Конспект внеклассного мероприятия "Турнир знатоков русского языка" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Для педагогов начальной школы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 классе
«Турнир знатоков русского языка »
Цели:
- Обобщение знаний учащихся об изученных частях речи.
- Расширение словарного запаса и кругозора учащихся.
- Повышение интереса и активности к изучению русского языка.
- Организационный момент.
- Сегодня, друзья, мы совершим путешествие в страну «Морфология».
-А что такое морфология?
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, который изучает части речи.
- А на чём мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета) (картинка «Ракета»)
- Путешествовать по стране «Морфология» могут не все, а только те, кто хорошо знает русский язык.
-Наше путешествие пройдет в форме турнира, и назовем мы его «Турнир знатоков русского языка».
- А что такое турнир? Турнир – это состязание.
II.Основная часть.
- Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. А вот и экскурсовод по замку. Что это за часть речи?
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(Имя существительное)
Имя существительное.
Очень впечатлительное
Имя существительное.
Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?
Обозначит все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.
Так предметы называй,
По вопросам узнавай.
Имя существительное будет нашим помощником. Вам будут раздаваться жетоны. По ним мы будем определять «лучшего знатока русского языка». Задания будут, как групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать правила:
1. Знаешь, подними руку.
2. Отвечай, не выкрикивая.
А для начала – разминка.
Разминка
- Составьте слова из названия нашего мероприятия “Турнир знатоков”,
- Составьте за 2 минуты как можно больше слов (запись на листочках; звучит музыка).
- Кто составил 5 слов? - Ребята, а к какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)
- Что такое имя существительное? (Обозначает предмет….)
- Итак, наш первый тур проходит в замке имени существительного.
1 тур. “Собери слова”.
- Какого рода бывают существительные?
- Ребята, вы знаете, что в русском языке имена существительные бывают 3 родов. Предлагаю вам собрать – слова и разместить их в нужный конвертик.
(3 конверта разного цвета. Слова - таблички вырезаны из бумаги)
- Молодцы!
2 тур. “Замените словосочетание существительным”.
Храбрый человек – храбрец.
Умный человек – умник.
Добрый человек – добряк.
Болтливый человек – болтун.
Богатый человек – богач.
Мудрый человек – мудрец.
Хвастливый человек – хвастун.
Ленивый человек – лентяй.
Весёлый человек – весельчак.
3 тур. “Лови мяч”.
- Я кидаю вам мяч в руки, а вы называете мне, какой частью речи являются эти слова.
Слова: еловая, ёжовые, яблочное, книжная, зеленая, колючий, хорошая, вкусное, интересная.
- На какие вопросы отвечали слова? (какая?, какой?, какое?)
- Какая часть речи отвечает на эти вопросы? (имя прилагательное)
- Мы отправляемся на нашей ракете в следующее царство.
- Отгадайте, кто нам в этом поможет?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Мы в замке имени прилагательного.
Имя прилагательное
Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
4 тур. “ Ты – волшебник ”.
- Скажи одним словом – прилагательным
Повязка на рукаве – нарукавная.
Календарь на стене – настенный.
Переход под землёй – подземный.
Камни под водой – подводные.
Час перед рассветом – предрассветный.
Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное.
Мячи для тенниса – теннисные
- Молодцы!
Физминутка
- Будем с вами мы считать:
Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,
Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,
В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,
А в последний раз быстрее хлопай, веселее топай.
5 тур «Загадки»
1) Каждый полдень, там, где юг,
Всем сиял над полем круг. (Солнце)
- Назовите признаки солнца (большое, яркое, лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее)
2) В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый …..(Ветер)
- Назовите признаки ветра (сильный, теплый, порывистый, ураганный, легкий)
3) Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой!”
Туча скрылась, солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)
- Назовите признаки радуги (красивая, дугообразная, разноцветная, цветная, семицветная, яркая).
Игра «Подбери антонимы». Что это за слова?
Добрый – Длинный –
Чёрный – Высокий –
Светлый – Горячий -
Большой – Сладкий –
- Какой части речи у нас ещё не хватает? Глагола. Отправляемся в замок, где живёт глагол.
- На какие вопросы отвечают глаголы? (что делать? что сделать?)
6 тур: “Кто что делает?”
- Назовите слова, обозначающие действие этого животного (что они умеют делать).
Корова – (мычит) Лошадь – Коза- Свинья-
Кошка – Волк - Змея – Ворона – Кукушка –
Лягушка – Голубь – (воркует) Собака -
7 тур. “Угадай-ка” ( групповое задание)
- Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.
Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их.
1. Снежное покрывалосущ. покрывалогл. все поле.
2. Посадила мама в печьсущ. пироги печьгл..
3. Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.
- Какие слова вы подчеркнули?
- Какой частью речи они являются? (существительное и глагол)
10 тур: “Закончи пословицу”.
- Я начинаю, а вы заканчиваете.
а) Труд кормит, а лень….. портит.
б) Как аукнется, так и….. откликнется.
в) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
г) Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
д) Сам погибай, а товарища…. выручай.
- А вот ещё одна игра «Крылатые выражения».
- Что это такое? Так говорят иногда люди. Мы называем их «Фразеологические обороты».
- Вылетело из головы (забыть)
-обвести вокруг пальца – (обмануть)
- поставить на ноги - (вылечить)
- вешать нос – (огорчаться)
- зарубить на носу – (запомнить)
- тыкать носом – (указывать)
Итог мероприятия
- Итак, мы побывали с вами в стране «Морфологии». В этой стране живут и другие части речи. О них мы узнаем в следующий раз.
Игра на внимание.
- Встали все!
- Если я называю имя существительное – хлопните 1 раз в ладоши. Если прилагательное – приседаете. Если глагол – поворот вокруг себя.
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, говорит, летает, заяц, зеленая, стол, зубастый, мяч.
- Самыми внимательными были …..
- А теперь, подведём итог. Посчитайте ваши жетоны. Кто же победил в нашем турнире? (Подсчет жетонов, награждение)
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
Итог. Рефлексия.
-Интересным ли было мероприятие? Что вам запомнилось?
-Какое у вас настроение. Покажите смайлики. (У каждого на столах три смайлика)
Всем большое спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное занятие "Знатоки русского языка" 3 класс
Данное занятие можно использовать во внеклассной работе в 3 классе. Форма работы - групповая....

Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" 4 класс
Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" 4 класс...

конспект внеклассного мероприятия \'\'Знатоки окружающего мира\'\'
конспект внеклассного мероприятия ''Знатоки окружающего мира''...
Конспект внеклассного мероприятия "Знатоки ПДД"
Игровой, познавательный материал по правилам безопасности дорожного движения....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
Занятие направлено на развитие интереса к изучению русского языка, повышение общей языковой культуры...

