Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Части речи». 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 

Технологическая карта

открытого урока русского языка.

 

Тема урока:

«Части речи».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_3_klass.docx52.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА «ЛАДА»

Г.О. ТОЛЬЯТТИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта

открытого урока русского языка.

Тема урока:

«Части речи».

Тип урока: изучение нового материала.

Дата проведения:

                                           30.11.2017г.

 Учитель начальных классов:

 Сурудина А.П.

Класс: 3 «А»

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3 «А»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели урока

Образовательная: ввести понятие части речи; формировать умение определять части речи;

развивающая: учить работать с текстом, совершенствовать навык чтения; формировать универсальные учебные действия;

воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи

Технологии, методы, приемы

Метод решения учебных задач

Основные понятия, термины

Часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол        

Планируемый результат

Предметные

правописные умения:

- грамотно записывать слова и предложения;

учебно-языковые:

- уметь работать с текстом, задавать к нему вопросы;

- определять части речи;

речевые:

- пользоваться научным стилем речи при ответе на вопросы

Личностные:

- оценивать свои достижения;

- осознавать границу знания /незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Метапредметные:

принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному учителем плану; высказывать свои предположения на основе учебного материала; осуществлять контроль за выполнением деятельности; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке ( р.)

формулировать учебные задачи; осуществлять информационный поиск; моделировать открытые свойства объектов, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;

- проводить анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; классифицировать, указывая на основание классификации; подводить под понятие ( п.)

- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи; уметь полно и точно выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи ( к.)

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в группах

Книгопечатная продукция: «Русский язык 3 класс» (1 часть)  Л.Ф.Климанова,  Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива».

Технические средства обучения: документ-камера, интерактивная доска, проектор, учебник,  12 комплектов «PROClass»,  ноутбук.

Экранно- звуковые пособия: презентация в Power Point

 

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация

           (самоопределение) к                учебной деятельности

УУД:

- умение мобилизовать свои силы для работы ( р.)

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им ( к.)

Организует проговаривание правил поведения на уроке

Читают стихотворение, повторяют правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно пользоваться этими правилами

  1. Актуализация знаний

Предметные:

– находить слова, обозначающие предмет, признак, действие.

УУД:

– оценивать результаты

 работы (р.);

– моделировать, классифицировать,

указывая на основание

классификации (п.);

– слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии

с нормами родного языка (к.)

В первом классе вы работали со словами

и предложениями. Скажите, пожалуйста,

кто помнит, какой моделью мы обозначаем слово. Нарисуйте  и покажите друг другу.

– Ребята, а что могут обозначать слова?

– А как различать слова, обозначающие

предмет, действие и признак?

– Ребята, а теперь поиграем в игру. Я вам говорю, что обозначает слово, а вы называете его.

Например: предмет –

мяч.

– Оцените себя. Поставьте за работу «+» или «−»

Дети рисуют модели,

демонстрируют их друг

другу и на документ- камере.

– Слова могут обозначать

предмет, действие, признак.

– Можно различать

по вопросам.

Слова – названия предметов отвечают на вопрос

 кто? что?;

слова – названия действий – что сделать? что делать?;

слова – названия признаков – какой? какая? какое?

Называют слова.

Предмет – мяч, доска, парта…

Действие – играть, прыгать, бегать…

Признак – большая, красивая, белый…

Дети показывают «+»,

демонстрируя успешность

выполненной работы

  1. Выявление места и причины затруднения

Предметные:

– находить слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какой?

(-ая, -ое, -ие)?

что делает?; грамотно писать слова под диктовку; отвечать

на вопросы, пользуясь научным стилем речи; находить примеры слов разных частей речи,

опираясь на свой речевой опыт.

УУД:

– определять границу знания/незнания (л.);

– контролировать и оценивать свои действия (р.);

– классифицировать, указывая на основание группировки;

формулировать учебную

 задачу (п.);

– полно и точно выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи (к.)

Слайд

с картинкой

инопланетянина

?

группы слов

– Ребята, а вы знаете, что я вчера получила письмо от инопланетянина.

Но самое главное, что он послал письмо и вам. Это письмо есть в вашем

учебнике. Откройте учебник на странице

127 и найдите упражнение 224. Прочитайте

текст.

– Вот такая история. Поняли ли вы, что

произошло?

– А слова вам знакомы?

– Действительно ли здесь ничего не понятно? Давайте разберемся. О ком идет речь в этом тексте?

– Что делали калушата? Что делала бутявка?

– Уже стало что-то понятно. А теперь попробуйте догадаться, есть ли в этом тексте слова, которые обозначают предметы, признаки и действия. Если обнаружите, то выпишите из рассказа по одному слову, обозначающему предмет, признак, действие.

– Проверим, как вы выполнили задание.

Выписали ли вы слова, которые, возможно, обозначают предметы?

– Оцените работу этих ребят.

– А как вы догадались, где слова, обозначающие предмет, признак, действие, ведь ранее вы утверждали, что не знаете, о чем говорится в этом тексте?

– А можете ли вы добавить к каждому

слову, которое выписали из текста, русские слова?

– А теперь все слова, которые вы назвали, запишите в тетрадь,

распределив их на группы.

(Учитель идет по классу и замечает детей, которые распределили слова на группы по их грамматическому

значению.)

– Проверим, как вы распределили слова

на группы.

– Как интересно! Почти у всех у вас получилось три группы слов. Что это

за группы, на которые могут распределяться слова нашего языка?

– Что нам предстоит узнать?

Фиксирует на доске учебную задачу

Открывают учебник

на с. 127, находят

упражнение 224 и читают

текст:

Сяпала Калуша

с Калушатами по напушке.

И увазила Бутявку,

и волит:

– Калушата! Калушаточки!

Бутявка!

Калушата присяпали

и Бутявку стрямкали.

И подудонились…

– Нет, мы ничего

не поняли.

– Мы не поняли эти слова..

– Речь идет о калушатах

и бутявке.

− Калушата присяпали,

а бутявки стрямкали.

Дети работают в парах.

Дети показывают на документ - камере:

калушата, бутявка.

Оценивают знаком «+».

Ребята показывают слова,

которые, по их мнению,

могут обозначать признаки – некузявые, непалявые,

и действия – стрямкали, присяпали и др.

– Нам подсказали

вопросы: кто? какие?

что делали?

Устно называют

примеры слов,

обозначающих предметы,

признаки, действия.

Дети записывают,

подчеркивая

или пропуская

«опасные» места.

Называют слова.

Дети пока ответить

не могут.

– Какие группы слов есть

в нашем языке?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Предметные:

– умение работать с лингвистическим текстом; строить высказывания в научном стиле.

УУД:

– применять методы информационного поиска;

Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в

другую (п.);

– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (к.)

?

группы слов

   части речи

С.  П.  Г.

– Ребята, ученые тоже заметили, что в языке есть группы слов. Хотите знать, что пишут ученые про них?

– Откройте учебник на странице 125 и ознакомьтесь с текстом. Возьмите в руки карандаши. Если найдете ответ на наш вопрос, поставьте «!», а если

вам встретится что-нибудь непонятное,

то поставьте на полях знак «?».

– Ребята, нашли ли вы ответ на вопрос, на который ранее не смогли ответить?

– Как ответите на него теперь?

Да, мы хотим знать,

что пишут ученые про эти группы слов.

Ребята открывают

учебник на странице 125, читают текст, ставят на полях нужные знаки карандашом.

– Да, нашли.

Дети отвечают, опираясь

на прочитанные сведения. Обсуждают, как графически показать ответ на вопрос; один из учащихся вносит изменения и показывает через документ – камеру.

  1. Физминутка

Выполняют  двигательную физминутку

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Предметные:

– грамотно трактовать признаки частей речи.

УУД:

– уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера

сделанных ошибок (р.);

– моделировать признаки понятия (п.);

– сотрудничать

с учителем и одноклассниками

по решению учебной задачи; владеть диалогической формой

речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка (к.)

С

предмет

кто? что?

П.

признак

какой?

            Г.

действие

что делать?

– Ребята, а теперь поучимся определять части речи. Работать без ошибок нам помогут модели. Построим их для каждой части речи.

– Проверим результаты вашей работы.

Учитель организует работу

по составлению общих моделей для каждой части речи.

Дети распределяются

в группы и выполняют

задание.

После завершения

работы дети представляют свои результаты всему классу.

Дети совместно с учителем анализируют составленные модели, выбирают те из них, на которые они будут

опираться при составлении

общих моделей для каждой

части речи

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предметные:

– определять части речи.

УУД:

– подводить под понятие;

классифицировать по заданному основанию; логически рассуждать (п.);

– точно и доказательно

выражать свои мысли (к.)

– Поучимся распределять слова по частям речи. Выполните упражнение 225 на странице 128 (в упражнении предлагается

распределить слова на группы по частям

речи).

– Проверим работу.

Открывают учебник

и читают задание,

выполняют упражнение

самостоятельно.

Организуется коллективная проверка

  1. Физминутка

Презентация физминутки

Выполняют  зрительную физминутку « Лови Снежинку»

  1. Включение в систему знаний и повторение

УУД

- осуществлять контроль за выполнением деятельности ( р);

- проводить анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы ( п.);

Использование системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass

Тест

Вопрос № 1

Указать количество предложений в тексте

За вершинами леса скрылось солнце прохладно и сыро в лесу оживает земля пахнет весенними почками вот шевельнулся на земле мокрый листок под ним показалась зеленая стрелка молодой травки.

А) 5   В) 6   С) 7

Вопрос № 2

Указать группу слов, относящихся к именам существительным:

А) солнце, житель, коврик

 В) жесткий, близкий, зима

 С) светил, кипело, стояла

Вопрос № 3

Указать группу слов, относящихся к именам прилагательным:

А)подросла,мешает,светит

 В) уборка, солнце, дорога,

 С) голодный, утренняя, позднее

Вопрос № 4

Указать группу слов, относящихся к глаголам:

А) яркое, пушистая, нарядный

В) ночевал, гуляет, победит

 С) бабочка, лампа, озеро

Вопрос № 5

Указать имена существительные во множественном числе:

А)  птицы, озёра, аллеи

 В)глубина, темнота, сирень

 С) тень, степь, граница

Новые знания используют вместе с изученными ранее

  1.  Рефлексия учебной деятельности

Предметные:

– умение

характеризовать

признаки частей речи.

УУД:

– оценивать свои

достижения (л.);

– полно и точно

выражать свои мысли( к.)

– Подведем итоги урока.

– Сегодня на уроке вы узнали много нового о словах нашего языка. О чем бы вы хотели рассказать своим родителям или друзьям?

–А теперь вам предстоит оценить свою работу. Приготовьте листочки, которыми будете себя оценивать.

– Напоминаю: красные листочки означают «не открыл для себя ничего

нового»; зеленые – «я продвинулся по дороге знаний»; желтые – «готов был продвигаться, но пока кое-что для меня осталось неясным».

Учитель вывешивает на доску картинку дерева знаний.

– Я бы хотел рассказать

своим друзьям, что я знаю, что такое имя

существительное, имя

прилагательное, глагол.

Дети готовят листочки.

Дети оценивают свои

достижения, прикрепляя

листочки к дереву знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...

Конспект урока русского языка Тема: Повторение. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, сам...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Технология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённы...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: «Слог. Учимся переносить слова», УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления обучающихся о понятии “слог”, о правилах переноса слов по слогам с одной строки на другую, умения пере...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: "Употребление имен существительных в одном числе", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об именах существительных, имеющих только одну форму числа. Задачи урока:Дидактические:1.  Формировать понятие...

Конспект урока русского языка. Тема урока "Части слова Корень"- 2 класс

Урок разработан в соответствии с требованиямиФГОС...