Технологическая карта к уроку «Части речи»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка по технологии способа диалектического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkij.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по технологии способа диалектического обучения

Класс: 2

Тема: Закрепление по теме «Части речи»

Тип урока:  урок повторения и обобщения  знаний.

Цели  урока:

Образовательно-развивающие цели:

1. Применение  учащимися опорных знаний: самостоятельная часть речи, местоимение, имя существительное, глагол, имя прилагательное

2. Овладение учащимися УУД:

а) познавательными: подведение под понятие;  построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

      б) регулятивными: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;  

      самооценка результатов учебного труда;

       в) коммуникативными: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи; строить монологическое высказывание.

3 Овладение учащимися предметных УУД: определять существенные признаки частей речи,  находить части речи  среди других слов, составлять предложения  из группы слов,  формулировать определение понятий (местоимение, глагол, имя существительное, предложение).

Воспитательные цели:

1. Формирование у учащихся  мировоззрения на основе категорий: общее – особенное – единичное, единство – многообразие, целое – часть.

2. Развитие  личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

Деятельность  учителя

Баллы,время

Деятельность учащихся

     1.  Орг.момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

1мин.

Знакомство обучающихся с заявкой на оценку и критериями оценки

Заявка на оценку (8учащихся)

«5» -  18 баллов и больше

«4» -  12-17  баллов

«3» -  8-11 балл

2мин.

Учащиеся делают заявку на оценку.

Фиксирование оценки на полях тетради.

  1. Повторение  опорных  понятий.

Задание 1. Обобщите понятия до ближайшего рода.

Глагол, имя существительное, имя прилагательное, местоимение, предлог.

- Определите, какова  тема сегодняшнего урока.

- Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?

Фронтальная работа.

- Как доказать, что слова   я, она, мы, вы, они являются местоимениями? Ответ сформулируйте в форме умозаключения.

Запишем число, классная работа

1мин.

2 б.

2мин.

 По 1б. за определение темы урока и задач.

 (макс. 2б.)

. за правильное умозаключение.

Слова:   глагол,  имя прилагательное, имя существительное,  предлог, местоимение – части речи

- Тема урока  - обобщение о частях речи.

-Задачи урока – повторим знания о частях речи, будем отличать одну часть речи  от других.

- Поскольку все слова, которые не называют предмет, а указывают на них,  являются  местоимениями,  слова   я, она, мы, вы, они     указывают на предмет.  Следовательно, это  местоимения.

Задание 2. Соотнесите слова с вопросами.(на карточке)

1 солнце                   А что?

2  летает                   Б   кто?

3  красивая               В   какая?

4  парта                    Г  какой?

5  заяц                     Д что делает?

6 зелёный

1.Индивидуальный труд.

2. Фронтальная работа.

Самооценка:  поставьте баллы.

Верно выполнено задание – 6 баллов, 1 ошибка – 5 баллов, 2 ошибки – 4 балла, и т. д..

- В каких словах у вас были ошибки? Почему так получилось?

5мин.

1б. за каждую пару.(макс. 6б.)

Ответ:  1 - А ,  2 – Д, 3 – В, 4 – А,  5 – Б, 6 – Г.

(ответ на слайде – для проверки)

Задание 3. Пользуясь карточкой №1 сформулируйте  вопрос-понятие  по любой части речи.(3вопроса)

-  Как доказать, что слова парта, заяц, стул  являются именами существительными?

- Как доказать, что слова красивая, зеленый являются именами  прилагательными?

1 б. за правильно сформулированный вопрос – понятие.

(макс.3б.)

2 б. за формулирование ответа на в-п в виде определения.

(макс.4б.)

3 б. за формулирование ответа на в- с в виде простого или сложного умозаключения

(макс.4б.)

В-п: Что называется местоимением ? Что такое существительное? Что представляет собой глагол? и т.д.

Ответ: Местоимение – это самостоятельная  часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

- Все слова, которые  не называют предмета, а указывают на него, являются местоимением .

- Поскольку имена существительные  обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? или  что ?, а слова парта, заяц, стул обозначают предмет и отвечают на вопросы КТО? ЧТО?, Следовательно,  это имена существительные.

-Поскольку слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой? какая? какие?  называются именем прилагательным, а  слова красивая, зеленый обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какая? какой?, следовательно, это имена  прилагательные.

  1. Закрепление   знаний

Задание 4 Распределить слова по группам:

1. Индивидуальный труд.

  Весёлый, мы, пришла, мяч, зимний, она, принёс, птичка, серый, я, прыгнул, улитка

2. Простая кооперация: обсудить  в группах выписанные слова.

3. Сложная кооперация: 1 группа называет имена сущ.,, 2 группа – гл., , 3 группа – имена прил..4 гр. - мест

Самооценка: выписали все слова правильно  – 12б., и т.д.

- Как доказать, что слова   пришла, принёс, прыгнул являются глаголом?

Ответ сформулируйте в форме умозаключения.

По 1б. за каждое слово.

(макс.-6 б.)

по 1 б. за выступл.

3 б. за формулирование ответа на в- с в виде простого или сложного умозаключения

Делят слова на 4 группы: имя сущ, гл, имя прил, мест.

Ответ- умозаключение:

- Поскольку  слова, которые  обозначают действие предмета  и отвечают на вопрос что делать? Что сделать, называются  глаголом, а слова  пришла, принес, прыгнул   обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что сделала?, что сделал? , следовательно,  это  глаголы.

Задание 5 Подобрать к словам и записать подходящие по смыслу глаголы (по 1слову) (на карточке)

Мальчик …..

Лягушка..

Ветер..

Собака.. 

1.Индивидуальный труд.

2. Фронтальная проверка

3.Самооценка .

Поставьте свои баллы в лист достижений.

-Пользуясь карточкой №2 сформулируйте вопрос – суждение к данному заданию.

(-Как доказать, что записанные слова являются глаголами. )

По 1б. за каждую пару. (макс.3 б.)

3б. за  формулирование ответа на в- с в виде простого или сложного умозаключения

Проверка

мальчик – играет, бегает

Лягушка – квакает, прыгает

Ветер- дует, свистит

Собака –лает, бегает

- Поскольку  слова, которые  обозначают действие предмета  и отвечают на вопрос что делать? Что сделать, называются  глаголом, а слова играет, квакает, дует, лает отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и  обозначают действие предмета,

следовательно,  это глаголы.

                   

      4.  Обобщение темы урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Какие части речи вы уже изучили?

- Сравните местоимение и имя существительное, используя карточку  № 3.

- Найдите общее у данных частей речи.

- Назовите отличие частей речи.

1 б.

1 б.

по 2 б. за ответ в виде суждения

- Мы сегодня говорили о частях речи

-  имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение

- Сравнивая местоимение  и имя существительное, можно сказать, что они являются самостоятельными  частями речи.

- Как имя существительное, так и местоимение могут быть использованы для образования предложений.

- Кроме  имени  существительного, ещё и местоимение является членом предложения.

- Если местоимение указывает на предмет предмета, то имя существительное обозначает  предмет.

Подведение итогов.

Подсчёт баллов, заработанных на уроке.

Соотнесение учениками  набранного количества баллов с заявкой на оценку.

Выявление учащихся, получивших запланированную оценку.

Выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной.

Обсуждение с учащимися причин расхождения  плана и факта  оценки.

        5.  Домашнее задание.

1 мин.

Учащиеся записывают в дневник задание.


Задание 6.  Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните почему оно лишнее.

Заяц, я, малина, яма, булка

Летает, кричит, ягодный, мечтает

Парта, зеленый, смешной, красивый

Я, бегает, мы, она, вы

Задание 6.  Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните почему оно лишнее.

Заяц, я, малина, яма, булка

Летает, кричит, ягодный, мечтает

Парта, зеленый, смешной, красивый

Я, бегает, мы, она, вы

Задание 6.  Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните почему оно лишнее.

Заяц, я, малина, яма, булка

Летает, кричит, ягодный, мечтает

Парта, зеленый, смешной, красивый

Я, бегает, мы, она, вы

Задание 6.  Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните почему оно лишнее.

Заяц, я, малина, яма, булка

Летает, кричит, ягодный, мечтает

Парта, зеленый, смешной, красивый

Я, бегает, мы, она, вы

Задание 6.  Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните почему оно лишнее.

Заяц, я, малина, яма, булка

Летает, кричит, ягодный, мечтает

Парта, зеленый, смешной, красивый

Я, бегает, мы, она, вы

Задание 6.  Подчеркните лишнее слово в каждой строке, объясните почему оно лишнее.

Заяц, я, малина, яма, булка

Летает, кричит, ягодный, мечтает

Парта, зеленый, смешной, красивый

Я, бегает, мы, она, вы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока " Части речи" 3 класс ФГОС

Дана подробная разработка урока с использование различных видо работ по ФГОС...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....

Технологическая карта совместного урока логопеда и учителя по теме "Части речи. Обобщение. 2 класс"

Конспект совместного занятия логопеда и учителя по изученной теме. Разработана карта урока. Учащиеся, выполняя задания, самостоятельно оценивают свою работу.Лексическая тема: по сказке А.Н. Толстого ...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Части речи». 3 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Части речи»....

Технологическая карта к уроку русского языка "Части речи"

Технологическая карта к уроку русского языка "Части речи" в 3 классе....