Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Экологическая мозаика"
рабочая программа

Ломаченко Ирина Алексеевна

 Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Большемурашкинского района

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр развития творчества детей и юношества"

принята                                                                                          Утверждаю

на педсовете_____________________                     Директор МБУ ДО ЦРТДЮ                                

                                                                                                           ______________ Н.Л.Кожин

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально- педагогической направленности

"Экологическая мозаика"

Срок реализации 1 год

Возраст детей 7- 9 лет

Автор составитель:

Ломаченко И.А.

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

р.п. Большое Мурашкино

2019 год

Оглавление

  I. Пояснительная записка-----------------------------------3-7

II.  Учебный план-------------------------------------------------8

III.  Содержание учебного плана---------------------------9-14

IV.  Календарный учебный график------------------15

  V. Форма аттестации-------------------------------------------16

 VI. Оценочные материалы---------------------------------16-19

 VII. Методические материалы----------------------------20-22

 VIII. Условия реализации программы---------------------23

Список литературы---------------------------------------------23-25

                                      I. Пояснительная записка

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическая мозаика» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального образования.

 Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, программу воспитания и социализации обучающихся.

 Программа выполняет развивающую, воспитательную и социализирующие функции.

 Развивающая направленность программы реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимся опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой:

  • закладывает основы экологического миропонимания;
  • развивает опыт рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков поведения.

 Воспитательная и социализирующая функции программы обеспечиваются:

  • организацией личностного и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии;
  • социальным позиционированием;
  • детско-взрослым диалогом и социальным партнерством; самоопределением в экологических ценностях.

 Программа внеурочной деятельности «Экологическая мозаика» составлена из расчета 144 часа (36 недель).

  Направленность программы

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическая мозаика» направлена на:

 - развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;

  • способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни;
  • действовать предусмотрительно;
  • осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни;
  •  вести работу по экологическому просвещению;
  • ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, духовного развития и материального благополучия.

  Новизна и актуальность

 Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность и экологическая культура.

 Она является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования и предусматривает:

  • формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях;
  •  экологических рисках и способах их контроля;
  •  этических и правовых нормах экологической безопасности;
  •  историческом опыте экологической культуры разных народов;
  •  правилах экологически сообразного здорового образа жизни;
  •  экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Педагогическая целесообразность программы

  Основным педагогическим средством решения задач курса является организация развивающих ситуаций игрового- проектного и социально-проектного типов. В них целенаправленно создаются условия накопления опыта практических экологически ориентированных действий в окружающей среде.

  Обучающиеся вовлекаются в игровую, проектную и исследовательскую работу в библиотеке, Интернете; оформление информационного уголка.

  Рассматриваемые экологические ситуации узнаваемы детьми, затрагивают их непосредственные интересы и потребности, что усиливает мотивацию к экологическому образованию и практической эколого-направленной деятельности.

  Программа внеурочной деятельности «Экологическая мозаика» - это программа по жизненно важным вопросам экологической безопасности и здоровья, она является мощным инструментом воздействия на поведение детей. Рабочая программа учитывает специфические особенности возраста детей, для которых они предназначаются, включая социально-экономические, эмоционально-личностные особенности, а также жизненный опыт и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы обучающихся.

Цель и задачи

 Цель программы внеурочной деятельности «Экологическая мозаика» -  развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

 Задачи:

  • расширение видов источников информации, в которых общающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить;
  • освоение экосистемой познавательной модели и ее применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества;
  • приобретение чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
  • развитие регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережение;
  • ведения эколого-просветительской деятельности;
  •  формирование субъект-субъектного не прагматического отношения к природе;
  • осознание ценности принципа предосторожности.

 Цели и результаты внеурочной деятельности в 1-4 классах формулируются на личностном, мета-предметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья:

  • обеспечения экологического качества окружающей среды;
  • здоровья и экологической безопасности граждан страны;
  • международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной стратегии ХХ1 в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

.

 Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли популяризатора безопасного образа жизни;

  • выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному ресурсоиспользованию, вредным привычкам;
  • демонстрировать личную готовность к не прагматическому отношению к природе.

Мета-предметными результатами являются умения:

  • объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
  • представлять эко-системную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
  • рефлексировать личные затруднения при работе с информацией;
  • формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
  • пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;
  •  различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о ней;
  • выполнять проект;
  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;
  • позиционировать себя в роли эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представление:

  • о научной области экологии, предмете ее изучения;
  • о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
  • об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

- применять экосистему познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

  • устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и расточительным потребительством;
  • приводить примеры экологически сообразного образа жизни и не расточительного природоиспользования в местных условиях.

                                 

II.  Учебный план

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1

Прикладное и изобразительное искусство в руках юных экологов

16

4

12

Организация выставок, конкурсов

2

Я в ответе за того кого приручил. Братья наши меньшие

14

4

10

Защита проекта

Организация выставок, конкурсов

3

"Кормушка для птиц"

14

2

12

Групповая оценка работ

4

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды.

18

2

16

Организация выставок, конкурсов.

Наблюдение

5

Оранжерея на окне.

14

2

12

Организация выставок, конкурсов

6

Экологическая мультипликация.

20

4

16

Организация выставок, конкурсов

Групповая оценка работы

7

Живая аптека

16

2

14

Организация выставок, конкурсов

Групповая оценка работы

8

Природа моего поселка.

16

2

14

Организация выставок, конкурсов

Наблюдение

9

Информационные технологии как средство экологического просвещения.

16

4

12

Защита проекта

Организация выставок, конкурсов

Итого:

144

26

118

III.  Содержание учебного плана.

  Содержание структурировано в виде разделов - модулей:

  • Раздел №1. «Прикладное и изобразительное искусство в руках юных экологов».  
  •  Раздел №2.  « Я в ответе за того кого приручил. Братья наши меньшие»
  • Раздел №3. «Кормушка для птиц»
  • Раздел №4. «Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды».
  •   Раздел №5. «Оранжерея на окне»
  •   Раздел №6. «Экологическая мультипликация»
  •   Раздел №7. «Живая аптека».
  •   Раздел №8. «Природа моего поселка»
  •   Раздел №8. «Информационные технологии как средство экологического просвещения».  

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экологическая мозаика»

Раздел 1.

Прикладное и изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов (16 ч)

Природа в жизни человека. Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство».

 Знакомство с произведениями изобразительного и прикладного искусства.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Конкурс поделок из старых вещей, экологических рисунков, поделок из природного материала.
  • Виртуальные путешествия в музеи разных народов.
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб: Экологические мультфильмы.

Раздел 2.

Я в ответе за того, кого приручил. Братья наши меньшие.(14 часов)

Формировать понятия общечеловеческих ценностей «доброта», «милосердие». Расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных. Разговор о увеличении количества бездомных животных и о путях решения этой проблемы.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Проект «Мой питомец»
  • Изготовление листовок.
  • Фотовыставка «Братья наши меньшие».
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб: Просмотр видеороликов о том, как люди помогают животным. Просмотр видеороликов о том, как животные спасли людей.

Раздел 3.

 «Кормушка для птиц» (14 часов)

С давних времён люди, заботясь об окружающей природе, строили жильё для птиц, подкармливали их. А сейчас, учитывая экологическую ситуацию и исчезновение некоторых видов, это особенно актуально. Кормить птиц нужно круглый год, не только в трудный зимний период.

Ведущая идея: помочь птицам пережить стужу.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Коллективное творческое дело. Изготовление кормушек.
  • Викторина «Каких птиц я знаю?»
  • Фотоохота «Птицы нашего поселка».
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб: Мультфильмы про птиц.

Раздел 4.

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды (18 ч)

 Развиваем экологическую зоркость. Определение понятий «игра», «театр».

 Последствия деятельности человека на планете. Флора и фауна. Вода, воздух, почва.  

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Постановка экологической сказки.
  • Викторина «Почемучка».
  • Конкурсы пантомимы «Узнай меня».
  • Игра «Экологическое лото».
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб: «Ералаш» (выпуски, связанные, с защитой природы и экологическим воспитанием).

 

 Раздел 5.

 «Оранжерея на окне» (14 ч)

Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Конкурс рисунков «Подсолнух»
  • Фотовыставка «Мой домашний цветок»
  • Выставка открыток «Цветочный мир»
  • Викторина «Аленький цветочек».
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб. «Самые загадочные цветы на планете земля»

Раздел 6.

Экологическая мультипликация. (20ч)

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Коллективно-творческая деятельность. Образовательно-экологический мульт проект «Пусть всегда будет чисто».
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб. Просмотр мультфильма, созданного детьми.

Раздел 7.

Экологический проект «Живая аптека»(16 ч)

Исследовательская работа, направленная на изучение лекарственных растений родного края.

Мотив выбора темы проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть в лесах, на полях, в каждом доме (в саду , огороде), известны и знакомы. Знакомство с лекарственными растениями и их практическим применением.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Коллективно-творческая деятельность. Изготовление «Лекарственной азбуки»
  • Викторина «Зеленая Аптека». 
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб. Просмотр мультфильмов о лекарственных растениях.

Раздел 8.

Природа моего поселка. (16 ч)

Знакомство детей с природой родного края. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие культуры экологического воспитания.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Экскурсии по своему поселку. 
  • Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём»
  • Изготовление листовок «Берегите природу»
  • Конкурс рисунков на тему «Экологический знак»
  • Конкурс стихов о природе.
  •  Подвижные игры.
  • Кино-клуб. Просмотр фильма о истории родного поселка.

Раздел 9.

Информационные технологии как средство экологического просвещения (16 ч)

 Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Определение понятия «просвещение», «информационная технология».  Использование информационных технологий для просветительских целей.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • Дистанционный конкурс фоторепортажей «День добрых дел»
  • Виртуальные экскурсии «Живая планета»
  • Создание презентации «Юные экологи».
  • Интерактивная игра «Экологический калейдоскоп».
  • Подвижные игры.
  • Кино-клуб: Просмотр видеороликов о современных экологически безопасных технологиях.

Формы и режим занятий

 Приоритетными видами внеурочной деятельности в программе считаются организационно- коммуникативная, рефлексивно-оценочная, а также трудовая.

 Из форм организации внеурочной деятельности наиболее актуальны конкурсы, экскурсии и т. д.

 Поведение итогов представляется в виде индивидуальной и коллективной работы (выставка, презентация, проект и др.) в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

 Экологическое образование во внеурочной деятельности реализуется через системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально-значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровье-сберегающей тематикой.

 Занятия проводятся четыре раза в неделю, после уроков.

 Ожидаемые результаты

  На этапе начального образования на первое место во внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы.

 Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу- нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

  Основные виды внеурочной деятельности: эмоционально-эстетическая, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно-значимые полезные дела и начала научно-познавательной деятельности.

 Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового учебного типов.

  В 1-4 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности.

IV.Календарный учебный график на 2019 - 2020 учебный год

дополнительной общеразвивающей программы

''Экологическая мозаика»

Месяц

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего учебных недель / часов

Всего часов по программе

недели

9 - 15

16 - 22

23 - 29

30-06

07 - 13

14 - 20

21 - 27

28- 03

04- 10

11 - 17

18 - 24

25- 01

02- 08

9- 15

16- 22

23 - 29

08-12

13-19

20-26

27-02

03-9

10-16

17-23

24--02

03-9

10-16

17-23

24-30

31-06

7-13

14-20

21-27

28-04

05-11

12-18

19-25

26-29

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

каникулы

17

18

29

20

21

22

23

24

25

26

28

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

1 год обучения

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

-

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

36/144

26

118

Условные обозначения:

Ведение занятий по расписанию -

Промежуточная аттестация -

Каникулы –01.01.19-07.01.19

V. Форма аттестации

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, викторин, игр.

Промежуточный контрольколлективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах .

  • Итоговые выставки творческих работ;
  • Презентации;
  • Участие в конкурсах исследовательских работ;
  • Презентация итогов работы.

VI. Оценочные материалы

Раздел программы

Форма контроля

Критерии оценки

 (от 1до 5 баллов)

Система оценки

1

Прикладное и изобразительное искусство в руках юных экологов

  • Участие в выставках, конкурсах
  • Выполнение самостоятельных заданий
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

2

Я в ответе за того кого приручил. Братья наши меньшие

  • Активность в проектах
  • Участие в выставках, конкурсах
  • Коллективно-творческая работа
  • Выполнение самостоятельных заданий
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

3

"Кормушка для птиц"

  • Активность в проекте
  • Участие в выставках, конкурсах
  • Наблюдение
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

4

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды

  • Дидактические многофункциональные игры
  • Участие в театрализованном представлении
  • Участие в выставках, конкурсах
  • Наблюдение
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

5

Оранжерея на окне

  • Активность в проекте

  • Выполнение самостоятельных заданий
  • Участие в выставках, конкурсах
  • Наблюдение
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

6

Экологическая мультипликация

  • Участие в коллективно- творческой работе

  • Участие в выставках, конкурсах
  • Наблюдение
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

7

Живая аптека

  • Активность в проекте
  • Участие в коллективно- творческой работе

  • Участие в конкурсах
  • Наблюдение
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

8

Природа моего поселка

  • Участие в коллективно- творческой работе

  • Участие в конкурсах
  • Наблюдение
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

9

Информационные технологии как средство экологического просвещения

  • Дидактические многофункциональные игры
  • Участие в выставках, конкурсах
  • Наблюдение
  • Ребенок регулярно посещает занятия
  • Старательно и терпеливо выполняет работу
  • Проявляет настойчивость в достижении цели
  • Строит работу на принципе уважения и доброжелательности, взаимопомощи
  • Общителен
  • Активен в работе

1-2 балла -низкий уровень освоения программы

3-4 балла -

средний уровень освоения программы

5 баллов -

высокий уровень освоения программы

VII. Методические материалы

Раздел

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательной деятельности

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Прикладное и изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов.

  • Творческая мастерская
  • Вернисаж
  • Игра-путешествие
  • Игровая программа
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

 Участие в   выставке детских творческих работ, конкурсах. 

Я в ответе за того, кого приручил. Братья наши меньшие.

  • Творческая мастерская
  • Подготовка проекта
  • Игровая программа
  • Студия
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

Защита проектов.

" Кормушка для птиц".

  • Творческая мастерская
  • Фабрика
  • Игровая программа
  • Студия
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

 Участие в   выставке детских творческих работ, конкурсах.

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды.

  • Сказка
  • Творческая мастерская
  • Игровая программа
  • Викторина
  • Студия
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

Театрализованное выступление для родителей. 

Оранжерея на окне.

  • Творческая мастерская
  • Подготовка проекта
  • Игровая программа
  • Студия
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

Участие в   конкурсах. Защита проекта.

Экологическая мультипликация.

  • Творческая мастерская
  • Подготовка проекта
  • Игровая программа
  • Студия
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

Участие в   конкурсах. Защита мультпроекта.

«Живая аптека»

  • Творческая мастерская
  • Фабрика
  • Игровая программа
  • Студия
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

Участие в   выставке детских творческих работ, конкурсах.

Природа моего поселка.

  • Экскурсия
  • Акция
  • Творческая мастерская
  • Вернисаж
  • Игровая программа
  • Студия
  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

Участие в   выставке детских творческих работ, конкурсах.

Информационные технологии как средство экологического просвещения.

  • Конкурс
  • Путешествие
  • Презентация
  • Игра деловая
  • Студия
  • Игровая программа

  • Посиделки

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.

Карточки с заданиями

Сборники мультфильмов по экологическому воспитанию в начальной школе

Ресурсы интернета

Компьютер

Проектор

Колонка

Фотоаппарат Видеокамера

Участие в   выставке детских творческих работ, конкурсах.

Презентация-отчет о работе творческого объединения за год.

VIII. Условия реализации программы

Создание комфортной обстановки на занятиях, необходимой для проявления способностей каждого ребенка.

Индивидуальный подход к воспитаннику с учетом его психологических и возрастных особенностей.

Поддержка педагогом связи с родителями.

Постоянная работа педагога по самообразованию: новые знания в области педагогики, психологии, новых информационных технологий.

Материально- техническое обеспечение.

Наличие материальной базы: кабинет, компьютер, проектор, интерактивная доска, колонка, фотоаппарат, видеокамера.

Кадровые ресурсы.

Педагог ДО со специальной подготовкой по соответствующей направленности.

Список литературы

  ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учеб. -метод.пособие/Т.Я.Ашихмина, А.И. Васильева, Л.В. Кондакова и др.; под ред. Т.Я. Ашихминой. - М. : Агар, 2000.

Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания/А.В. Гагарин.  М.:Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

Грини А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях/А.С. Гринин, В.Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект/В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. - М.,2001.

Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» /Е.Н. Дзятковская. - М.:Образование и экология, 2008.

Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома/Е.Н. Дзятковская. - М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А.Н. На экологической тропе/А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1999.

Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе/ А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Педагогика, 1984.

Ищенко Г.Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6-10 лет/Г.Г.Ищенко//Книжки, нотки и игрушки. -2004.- №2. - С.19-21.

Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009.

Костко О.К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий/О.К. Костко. - М.: Аквариум, 1997.

Маглыш С.С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб. -метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков/С.С. Малыш, А.Н. Филиппов, В.А. Бахарев. - М.: ТетраСистемс, 2008.

Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологи. - Вологда: Русь, 1995. - Ч.1.

Отношение школьников к природе/под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1999.

Пономарева О.Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб. -метод. пособие /О.Н. Пономарева. - М.: Скрипторий, 2003, 2004.

Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 н.Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем/П.Ревель, Ч.Ревель. - М.: Мир, 1995.

Серов Г.П. Основы экологической безопасности: учеб. - метод. пособие/ Г.П. Серов - М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

Суравегина И.Т. Как учить экологии: пособие для учителя/ И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич.- М.: Просвещение, 1995.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит. чтения по программе. «Экологическое развитие» /Л.П. Анастасова, Т.В. Кучер, И.В. Николаев. - М. : ТОО «Валеннт», 1995, 1997. - Ч.1-3.

Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков/ К.Б. Асланиди, М.А. Малярова, Т.В. Потапова и др.; под ред. Т.В. Потаповой, Н.Г. Рыбальского - М.: Изд. МНЕПУ, 1995.

Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4-5 классов/Е.Н.Дзятковская. - М.: Образование и экология, 2008.

Дольник В.Р. Вышли мы все из природы:беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей/В.Р. Дольник. - М. : LINKA PRESS, 1996.

Рянжин С.В. Экологический букварь/ С.В. Рянжин. - СПб.: Пит-Та, 1996.

Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч.1-3, 5-8, 11-13, 15,16,18,21-28.

Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ В.П. Ситников. - М.: Слово, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие /сост. Н.Ф. Церцек. - М.: Либирея - Бибинформ, 2007.

Энциклопедия для детей/метод. ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек;  отв. ред. Е. Ананьева. - М.: Аванта+,2003. - Т.19. Экология.

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: АСТ, 1997.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально-педагогической направленности«АБВГДейка»(стартовый уровень)Возраст учащихся: 7-8 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Тайны нашей речи»

Для успешного овладения устной и письменой речью детьми необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтениюи письму. Но при этом обучение устной речи дол...