют уровень развития, Тестовые динамические задания должны вызвать у детей положительные эмоции, связанные с игрой, желанием общаться с взрослым.

При разработке системы занятий учитывались: психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста, необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий, возможность недостаточной подготовки детей на момент начала обучения.Программа реализуется в доступной и  интересной для детей форме: дидактических  играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала, творческих заданиях.

К концу года дети знают:

Литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

 Разницу между понятием « слово» и « предложение».

К концу года дети умеют:

Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

Связано высказывать свои мысли.

Ожидаемый результат реализации модуля «Краски мира»:  

Достижение высокого уровня речевого развития детей.

В результате реализации  программы  заложен  фундамент будущей грамотности человека.  

Учебно – тематический  план

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Знакомство.

опрос

2.

Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей.

28ч

25ч

опрос, беседа

3.

Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок.

12ч

11ч

опрос, беседа

4.

Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений. Составление рассказов.

54ч

49ч

опрос, беседа

5.

Игры для развития речи и пополнения словарного запаса.

-

опрос, беседа

6.

Литературный праздник «По страницам любимых книг»

-

опрос, беседа

7.

Экскурсии.

Экскурсия в детскую библиотеку «В гости к книжкам»

Экскурсия в сквер погибших воинов.

Экскурсия в  краеведческий музей.

-

опрос, беседа, визуальное наблюдение

8.

Итоговое занятие

1ч.

1ч.

Итого

108ч

10ч

98ч

Содержание программы

1.Знакомство (2 часа).

Теория(1час). Цель и задачи модуля. Режим и план занятий. Демонстрация учебного материала. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Практика(1час).Игра «Герои из сказок». Вводный тест – контроль.

2.Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей (28часов).

Теория (3часа).Понятия: Речь, предложение (вопросительные предложения),звук.Пейзаж, картина. Примета (приметы осени, зимы,весны, лета). Загадка.Родина.Малая родина. Символ.Главные символы страны.Подвиг, герой.

Практика(25часов). Беседы по личным впечатлениям. Творческое рассказывание. Рассматривание осенних пейзажей.Составление предложений (вопросительных). Слушание и произношение отдельных звуков.Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей. Игра «Урожай» (загадки об овощах)Заучивание загадок, стихотворений по временам года. Главные символы страны. Прослушивание песен, стихов о войне. Творческие тематические  задания.

3.Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок (12часов).

Теория (1час). Понятия:Сказка (народная сказка). Предложение и слово. Пословица,  поговорка,закличка. Пасха (пасхальная радость).

Практика(11часов).Чтение русских (венгерских)  народных сказок. Пересказ по ролям. Составление и схематическое обозначениепредложений и слов.
Тематические беседы. Заучивание стихотворений, загадок, закличек,пословиц и поговорок.Отгадывание загадок.

4.Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений. Составление рассказов (54часа).

Теория (5часов).  Понятия:Автор, писатель.Пересказ. Техника пересказа. Календарь, сезон, время года. Небылица.Профессия.



Практика(49часов).
Чтение, пересказ.Составление предложений, рассказов.Рассказывание по сюжетным картинам.Придумывание сказки по аналогии.  Придумывание небылиц.Рассказывание из личного опыта. Заучивание и декламирование стихотворений. Ознакомление с календарем, сезонами, временами  года.

5.
Игры для развития речи и пополнения словарного запаса(3часа).

Практика(3часа).
Практические творческие задания для развития словарного запаса и речи. Раскрашивание.


6.
Литературный праздник «По страницам любимых книг»(2 часа).

Практика(2часа).
Тест – контроль по пройдённым темам и произведениям.

7
.Экскурсии (6 часов).

Практика(2часа).Экскурсия в детскую библиотеку «В гости к книжкам» (беседа, визуальное наблюдение).

Практика(2часа).Экскурсия в сквер погибших воинов (беседа, визуальное наблюдение).

Практика(2часа).Экскурсия в  краеведческий музей (беседа, визуальное наблюдение).

8
.Итоговое занятие(1 час).

Практика(1час).
Итоговый тест – контроль.














Методические рекомендации   для педагога к содержанию программы:

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.

   Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.

     Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы отечественных и зарубежных писателей, изучения произведений устного народного творчества своего народа, а также на работе по развитию связной речи (диалогической и монологической ) и расширению словарного запаса.

   Материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческоемышление ребенка.

С целью постепенного перехода от простейших  упражнений к более сложным заданиям  обучение происходит в определенной  последовательности, что способствует качественному усвоению программы, развитию способностей ребенка.

    Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания). Поэтому на первом этапе обучения ребенок  должен научиться  слышать, проводить звукобуквенный  анализ слов.  Вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что способствует лучшему усвоению содержания программы.

Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.

   Большое место на данном этапе занимают стихотворные тексты, загадки, дидактические игры, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для совершенствования фонематического слуха.

Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.

        Словарная работа направлена на количественное обогащение словаря и углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании.

При изучении проблемы развития связной речи, как важнейший показатель связности высказываний, рассматривается умение ребёнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи. Путь к формированию этого умения ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли детей и подсказывая способы выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка.

В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика. Взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирования. Это даёт возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа.

На занятиях на первый план выступает не очерёдность, того или иного вида рассказывания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творческих рассказов), а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

     Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются и во время пальчиковой гимнастики и физкультминуток. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики рук путём работы с карандашом, ручкой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.  

   Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

    Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

      Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками (рекомендую выполнять дома с родителями).  Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

 В каждое занятие включены физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука). Физкультминутки также необходимы для отдыха и смены вида деятельности, что способствует повышению эффективности занятия.

         Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.

Описанное выше построение  программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения». М. : «Творческий центр», 2009г.

2. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М. : Мозаика-Синтез, 2008г.

3. Гербова В. В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003г.

4. Гербова В. В. «Учусь говорить» М. : ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации; пособие для детей 5-7 лет). М. : «Просвещение», 2007г.

5. Гризик Т. И, Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 6-7 лет». М. : «Просвещение», 2007г.

6. Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). М. : «Просвещение», 2005г.

7. Гризик Т. И «Умелые пальчики». (Пособие для детей 5-7 лет). М. : Просвещение, 2007г.

8. Гризик Т. И «Маленький помощник». (Пособие по развитию мелкой моторики для детей 4-7 лет). М. : Просвещение, 2006г.

9. Гризик Т. И. «Занимательная грамматика» (Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006г.

10. Гризик Т. И. «На пути к сказке» (Пособие по развитию связной речи для детей 6-7 лет). М. : Просвещение, 2006.

11. Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7лет). М. : Просвещение, 2006.

12. Доронова Т. Н. «Программа «Из детства в отрочество». М. : Просвещение, 2007г.

13. Рыжова Н. В «Развитие речи в детском саду». Ярославль. 2010г

13. Ушакова О. С «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет». М. : «Творческий центр», 2010г.

14. Ушакова О. С, Гавруш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». М. : «Творческий центр», 2010г.

Образовательный модуль «Семейная радуга»

Пояснительная записка

Образовательный модуль «Семейная радуга» предназначен для развития детей 6-7 лет в учреждениях дополнительного образования.

Цель модуля «Семейная радуга»: воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.

Задачи:

- закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; - дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять;

 - развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей;

- расширять словарный запас в области чувств и эмоций;

 - формировать коммуникативные навыки, учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других;

 - воспитывать чувство взаимопомощи;

- учить быть честными, мужественными;

 - формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Программа рассчитана на 1 год обучения с группой детей не более 10 – 12 человек.

Программа состоит из 72 занятий с режимом проведения  2 занятия в неделю по 30 мин каждое.

Продолжительность обучения с сентября по май включительно.

Кконцу года дети знают:

  • Основные правила поведения в обществе и общественных местах.

Кконцу года дети умеют:

  • Пользоваться основными  правилами  этикета.

Ожидаемый результат реализации модуля «Семейная радуга»:  

  • В результате реализации  программы  заложен  фундамент  этически и эстетически развитого человека.  

Учебно – тематический  план

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Знакомство.

опрос, творческие задания

2.

Поведение в общественных местах

28ч

14ч

14

опрос, творческие задания, беседа

3.

Культура поведения за столом

опрос, творческие задания, беседа

4.

Поведение среди сверстников

16ч

10ч

опрос, творческие задания, беседа

5.

Уроки вежливости

24ч

12ч

12ч

опрос, творческие задания, беседа

6.

Семейный этикет

опрос, творческие задания, беседа

7.

Я и природа

10ч

опрос, творческие задания, беседа

8.

Экскурсии, совместные праздники и досуговая деятельность.

12ч

-

12ч

игра, творческие задания

Итого

108ч

45ч

63ч

Содержание программы

1.Знакомство (2 часа).

Теория(1час). Цель и задачи модуля. Режим и план занятий. Демонстрация учебного материала. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Практика(1час). Опрос, творческие задания.

2.Поведение в общественных местах.

Теория(14часов). Предполагает освоение правил поведения на занятиях правил поведения в общественном транспорте, на выставке, в музее и т.п. (громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде); в магазине уметь четко излагать свою просьбу.

  • Путешествие в город этикета

Программное содержание: Развитие у воспитанников интегративных качеств через творческое переосмысление полученного опыта взаимодействия с окружающими в различных жизненных ситуациях, активизация интегративных качеств в творческой деятельности.

  • Мы по улице пройдем

Программное содержание: Закрепить знание детей о поведении на улице, закрепить умение вести себя вежливо в разных ситуациях; развивать речь, мышление. Расширять социальный опыт детей.

  • Правила поведения в общественном транспорте

Программное содержание: Формирование представлений о правилах культурного поведения в транспорте; уточнить знания об элементарных правилах дорожного движения, развивать познавательный интерес у детей.

  • Незнайка в театре

Программное содержание: Формирование у детей представлений о нравственных нормах отношений с окружающими людьми, близкими и незнакомыми, воспитание культуры общения, навыков проявления ответных чувств на заботу окружающих. Уточнить знание детей о понятии «вежливый человек», закрепить умение вести себя вежливо в разных ситуациях; развивать речь, мышление. Расширять социальный опыт детей, развивать диалогическое общение, умение строить суждение.

  • В музее и на выставке. Программное содержание: Формирование представлений о правилах культурного поведенияв музее и на выставке; развивать познавательный интерес у детей.
  • Вежливые покупатели

Программное содержание: Формирование представлений о правилах культурного поведения в магазине; уточнить знания об элементарных правилах покупок, развивать познавательный интерес удетей.

  • Зимние каникулы

Программное содержание: Закрепить знание детей о поведении на улице, а именно: игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находившимся к рядом с ними людям, быть предупредительными.

Практика(14часов). Тематические творческие задания для закрепления пройденного материала.

3. Культура поведения за столом

Теория(4часа). Предполагается работа по освоению умений сервировки стола и формированию навыков культурного поведения за столом.

  • Праздничное чаепитие

Программное содержание: Ознакомление детей с назначением посуды в зависимости от назначения (для чаепития — чайная посуда). Уточнить знания детей о правилах поведения во время чаепития.

  •  Предметы на праздничном столе

Программное содержание: Понятие о сервировке стола в будни и праздники, навыки владения различными столовыми приборами.

  • Гости в дом – радость в нем.
  • Я иду в гости к другу.
  • Как приятно дарить подарки!
  • Мой день рождения

Программное содержание: Формировать правила культурного приглашения в гости, встречи гостей, угощение гостей ,поведения в гостях, прощание с гостями; умение делать подарки; воспитывать желание делать добрые дела для окружающих.

Практика(4часа). Тематические творческие задания для закрепления пройденного материала.

4. Поведение среди сверстников 

Теория(6часов). Обучает детей ценностям детской субкультуры, значимости взаимодействия со сверстниками и правилам его осуществления.

  • «О дружбе и друзьях»

Программное содержание: Сверстники и взаимодействие с ними: споры, компромиссы, дружба, уступки, дискуссии. Особенности построения взаимоотношений с детьми одного возраста, со старшими, с младшими.

  • Мальчики и девочки

Программное содержание: Гендерные особенности, стили поведения и взаимодействия, внешний облик представителей разного пола, особенности построения жизнедеятельности представителей разных полов.

  • Почему бывают драки

Программное содержание: навыки осознания своего эмоционального состояния, контроля и саморегуляции. Распознавание эмоциональных состояний других людей в различных ситуациях.

Практика(10 часов). Тематические творческие задания для закрепления пройденного материала.

5. Уроки вежливости

Теория(12часов).  Раскрывает особенности усвоения детьми старшего возраста культуры внешнего вида, особенности речевого этикета в различных ситуациях и с разными людьми, построение тактики поведения в зависимости от ситуации.

  • Учимся вежливости

Программное содержание: Правила вежливости, их осознание и практическое использование. Автоматизация правил речевого общения в деятельности детей при взаимодействии с взрослым и в детской субкультуре.

  • Наш помощник этикет

Программное содержание: Продолжать в игровой форме учить детей правилам культурного поведения в различных видах деятельности.

  • Почему взрослые хмурятся

Программное содержание: Эмоциональные состояния взрослых, язык тела, мимика, жесты. Стили поведения во взаимодействии со взрослым, находящимся в том или ином эмоциональном состоянии, фразы речевого взаимодействия.

  • Что такое гигиена
  • Мой друг Мойдодыр.( личная гигиена)
  • По одежке встречают: как составить свой костюм.

Программное содержание: Дать понятие о гигиене; воспитывать аккуратность, брезгливость к грязи, неопрятности, умение наводить порядок в игровом уголке, умение состалять свой костюм; помочь понять содержание сказки (К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»), развивать мимику и жесты.

Практика(12 часов).Тематические творческие задания для закрепления пройденного материала.

6.Семейный этикет

Теория(4часа). 

  • Секреты семейного счастья.
  • Мама, папа и я – дружная семья.
  • Мои любимые бабушка и дедушка.
  • У меня братишка есть, у меня сестренка есть…

Программное содержание: Дать понятие о семье и семейных ценностях; воспитывать уважение к родителям и старшему поколению.

Практика (4часа).Тематические творческие задания для закрепления пройденного материала.

7. Я и природа 

Теория(4часа). Учит детей пониманию самоценности природа, восприятию природных объектов и явлений как «живого», навыкам природосберегающего поведения.

  • Земля наш общий дом

Программное содержание: Земля — живой организм, общий дом для всех представителей планеты. Активизация природоведческих знаний и их трансформация в рациональное, экологически грамотное поведение.

  • Мы идем помогать растениям

Программное содержание: Научить детей относится к растениям как к живым существам; воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

  • Живая и мертвая вода

Программное содержание: Развить у детей понятие назначения воды в жизни людей и всего живого; вызвать интерес и желание участвовать в охране природы.

  • Игра «Слабое звено

Программное содержание: Ценности здоровья и здорового образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, становление позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья другого.

Практика (6часов).Тематические творческие задания для закрепления пройденного материала.

8.Экскурсии, совместные праздники и досуговая деятельность.

Практика (12часов).Игры,тематические творческие задания для закрепления пройденного материала.

        

Методические рекомендации   для педагога к содержанию программы:

В современном российском обществе происходит переоценка многих явлений, среди которых не последнее место занимает этикет.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.

Этикет, являясь компонентом поведенческой культуры, вобрал в себя все предыдущие поведенческие явления, созданные человечеством, и добавил к ним стремление нравиться окружающим, быть приятным людям, как в общении, так и любом совместном действии.

Перед обществом всегда стоит задача дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума. Сегодня существует конфликт между этикетом как высшим компонентом поведенческой культуры и реальным поведением людей. Отдельные поведенческие правила не выполняются в силу различных причин: из-за незнания этикета; из-за нежелания соблюдать, поскольку человек не осознает его целесообразности для себя и окружающих; из-за сознательного противопоставления себя общественным поведенческим установкам. Решить эту задачу можно благодаря разумному и вдумчивому воспитанию членов сообщества. Именно эта задача стоит перед педагогом, формирующим у дошкольников культуру поведения.

Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них включены беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, экскурсии, совместные с родителями – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003
  2. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. ФальковичТ.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  6. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.
  7. Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.
  8. 8.www.lseptember.ru
  9. 9. www.detsad.ru
  10. 10. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: М.: Просвещение, 2007.
  11. 11.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста., 1986.

Образовательный модуль «Цветное лукошко»

Пояснительная записка.

 Образовательный модуль «Цветное лукошко» предназначен для развития детей 6 -7 лет в учреждениях дополнительного образования.

Цель модуля:

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности, развитие познавательных процессов (внимание, воображение, память, мышление) и конструкторских навыков у детей.

Задачи модуля:

  • овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, бумажной пластики;
  • формирование творческой активности, художественного вкуса;
  • развивать у ребенка воображение, речь, мышление, конструкторские навыки.
  •  развитие мелкой моторики;
  • воспитание организованности, аккуратности, усидчивости.

Для усвоения программы используются основные методы обучения:

  • наглядный,
  • словесный,
  • метод практических заданий,
  •  поощрения,
  • игры.
  • объяснительно-иллюстративный.

В основу программы положены принципы:

  • развивающего обучения,
  • принцип сотрудничества (совместная работа родителями);
  • принцип интегральности (детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства).

Программа рассчитана на 1 год обучения с группой детей не более 10-12 человек.

 Программа состоит из 108 занятий с режимом проведения 3 занятия в неделю по 30 минут каждое. Продолжительность обучения с сентября по май включительно.

 Контроль над  усвоением учебного материала ведется в течение учебного  года.    Уровень освоения учебной программы диагностируется педагогом через творческие работы детей, игровые задания, выставки, конкурсные работы. При разработке системы занятий учитывались: психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста, необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий, возможность недостаточной подготовки детей на момент начала обучения.

Результативность образовательной программы.

Рисование

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Лепка

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • скатывать ком из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями. Лепить колобки, колбаски, тарелочки;
  • пользоваться набором стек;
  • лепить посуду ленточным способом;
  • создавать несложные композиции из 2-3-х фигур (сюжетная лепка);
  • устойчиво устанавливать поделки на подставку.

Бумажная пластика (аппликация, оригами)

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • навыки и приемы рационального вырезания:
  • симметричное вырезание;
  • прием обрывания, аппликацию с кантом;
  • основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
  • базовые формы, принятые в оригами;
  • правила безопасности и личной гигиены.

 Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять поделки из конусов,  квадрата;
  • составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;
  • правильно и аккуратно пользоваться бумагой и ножницами, клеем, салфеткой;
  • пользоваться различными приемами и способами действий с бумагой в технике оригами такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.

Конструирование

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

 Названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

 Обучающиеся должны уметь:

  • Распознавать, называть: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату, составлять из малых форм большие.

Учебно – тематический  план

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2ч.

1ч.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

2.

Рисование

32ч.

5ч.

27ч.

творческие задания,визуальное наблюдение, выставки

Рисование с натуры. Я учусь рисовать.

8ч.

Декоративное  рисование

6ч.

Сюжетное рисование

18ч.

3.

Лепка

21ч.

3ч.

18ч.

творческие задания,визуальное наблюдение, выставки

Лепка одного предмета

4ч.

Сюжетная лепка

2ч.

Пластилинография

15ч.

4.

Бумажная пластика

48ч.

10ч.

38ч.

творческие задания,визуальное наблюдение, выставки

Аппликация

34ч.

Оригами

4ч.

Вырезание. Сувениры.

10ч.

5.

Конструирование

5ч.

1ч.

4ч.

творческие задания,визуальное наблюдение, беседа

Пространственные представления

1ч.

Сравнение предметов

1ч.

Конструирование из геометрических фигур

3ч.

Итого

108ч.

20ч.

88ч.

Содержание программы

1.Вводное занятие        (2часа).

Теория(1час). Цель и задачи модуля. Режим и план занятий. Демонстрация учебного материала. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности и личной гигиены.

Практика(1час).  «Как подружились цветные карандаши и фломастеры.Я леплю из пластилина»- творческие задания.

2.Рисование (32часа).        

Теория(5часов). Понятия: Основные цвета спектра красок. Смешивание красок. Композиция. Форма и размер. Рисование с натуры. Декоративное  рисование. Сюжетное рисование. Народные промыслы. Техника рисования предметов.Правила безопасности и личной гигиены.

Практика(27часов). Творческие задания:Смешивание красок. Композиция. Форма и размер. Рисование с натуры. Декоративное  рисование. Сюжетное рисование. Народные промыслы. Техника рисования предметов.

3.Лепка (21час).        

Теория (3часа). Понятия:Стека. Примы лепки.Сюжетная лепка. Пластилинография. Правила безопасности и личной гигиены.

Практика (18часов).Творческие задания: Приемы пользования набором стек. Скатывание кома  из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями. Лепка колобков, колбасок, тарелочек. Лепка одного предмета. Сюжетная лепка. Пластилинография.

4.Бумажная пластика (48часов).        

Теория (10часов). Понятия:Аппликация. Оригами.  Сувенир.Приемы рационального вырезания, симметричное вырезание, прием обрывания, основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), базовые формы, принятые в оригами, правила безопасности и личной гигиены.

Практика (38часов).Симметричное вырезание, прием обрывания, сгибание, многократное складывание, надрезание, вырезание.

Творческие задания:  Аппликация. Оригами. Сувениры.

5.Конструирование (5часов).        

Теория (1час). Понятия:Геометрические фигуры. Пространство. Конструирование . Названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Практика (4часа).        Распознавание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Воссоздание  из частей, видоизменение геометрических фигур по условию и конечному результату, составление из малых форм большие.

Творческие задания:  Конструирование из геометрических фигур. Сравнение предметов. Пространственные представления.

Методические рекомендации   для педагога к содержанию программы:

      Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, мышление, воображение. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

       Модуль «Цветное лукошко» является интегрированным курсом, который включает в себя четыре вида изобразительного творчества: рисование, бумажную пластику, лепку из пластилина, конструирование. Перечисленные виды изобразительной  деятельности связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года.

 Модуль «Цветное лукошко» предусматривает чередование занятий по рисованию, лепке и бумажной пластики, конструированию или интегрированные занятия по различным видам деятельности.

Тематика предлагаемых детям занятий разнообразна, предусматривает развитие и усложнение образного решения, разнообразны и формы выполнения изображений (индивидуальная работа и коллективные композиции, совместная творческая деятельность с родителями). Есть многообразие и в предлагаемых детям изобразительных материалах. Это обогащает художественные представления детей, способствует их эстетическому развитию.

Виды занятий с детьми: рисование с натуры,  сюжетное рисование, декоративная работа, лепка, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира, конструирование.    

  Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами: цветные карандаши, акварельные краски, гелиевая  ручка,  фломастеры, бумага, пластилин. Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку фантазировать, по представлению, обогащает его и заставляет думать и размышлять: как будет выглядеть работа, каким материалом лучше выполнить ее.

Используются нетрадиционные приемы в изобразительной деятельности:

  • Рисование пальчиками.
  • Печать губкой. (Губка приклеена на брусок – оттиск).
  • Кляксография обычная.
  •  «Знакомая форма — новый образ».
  • Обрывная аппликация.

Творческая деятельность  детей, с использованием нетрадиционных изобразительных средств, является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

     Одно из важнейших требований к организации занятий с шестилетними детьми - создание условий, при которых обеспечивается своевременная смена видов деятельности детей и разнообразие выполняемых заданий (наблюдение, рисование, лепка, конструирование, участие в беседе, самостоятельная работа, «игровая пауза» и т.д.).

С целью углубления воображения детей, расширения их представлений о мире, обогащения творчества во взаимосвязи с изобразительной деятельностью в план занятий включены разделы: пространственные представления, временные представления, геометрические фигуры сравнения предметов, конструирование.

В разделе «Сравнение предметов» детям будет предложена система игровых  упражнений на развитие глазомера и зрительно-двигательной координации. Они закрепят умения правильно пользоваться словами «большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «короткий», «покороче», «еще короче», «самый короткий»; «высокий», «пониже», «еще пониже», «самый низкий».

     При ознакомлении с частями суток (раздел «Временные представления») дети смогут по картинкам устанавливать связи между действиями людей и частями суток (утром просыпаемся, делаем зарядку, умываемся, завтракаем).

В разделе « Пространственные представления» дети научатся ориентироваться на листе бумаги, усваивая такие понятия, как левый верхний и нижний угол, правый верхний и нижний угол, середина.

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. Конструктивная деятельность, несомненно, важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия - наглядного моделирования. Конструирование развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форм а, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.  Дети научатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки. Учитывать форму различных элементов строительного материала (кубиков, счетных палочек, геометрических фигур); понимать, что в зависимости от того, для чего или кого они строят, их сооружение будет выглядеть совершенно по-разному, но самое главное - создавать новые, собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы в материале.   Работа с геометрическим  материалом        , кубиками, веревочкой, счетными палочками дают возможность не только развивать  воображение, логическое мышление и конструкторские  навыки, но и разнообразить занятия.     Методика работы построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства: цвет, линию, форму, композицию и различные материалы – карандаши, краски, бумагу и т.д.

 Игра помогает детям не только получить, знания, но и расширить, углубить их, создать радостное рабочее настроение, пробудить интерес к предмету, расширить кругозор, творческое мышление, умение наблюдать, сравнивать.

     Наряду с играми, очень важно чаще использовать прием «обыгрывания» учебных занятий.

Литература:

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.
24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

 

Образовательный модуль «Волшебные линии»

Пояснительная записка.

Образовательный модуль «Волшебные линии» предназначен для предшкольного развития детей 6-7 лет в учреждениях дополнительного образования.

Основная цель курса: Подготовка руки  к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.

Реализующие эту цель задачи:

Образовательные

  • Формировать у детей графические навыки
  • Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.

Развивающие

  • Развить  тактильную чувствительность,  мелкую и среднюю  моторику рук, глазомер, память
  • Развить умения ориентироваться на листе бумаги
  • Развить координацию движений ребенка
  • Стимулировать речевое развитие ребенка

Воспитательные

  • Формировать: усидчивость, самооценку, самоконтроль.
  • Развивать целенаправленные действия, умение  доводить начатое дело до конца.

     Программа рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность обучения с сентября по май включительно. Занятия  проводятся по 30 минут  с интервалом 1 раз в неделю с группой детей 10-12 человек.Программа состоит из 36 занятий.

К концу года дети должны уметь:

  • Ориентироваться на листе бумаги и в тетради, на строке, на странице.
  • уметь находить рабочую строку и писать на ней различные элементы букв.
  • выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки.

К концу года дети должны знать:

  • место расположения записи слов и букв (рабочая строка, межстрочное
  • пространство).
  • знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради).

Результаты года:  

  • дети знают и соблюдают гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради).
  •  ориентируются на листе бумаги и в тетради, на строке, на странице.
  • умеют находить рабочую строку и писать на ней различные элементы букв.
  • выполняют штриховку, соблюдая правила штриховки.
  • укреплен мышечный тонус кистей рук.
  • получены хорошие показатели  развитиядетей по критериям: глазомер, степень развития скоординированных движений руки, развитие моторики.

Учебно – тематический  план

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1ч.

-

тестирование

Подготовительный период. Работа на бумаге.

8ч.

2ч.

6ч.

2.

Знакомство с правилами письма

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

3,4.

Круговые линии широкого размаха.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

5,6.

Круговые линии небольшого размаха.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

7.

Проведение линий по контуру.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

8,9.

Полуовалы.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

Основной период. Работа в тетради.

26ч.

6ч.

20ч.

10.

Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой. Строка, межстрочное пространство.

1ч.

-

творческие задания,визуальное наблюдение

11,12

13.

Линии прямые и наклоненные.

3ч.

1ч.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

Линии с закруглениями.

5ч.

1ч.

4ч.

14,15

Линии с закруглениями внизу.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

16,17

Линии с закруглениями вверху.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

18.

Линии с закруглениями вверху и внизу.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

19,20

Горизонтальные линии.

2ч.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

Штриховка.

4ч.

1ч.

3ч.

21.

Ознакомление со штриховкой.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

22.

Штриховка сверху вниз и снизу вверх.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

23.

Штриховка слева направо

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

24.

Штриховка в разных направлениях.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

Овалы.

5ч.

1ч.

4ч.

25,26

Овал в пределах  рабочей строки.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

27.

Овал, выходящий за пределы  рабочей строки.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

28,29

Овалы разного размера.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

Петли.

6ч.

1ч.

5ч.

30.

Петли разного размера.  

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

31.

Петли в пределах рабочей строки

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

32.

Петли выходящие за пределы рабочей строки.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

33,34

Петли вверху. Петли внизу.

2ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

35.

Петли вверху и внизу.

1ч.

творческие задания,визуальное наблюдение

36.

Итоговое занятие «Напишу, что захочу»        

1ч.

-

1ч.

тестирование

Итого

36ч.

8ч.

28ч.

Содержание программы.

  1. Вводное занятие (1ч.)

Практика (1 час). Выявление у детей состояния графических навыков, развитие  мелкой моторики пальцев рук.

  1. Подготовительный период. Работа по бумаге (8 ч.)

Теория (2часа). Знакомство с правилами посадки при письме. Слушание объяснения нового материала, согласно теме занятия. Беседа.

Практика (6 часов). Раскрашивание. Пальчиковые упражнения. Отгадывание загадок. Заучивание наизусть.  Творческие задания (по теме занятия) для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие 1.

Знакомство с правилами письма.

Знакомство с правилами посадки при письме. Слушание. БеседаРаскрашивание. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие 2,3.

Круговые линии, имеющие широкий размах.        

Пальчиковые упражнения. Отгадывание загадок. Заучивание наизусть. Рисование круговых линий с большим размахом «Улитка», «Полет стрекозы» Раскрашивание рисунков. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие 4,5.

Круговые линии, имеющие небольшой размах.

Пальчиковые упражнения. Отгадывание загадок. Заучивание наизусть.  Беседа.   Рисование круговых линий с  маленьким размахом «Мыльные пузыри», «Светофор». Раскрашивание рисунков Практическая работа в тетрадях. (см. приложение №1)

Занятие 6.

Проведение линий по контуру.

Слушание. Беседа. Заучивание наизусть. Проведение линий по контуру. «Цветок», «Утенок». Раскрашивание рисунков, их дорисовка.Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие  7,8.

Полуовалы.

Пальчиковые упражнения. Отгадывание загадок. Полуовалы «Волны», «Чешуя». Дорисовка и ритмичное раскрашивание изображений. .Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

3.Основной период. Работа в тетради (26)

Теория (2часа). Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой. Строка, межстрочное пространство. Слушание объяснения нового материала, согласно теме занятия. Беседа.

Практика (6 часов). Раскрашивание. Пальчиковые упражнения. Отгадывание загадок. Заучивание наизусть. Раскрашивание рисунков. Практическое занятие на листах и  в тетради в косую линию. Творческие задания (по теме занятия) для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие 1.

Ознакомление с тетрадью и ее разлиновкой. Строка, межстрочное пространство.

Пальчиковые упражнения. Слушание. Беседа. Раскрашивание рисунков. Очерчивание рабочей строки, написание схем слов и предложений на рабочей строке. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Линии прямые и наклонные (3 часа).

Занятие 2,3,4.

Линии прямые и наклонные.

Пальчиковые упражнения. Слушание. Написание линий больших и маленьких, прямых и наклонных «Солнечные лучи», «Забор». Раскрашивание рисунков.Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

                                Линии с закруглениями (5 часов).

Занятие 5,6.

Линии с закруглениями внизу.

Пальчиковые упражнения. Слушание. Наблюдение. Написание линий с закруглениями внизу». Практическое занятие на листах и  в тетради в косую линию. Раскрашивание рисунков. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

 Занятие  7,8.

Линии с закруглениями вверху.

Пальчиковые упражнения. Слушание. Наблюдение. Раскрашивание рисунков.

Написание линий с закруглениями вверху. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие  9.

Линии с закруглениями вверху и внизу.

Пальчиковые упражнения. Слушание. Наблюдение. Написание линий с закруглениями вверху и  внизу. Обводка по контуру, раскрашивание рисунков. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Горизонтальные линии  (2 часа).

Занятие   10,11. Горизонтальные линии.

Пальчиковые упражнения. Слушание. Наблюдение. Рисование горизонтальных линий на месте бумаги и в тетради «Кораблики», «Вагончики». Раскрашивание рисунков. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Штриховка  (4 часа).

Занятие  12.

Ознакомление со штриховкой.

Пальчиковые упражнения. Отгадывание загадок. Заучивание наизусть. Понятие: штриховка. Слушание. Наблюдение. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие13.

Штриховка сверху вниз и снизу вверх.

Пальчиковые упражнения. Слушание. Наблюдение. Штрихование. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие14.

Штриховка слева направо.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Отгадывание загадок Слушание. Наблюдение. Штрихование. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие  15.

Штриховкав  разных направлениях.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Слушание. Наблюдение. Штрихование Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Творческие задания: Для штриховки  можно использовать фрагменты рисунков, шаблоны предметов или раскраски.

Овалы(5 часов).

Занятие 16,17.

Овал в пределах  рабочей строки.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Раскрашивание рисунков. Слушание. Наблюдение.Написание овала в пределах  рабочей строки. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие 18.

Овал, выходящий за пределы  рабочей строки.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Раскрашивание рисунков. Слушание. Наблюдение.Написание овала, выходящего за пределы  рабочей строки. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие 19,20.

Овалы разного размера.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Раскрашивание рисунков. Слушание. Наблюдение.Написание овалов разного размера. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Петли (6 часов).

Занятие 21.Петли  разного размера.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Раскрашивание рисунков. Слушание. Наблюдение.Написание петель разного размера «Ежик». Слитное написание нескольких петель. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие22.

Петли в пределах рабочей строки.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Раскрашивание рисунков. Слушание. Наблюдение. Написание петель в пределах рабочей строки. «Цветок». Слитное написание нескольких петель. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие23.

Петли выходящие за пределы рабочей строки.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Раскрашивание рисунков. Слушание. Наблюдение.  Написание петель, выходящих за  пределы  рабочей строки. «Барашек». Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие24,25.

Петли вверху. Петли внизу.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Раскрашивание рисунков. Слушание. Наблюдение.Написание петель вверху «Птицы». Написание петель внизу «Стрекозы». Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

Занятие26.

Петли вверху и внизу.

Пальчиковые упражнения. Обводка по контуру. Слушание. Наблюдение.Слитное написание нескольких петель. Творческие задания для самостоятельной работы (см. приложение №1)

4.Итоговое занятие «Напишу, что захочу!»(1час).

Практика (1 час). Тестирование. Обучающиеся выполняют любые понравившиеся им задания.

Список  используемой  литературы.

  • Волошкина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений. Начальная школа. 2000. №1
  • Горецкий В. Г. «Обучение грамоте» 1986 г.
  • Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов.: М 2001.
  • Дьяченко. О.М. Знакомимся с программой «Развитие» М.2001г.
  • Кашлев С.С.. Современные технологии педагогического процесса. Минск.2000 г. 
  • Новикова Г.П., Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2002г.
  • Нефедова. Е.М. Готовимся к школе. М.1998г.
  • Потапова. Е.Н.Радость познания. М.1990г.
  • Соломенников О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ.Методическое пособие. Айрис дидактика. Москва. 2007г
  • Тригер Р.Д. «Пособие для учителя». Смоленск. 2000 г.
  • Тригер Р.Д., Владимирова. Е.В. Я учусь писать. Смоленск.1998г.
  • Шевченко. С.Г. Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород.1993г.
  • Эльконин. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М. 1974г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Тайны нашей речи»

Для успешного овладения устной и письменой речью детьми необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтениюи письму. Но при этом обучение устной речи дол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Экологическая мозаика"

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-н...