Главные вкладки

    Конспект внеклассного мероприятия "Турнир знатоков русского языка" 3 класс
    методическая разработка по русскому языку (3 класс)

    Стеганцева Инна Владимировна

    Для педагогов начальной школы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 классе

     «Турнир знатоков русского языка »

    Цели: 

    1. Обобщение знаний учащихся об изученных частях речи.
    2. Расширение словарного запаса и кругозора учащихся.
    3. Повышение интереса и активности к изучению русского языка.
    1. Организационный момент.

    - Сегодня, друзья,  мы совершим путешествие в страну «Морфология».

    -А что такое морфология?

    Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, который изучает части речи.

    - А на чём мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

    Чудо-птица, алый хвост,
    Прилетела в стаю звезд.
    (Ракета)   (картинка «Ракета»)

    - Путешествовать по стране «Морфология» могут не все, а только те, кто хорошо знает русский язык.

    -Наше путешествие пройдет в форме турнира, и назовем мы его «Турнир знатоков русского языка».

          - А что такое турнир? Турнир – это состязание.

    II.Основная часть.

    - Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. А вот и экскурсовод  по замку. Что это за часть речи?

    Давно живу я в мире этом,

    Даю названия предметам.

    (Имя существительное)

    Имя существительное.

    Очень впечатлительное
    Имя существительное.
    Убедят его легко
    Два вопроса: кто? и что?

    Обозначит все предметы:
    Кто? ворона, что? кометы,
    Кто? зайчонок, что? гроза,
    Книга, речка, стрекоза.

    Так предметы называй,
    По вопросам узнавай.

    Имя существительное будет нашим помощником. Вам будут раздаваться жетоны. По ним мы будем определять «лучшего знатока русского языка». Задания будут, как  групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать правила: 

    1. Знаешь, подними руку.

    2. Отвечай, не выкрикивая.

     А для начала – разминка.

    Разминка

    - Составьте  слова из названия нашего   мероприятия  “Турнир знатоков”,

    - Составьте за 2 минуты как можно больше слов (запись на листочках; звучит музыка).

    - Кто составил 5 слов? - Ребята, а к какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

    - Что такое имя существительное? (Обозначает предмет….)
    - Итак, наш первый тур проходит в замке имени существительного.

    1 тур. “Собери слова”.

    - Какого рода бывают существительные?

    - Ребята, вы знаете, что в русском языке имена существительные бывают 3 родов. Предлагаю вам собрать  – слова и разместить их в нужный конвертик.

    (3 конверта разного цвета. Слова - таблички вырезаны из бумаги)

    - Молодцы!  

    2 тур. “Замените словосочетание существительным”.

    Храбрый человек – храбрец.
    Умный человек – умник.
    Добрый человек – добряк.
    Болтливый человек – болтун.
    Богатый человек – богач.
    Мудрый человек – мудрец.
    Хвастливый человек – хвастун.
    Ленивый человек – лентяй.
    Весёлый человек – весельчак.                          

    3 тур. “Лови мяч”.

    - Я кидаю вам мяч в руки, а вы называете мне, какой частью речи являются эти слова.

    Слова: еловая, ёжовые, яблочное, книжная, зеленая, колючий, хорошая, вкусное, интересная.

    - На какие вопросы отвечали  слова? (какая?, какой?, какое?)

    - Какая часть речи отвечает на эти вопросы? (имя прилагательное)

    - Мы отправляемся на нашей ракете  в следующее царство.

    - Отгадайте, кто нам в этом поможет?

    Определяю я предметы.

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь!

    - Мы в замке имени прилагательного.

    Имя прилагательное

    Сильно любознательное
    Имя прилагательное.
    В чём предметов-то секрет?
    На вопросы дай ответ:

    Он какой? Она какая?
    Сильный, добрая, родная.
    А оно? Оно смешное,
    Тёплое и озорное.

    Эти признаки важны,
    Речь обогатить должны.

    4 тур. “ Ты – волшебник ”.

    - Скажи одним словом – прилагательным

    Повязка на рукаве – нарукавная.
    Календарь на стене – настенный.
    Переход под землёй – подземный.
    Камни под водой – подводные.
    Час перед рассветом – предрассветный.
    Доска для класса – классная.
    Занятие в группе – групповое.
    Вечер в субботу – субботний.
    Поле для хоккея – хоккейное.
    Мячи для тенниса – теннисные    

    - Молодцы!

    Физминутка

    - Будем с вами мы считать:

    Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,
    Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,
    В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,
    А в последний раз быстрее хлопай, веселее топай.

    5 тур «Загадки»

    1)  Каждый полдень, там, где юг,
      Всем сиял над полем круг.
    (Солнце)

    - Назовите признаки солнца (большое, яркое, лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее)

    2)  В небе тучи растревожит,
        Дождь пригонит проливной,
        Лодке парусной поможет,
        Засвистит в трубе печной.
        Побывал везде на свете
        Озорной, весёлый …..
    (Ветер)

    - Назовите признаки ветра (сильный, теплый, порывистый, ураганный, легкий)

    3) Приказало солнце: “Стой!
       Семицветный мост крутой!”
       Туча скрылась, солнца свет,
       Рухнул мост, а щепок нет.  
    (Радуга)

    - Назовите признаки радуги (красивая, дугообразная, разноцветная, цветная, семицветная, яркая).                                                                      

    Игра «Подбери антонимы». Что это за слова?

    Добрый –                             Длинный –

    Чёрный –                              Высокий –

    Светлый –                             Горячий -

    Большой –                            Сладкий –

    - Какой части речи у нас ещё не хватает? Глагола. Отправляемся в замок, где живёт глагол.

    - На какие вопросы отвечают глаголы? (что делать? что сделать?)

    6 тур: “Кто что делает?”

    - Назовите слова, обозначающие действие этого животного (что они умеют делать).

    Корова – (мычит)     Лошадь –           Коза-         Свинья-

    Кошка –        Волк  -     Змея –          Ворона –       Кукушка –

    Лягушка –    Голубь  –    (воркует)     Собака -                   

    7 тур. “Угадай-ка” ( групповое задание)

    - Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.

    Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их.

    1. Снежное покрывалосущ.   покрывалогл. все поле.

    2. Посадила мама в печьсущ.  пироги печьгл..

    3. Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.

    - Какие слова вы подчеркнули?

    - Какой частью речи они являются? (существительное и глагол)

    10 тур: “Закончи пословицу”.

    - Я начинаю, а вы заканчиваете.

    а) Труд кормит, а лень….. портит.
    б) Как аукнется, так и….. откликнется.
    в) Семь раз отмерь, один раз
    ….. отрежь.
    г) Нет друга - ищи, а нашёл
    ….. береги.
    д) Сам погибай, а товарища
    …. выручай.

    - А вот ещё одна игра «Крылатые выражения».

    - Что это такое? Так говорят иногда люди. Мы называем их «Фразеологические обороты».

    - Вылетело из головы (забыть)

    -обвести вокруг  пальца – (обмануть)

    - поставить на ноги - (вылечить)

    - вешать нос – (огорчаться)

    - зарубить на носу – (запомнить)

    - тыкать носом – (указывать)                   

    Итог мероприятия

    - Итак,  мы побывали с вами в стране «Морфологии». В этой стране  живут и другие части речи. О них мы узнаем в следующий раз.

    Игра на внимание.

    - Встали все!
    - Если я называю имя существительное – хлопните 1 раз в ладоши. Если прилагательное – приседаете. Если глагол – поворот вокруг себя.

    Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, говорит, летает, заяц, зеленая, стол, зубастый, мяч.

    - Самыми внимательными были …..

    - А теперь, подведём итог. Посчитайте ваши жетоны. Кто же победил в нашем турнире? (Подсчет жетонов, награждение)

    Учите русский годы к ряду,
    С душой, с усердием, с умом!
    Вас ждёт великая награда,
    И та награда – в нём самом.

    Итог. Рефлексия.

    -Интересным ли было мероприятие? Что вам запомнилось?

     -Какое у вас настроение. Покажите смайлики. (У каждого на столах три смайлика)

    Всем большое спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

    Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

    Внеклассное занятие "Знатоки русского языка" 3 класс

    Данное занятие можно использовать во внеклассной работе в 3 классе. Форма работы - групповая....

    Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" 4 класс

    Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" 4 класс...

    конспект внеклассного мероприятия \'\'Знатоки окружающего мира\'\'

    конспект внеклассного мероприятия ''Знатоки окружающего мира''...

    Внеклассное занятие "Знатоки русского языка"

    Внеклассное по русскому языку 2 класс...

    Конспект внеклассного мероприятия "Знатоки ПДД"

    Игровой, познавательный материал по правилам безопасности дорожного движения....

    Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

    Занятие направлено на развитие интереса к изучению русского языка, повышение общей языковой культуры...