Конспект внеклассного мероприятия "Турнир знатоков русского языка" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Стеганцева Инна Владимировна

Для педагогов начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 классе

 «Турнир знатоков русского языка »

Цели: 

  1. Обобщение знаний учащихся об изученных частях речи.
  2. Расширение словарного запаса и кругозора учащихся.
  3. Повышение интереса и активности к изучению русского языка.
  1. Организационный момент.

- Сегодня, друзья,  мы совершим путешествие в страну «Морфология».

-А что такое морфология?

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, который изучает части речи.

- А на чём мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)   (картинка «Ракета»)

- Путешествовать по стране «Морфология» могут не все, а только те, кто хорошо знает русский язык.

-Наше путешествие пройдет в форме турнира, и назовем мы его «Турнир знатоков русского языка».

      - А что такое турнир? Турнир – это состязание.

II.Основная часть.

- Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. А вот и экскурсовод  по замку. Что это за часть речи?

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(Имя существительное)

Имя существительное.

Очень впечатлительное
Имя существительное.
Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?

Обозначит все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называй,
По вопросам узнавай.

Имя существительное будет нашим помощником. Вам будут раздаваться жетоны. По ним мы будем определять «лучшего знатока русского языка». Задания будут, как  групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать правила: 

1. Знаешь, подними руку.

2. Отвечай, не выкрикивая.

 А для начала – разминка.

Разминка

- Составьте  слова из названия нашего   мероприятия  “Турнир знатоков”,

- Составьте за 2 минуты как можно больше слов (запись на листочках; звучит музыка).

- Кто составил 5 слов? - Ребята, а к какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

- Что такое имя существительное? (Обозначает предмет….)
- Итак, наш первый тур проходит в замке имени существительного.

1 тур. “Собери слова”.

- Какого рода бывают существительные?

- Ребята, вы знаете, что в русском языке имена существительные бывают 3 родов. Предлагаю вам собрать  – слова и разместить их в нужный конвертик.

(3 конверта разного цвета. Слова - таблички вырезаны из бумаги)

- Молодцы!  

2 тур. “Замените словосочетание существительным”.

Храбрый человек – храбрец.
Умный человек – умник.
Добрый человек – добряк.
Болтливый человек – болтун.
Богатый человек – богач.
Мудрый человек – мудрец.
Хвастливый человек – хвастун.
Ленивый человек – лентяй.
Весёлый человек – весельчак.                          

3 тур. “Лови мяч”.

- Я кидаю вам мяч в руки, а вы называете мне, какой частью речи являются эти слова.

Слова: еловая, ёжовые, яблочное, книжная, зеленая, колючий, хорошая, вкусное, интересная.

- На какие вопросы отвечали  слова? (какая?, какой?, какое?)

- Какая часть речи отвечает на эти вопросы? (имя прилагательное)

- Мы отправляемся на нашей ракете  в следующее царство.

- Отгадайте, кто нам в этом поможет?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Мы в замке имени прилагательного.

Имя прилагательное

Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

4 тур. “ Ты – волшебник ”.

- Скажи одним словом – прилагательным

Повязка на рукаве – нарукавная.
Календарь на стене – настенный.
Переход под землёй – подземный.
Камни под водой – подводные.
Час перед рассветом – предрассветный.
Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное.
Мячи для тенниса – теннисные    

- Молодцы!

Физминутка

- Будем с вами мы считать:

Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,
Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,
В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,
А в последний раз быстрее хлопай, веселее топай.

5 тур «Загадки»

1)  Каждый полдень, там, где юг,
  Всем сиял над полем круг.
(Солнце)

- Назовите признаки солнца (большое, яркое, лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее)

2)  В небе тучи растревожит,
    Дождь пригонит проливной,
    Лодке парусной поможет,
    Засвистит в трубе печной.
    Побывал везде на свете
    Озорной, весёлый …..
(Ветер)

- Назовите признаки ветра (сильный, теплый, порывистый, ураганный, легкий)

3) Приказало солнце: “Стой!
   Семицветный мост крутой!”
   Туча скрылась, солнца свет,
   Рухнул мост, а щепок нет.  
(Радуга)

- Назовите признаки радуги (красивая, дугообразная, разноцветная, цветная, семицветная, яркая).                                                                      

Игра «Подбери антонимы». Что это за слова?

Добрый –                             Длинный –

Чёрный –                              Высокий –

Светлый –                             Горячий -

Большой –                            Сладкий –

- Какой части речи у нас ещё не хватает? Глагола. Отправляемся в замок, где живёт глагол.

- На какие вопросы отвечают глаголы? (что делать? что сделать?)

6 тур: “Кто что делает?”

- Назовите слова, обозначающие действие этого животного (что они умеют делать).

Корова – (мычит)     Лошадь –           Коза-         Свинья-

Кошка –        Волк  -     Змея –          Ворона –       Кукушка –

Лягушка –    Голубь  –    (воркует)     Собака -                   

7 тур. “Угадай-ка” ( групповое задание)

- Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.

Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их.

1. Снежное покрывалосущ.   покрывалогл. все поле.

2. Посадила мама в печьсущ.  пироги печьгл..

3. Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.

- Какие слова вы подчеркнули?

- Какой частью речи они являются? (существительное и глагол)

10 тур: “Закончи пословицу”.

- Я начинаю, а вы заканчиваете.

а) Труд кормит, а лень….. портит.
б) Как аукнется, так и….. откликнется.
в) Семь раз отмерь, один раз
….. отрежь.
г) Нет друга - ищи, а нашёл
….. береги.
д) Сам погибай, а товарища
…. выручай.

- А вот ещё одна игра «Крылатые выражения».

- Что это такое? Так говорят иногда люди. Мы называем их «Фразеологические обороты».

- Вылетело из головы (забыть)

-обвести вокруг  пальца – (обмануть)

- поставить на ноги - (вылечить)

- вешать нос – (огорчаться)

- зарубить на носу – (запомнить)

- тыкать носом – (указывать)                   

Итог мероприятия

- Итак,  мы побывали с вами в стране «Морфологии». В этой стране  живут и другие части речи. О них мы узнаем в следующий раз.

Игра на внимание.

- Встали все!
- Если я называю имя существительное – хлопните 1 раз в ладоши. Если прилагательное – приседаете. Если глагол – поворот вокруг себя.

Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, говорит, летает, заяц, зеленая, стол, зубастый, мяч.

- Самыми внимательными были …..

- А теперь, подведём итог. Посчитайте ваши жетоны. Кто же победил в нашем турнире? (Подсчет жетонов, награждение)

Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.

Итог. Рефлексия.

-Интересным ли было мероприятие? Что вам запомнилось?

 -Какое у вас настроение. Покажите смайлики. (У каждого на столах три смайлика)

Всем большое спасибо за внимание!!!