ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

 Каргаполова Марина Викторовна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА» 

 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  3-4 КЛАССОВ

Цель:

- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

- расширение словарного запаса детей, используя разные задания и высказывания писателей о русском языке.

- воспитание у учащихся бережного отношения к слову, уважения к русскому языку;

Задачи:

- формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- повышение общей языковой культуры

Оборудование: проектор, ноутбук, высказывания о русском языке на доске, жетоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx67.46 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»  

 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  3-4 КЛАССОВ

Цель:

- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

- расширение словарного запаса детей, используя разные задания и высказывания писателей о русском языке.

- воспитание у учащихся бережного отношения к слову, уважения к русскому языку;

Задачи:

- формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- повышение общей языковой культуры

Оборудование: проектор, ноутбук, высказывания о русском языке на доске, жетоны.

Ход занятия.

 1. Организационный момент.

 - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

   Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.  

- Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя: какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

–  На экране  изображения солнышка и тучки. Определите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее.

- А сейчас отгадайте загадки:

В нём красота звучанья слов,

И глубина многообразия,

Живёт в нём русская душа,

Певучесть, гибкость, уникальность!

                     (Русский язык)

Он красив и почитаем,

Богат, многообразен,

Пушкин, Лермонтов, Тургенев

На нём писали, говорили!

                    ( Русский язык)

Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен,

Гибок, ловок и послушен,

И в России всем он нужен!

                   (Русский язык)

-Так о чём же сегодня будет идти речь? (О русском языке)
- Итак, дорогие друзья, вы, наверное уже поняли, что наше внеклассное  мероприятие   посвящено нашему родному языку – русскому языку.

Учитель

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Учитель: Сегодня у нас в гостях  – его величество русский язык.

И мы проводим турнир знатоков русского языка.

 В нашем турнире примут участие две команды:

 Команда  «Грамотеи», капитан команды …

Команда  «Умники», капитан команды…

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает  жетон, команда , набравшая больше жетонов, становится победительницей.

Разминка.

-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

- Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.

1 Конкурс «Угадай слова» .

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.

1. вринт, вариант

2. днтист, дантист

3 .гдюк, гадюка

4. бклжн, баклажан

5.кдр,кадр

6. мтерик, материк

7.схр,сахар

8. кнв, канава

  Конкурс для  болельшиков  «Переставьте буквы».

Нужно образовать новые слова, переставляя буквы.

 1. Тапир - пират
2. Чурка - ручка
3. Роман - норма
4. Ропот - топор
5. Атлас - салат
6. Тёрка - актёр
7. Барон - набор
8. Товар – автор

2. Конкурс «Пословицы и поговорки».

Учитель: Существует очень  много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Задание по очереди для каждой команды. Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.

1 команде:

1.  В гостях хорошо, …(а дома лучше)

2. Один- за всех …(все- за одного)

3. Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)

4. Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

5. Скучен день до вечера …(коли делать нечего)

6. Терпение и труд …(все перетрут)

7. Семь раз отмерь …(один отрежь)

8. Ветер рушит горы ,а слово….(дружбу)

2 команде:

1. Любишь кататься …….(люби и саночки возить)

2. Век живи ……(век учись)

3. Ты ему слово, а……(он тебе два)

4.  Язык мой – (враг мой)

5. Слово – серебро, а …..(молчание – золото)

6. Делу время - ……(потехе час)

7. Хочешь есть калачи - ……(не сиди на печи)

8. Поспешишь - …..(людей насмешишь)

3. Конкурс. «Путешествие в страну Фразеологию».

От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания предлагая включать их в словари.

  Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Например: Работать, засучив рукава (хорошо)

1. Мчаться на всех парах (стремительно)

2. Орать во все горло (громко)

3. Спать мертвым сном (крепко)

4. Работать, не покладая рук (усердно)

5. Сделать на скорую руку (наспех)

6. Вылететь из головы (забыть)

7. Без году неделя (недавно)

8. Втирать очки (обманывать)

1. Обвести вокруг пальца (обманывать)

2.Поставить на ноги (вылечить)

3. Вешать нос (огорчаться)

4. Зарубить на носу (запомнить)

5. Рукой подать (близко)

6. В час по чайной ложке (медленно)

7. Морочить голову (обманывать)

8. Прикусить язык (замолчать)

4. Конкурс «Знай части речи».

Задание командам (на карточке)

-Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

Снежное покрывалосущ.   покрывалогл. все поле.

Посадила мама в печьсущ.  пироги печьгл..

Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.

5.   Конкурс для капитанов.«Найдите лишнее слово».

Белый, белизна, белеет, белка.

Дождь, снег, град, луна.

Земля, серая, желтая, зеленая.

Увидеть, покрасить, краска, добежать.

6.Конкурс «Рассказ на одну букву».

         Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.

Пример : Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.

1 команда-т

2 команда-л

Игра с болельщиками.

 Конкурс «Вопрос – ответ»

1. У кого глаза велики? (у страха )

2. Чем горю не поможешь? (слезами)

3. Кого по осени считают? (цыплят)

4. Чем соловья не кормят?(баснями)

5. В какие сани не следует садиться? (не в свои)

6. Что надо беречь смолоду? (честь)

7. Без чего не вынешь рыбку из пруда?  (без труда)

8. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)

9.Кто должен на горе свиснуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)

Подведение итогов. Награждение команд грамотами.

        

Видеоклип «Песня о русском языке»

 Учитель:

-  Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. На этом наше  мероприятие закончено. Всем большое спасибо за внимание.

Итог. Рефлексия.

-Интересным ли было мероприятие? Что вам запомнилось?

 -Какое у вас настроение. Покажите смайлики. (У каждого на столах три смайлика)

http://images.myshared.ru/6/738083/slide_12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса УМК "Школа 21 века"

Программа дополнительного образования по  русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса Примерная программа дополнительного образования по русскому языку создана ...

Турнир знатоков русского языка во 2 классе

Турнир знатоков русского языка –внеклассное мероприятие  с учащимися 2 класса  в рамках недели русского языка в начальной школе.Цель: развитие логического мышления, языковой эрудиции обучающ...

Внеклассное занятие . Тема: «Знатоки русского языка»

Внеклассное занятие по русскому языку среди учащихся 4 классов....

Турнир знатоков русского языка (2-3 класс)

Турнир для младших школьников по русскому языку...

Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса

Программа дополнительного образования  по  русскому языку  «Знатоки русского языка»  для 4 класса...