Программа дополнительного образования по русскому языку «Знатоки русского языка» для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Ерёмина Лариса Николаевна

Программа дополнительного образования  по  русскому языку  «Знатоки русского языка»  для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                                    Утверждаю

методического совета                                                                                                                                                     Директор МБОУ СОШ № 41

протокол №____от____.____.2018                                                                                                                                            ______________ О.В.Скробова

                                                                                                                                                                             Приказ №____от____.____.2018

Программа дополнительного образования

по  русскому языку

«Знатоки русского языка»

для 4 класса

на 2018-2019 учебный год

                                                                                                          Составитель:

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                   Еремина Лариса Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа дополнительного образования по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начальногообщего образования, программы «Русский язык» 4 класс к комплекту учебников «Школа России».

Она разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Программа дополнительного образования рассчитана на обучающихся4 класса общеобразовательной школы.

Направленность:программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к изучению предмета в среднем звене: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

Новизна и актуальность: введение единого государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и  заставило обратить особое внимание  на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся начальной школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе;  знаний признаков и особенностей текста; формирование навыков анализа  текста, соблюдение языковых и культурных норм, передачи содержания текста и создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.

Цель программы: развитие коммуникативной, лингвистической, языковой деятельности; воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык; совершенствование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Один из распространенных языков это русский язык.Русский язык это самая большая ценность народа нашей страны, на нем человек общается, пишет. Язык человека это его показатель культуры.
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует социализации личности.Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 4 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
         Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции -освоение необходимых знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Дополнительное образование по русскому языку направлено на:

  • активизацию творческих способностей учащихся;
  • развитие грамотности устной и письменной речи;
  • формирование культуры речи;
  • формирование коммуникативных навыков в различных речевых ситуациях;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • овладение речевого этикета.

В программе дополнительного образования по русскому языку также как и в курсе «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.

           На уроке определенного блока реализуется  одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки  грамотного, безошибочного, осознанного  письма; уроки блока  «Развитие речи» призваны совершенствовать  коммуникативные умения  учащихся.

          Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
  • решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
  • избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

          Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.

         Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание  определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные  в программе, не выносятся в требования  к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить  их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного      языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Содержание программы.

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (16часов)

Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. (1 ч)

Состав слова. Повторение изученного  на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. (3 ч)

    Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам  в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов.(5 часов)   Имя числительное: общее значение. (1 ч)

Синтаксис.

Синтаксический анализ простого предложения. (1 ч)

Словосочетание. (2 ч)

Сложное предложение. (2 ч)

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(12ч.)

    Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.

    Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

«Развитие речи»(6 ч.)

Совершенствование речевых умений.

Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами  сочинения;   сочинения - повествования,  сочинения – рассуждения, сочинения – описания.

      Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4  класса:

Блок «Как устроен наш язык»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  • изученные части речи;
  • значимые части слова;

различать, сравнивать:

  • буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и  безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • предлог и приставку;
  • корень, приставку, суффикс, окончание;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

приводить примеры:

  • простого двусоставного предложения;

кратко характеризовать:

  • виды предложений по цели высказывания и интонации;

решать практические и учебные задачи:

  • выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
  • пользоваться словарями;
  • использовать алфавит при работе со словарём.

Блок «Правописание»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-звонкие и глухие согласные  в корнях;

-непроизносимые согласные;

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;

-удвоенные согласные;

- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные   гласные, не проверяемые ударением;

- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;

- правописание безударных личных окончаний глаголов;

- словарные слова, определенные программой;

- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

Блок «Развитие речи»

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

решать практические и учебные задачи:

  • отвечать на вопросы к тексту;
  • делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:

различать, сравнивать:

Блок «Как устроен наш язык»

  • слово и предложение;
  • многозначные слова, синонимы, антонимы;
  • наречие, имя числительное;
  • простое и сложное предложения;

  Блок «Развитие речи»

  • текст и не текст;

решать практические и учебные задачи:

  Блок «Как устроен наш язык»

  • проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
  • находить лексическое значение слова в толковом словаре;
  • характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
  • разбирать простое предложение  по членам;

Блок «Правописание»

  • суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
  • наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);

Блок «Развитие речи»

  • выделять основную мысль текста;
  • подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам  содержание текста;
  • исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
  • составлять план текста (при помощи учителя);
  • находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
  • писать изложения различных видов (обучающего характера).

Календарно – тематическое планирование по программе дополнительного образования

по русскому языку 4 класс  по программе «Школа России».

Название раздела и тема урока

Кол-во ча

сов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Дата

1

Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык).Повторяем фонетику и словообразование.

1

Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук.

2

Словообразование. (Как устроен наш язык. Правописание). Повторяем словообразование и правописание частей слова: приставок и суффиксов.

1

Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов.

Уметь анализировать и характеризовать части слова, разбирать слова по составу.

3

Повторение орфографии.
(Правописание). Вспоминаем изученные орфограммы.

1

Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм.

Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне сло

ва; разными способами проверять правописа

ние слов (изменяя нормы  слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографи

ческий словарь), соблюдать изученные нор

мы орфографии.

4

Повторение орфографии.
(Правописание). Вспоминаем изученные орфограммы.

1

Тренировочные упражнения

Уметь произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными.

5

Морфология. Имя существительное.

(Как устроен наш язык). Повторяем признаки имени существительного.

1

Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей.

Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения.

6

Окончание имён существительных.
(Правописание).

1

Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 1, 2,3  склонения.

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных1, 2,3  склонения.

7

Морфология. Имя прилагательное.
(Как устроен наш язык). Повторяем признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Повторение типов имён прилагательных и изменения имён прилагательных по родам, числам и падежам.Коллективное обсужд

ение порядка морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь определять род, число и падеж имен прилагательных. Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки).

8

Окончание имен прилагательных.
(Правописание). Орфограммы в окончаниях имен прилагательных

1

Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагатель

ных, запись слов с различнымиокончани

ями в группы.

Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных.

9

Текст.
(Развитие речи).

Текст. Типы текстов.

1

Работа в группах с текстом: подбор заго

ловка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация сво

его мнения. Исправление речевыхоши

бок в предложениях.

Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста.

10

Орфограммы в словах.

(Правописание).

Буквы о-ё после шипящих и ц.

1

Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы.

Знать и применять правила правописания о-ё после шипящих и ц.

11

Орфограммы в словах. (Правописа

ние). Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

1

Работа с орфограммой «Мягкий знак в конце слов после шипящих», подготовка к словарному диктанту.

Знать и применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

12

Морфология. Местоимение.
(Как устроен наш язык). Повторяем местоимение

1

Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки.

Уметь различать местоимение как часть речи.

13

Работа над изложением. (Развитие речи). Изложение.

1

Самостоятельная передача текста по памяти.

Уметь анализировать, пересказывать текст.

14

Синтаксис.  Простое предложение. (Как устроен наш язык). Разбор по членам предложения. Синтаксический анализ предложения.

1

Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам.

Уметь различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения.

15

Предложение с однородными членами.
(Правописание). Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство.

Уметь применять правила постановки запятой между однородными членами предложения.

16

Приставка. Твердый и мягкий знак. (Правописание). Орфограммы приставок. Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки.

1

Подбор примеров слов с ъ и ь, соответствующих схемам. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках.

Знать и уметь применять правила правописания приставок. Знать и применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков.

17

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагол.

1

Обобщение известных сведений о глаголе.

Уметь характеризовать глагол как часть речи.

18

Правописание глаголов. (Правописа

ние). Правописание не с глаголами.

1

Обсуждение исключений. Тренировоч

ные упражнения, классификация.

Знать и применять правила правописания не с глаголами.

19

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Вид глагола. Начальная форма глагола.

1

Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации.

Знать понятие вид глагола.

20

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Личные формы глагола.

1

Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями.

Знать понятие личные формы глагола.

21

Морфология. Глагол.
(Как устроен наш язык).
Лицо и число глагола.

1

Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам.

Знать морфологические признаки глаголов.

22

Текст.
(Развитие речи).

Текст – описание.

1

Самостоятельная работа: поиск выразительных средств.

Уметь создавать текст-описание

23

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание

-ться и -тся в глаголах

1

Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]).

Знать правила правописания  -ться и  -тся в глаголах.

24

Правописание глаголов. (Правописание). Правописание

безударных окончаний глаголов.

1

Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям.

Знать правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряже

ния).Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов. Приме

нять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряже

ния).

25

Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). Глагольное время. Изменение глаголов по временам.

1

Выполнение заданий на образование глагольных форм.

Уметь различать время глагола, изменять глаголы по временам.

26

Текст.
(Развитие речи). Изложение с элементами сочинения.

1

Индивидуальная работа:

написание мини-сочинения.

Уметь письменно пересказывать текст с элементами сочинения (обучающее изложение).

27

Правописание глаголов.  (Правопи

сание). Правописание суффиксов гла

голов. Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Выполнение упражнений.

Знать правила правописания суффиксов глаголов. Уметь применять правило на практике.Уметь применять правила право

писания окончаний глаголов.

28

Текст.

(Развитие речи).

Учимся писать краткое изложение.

1

Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к пересказу от 3-го лица. Написание краткого изложения.

Знать признаки текста. Практически овладеть диалогической и монологической формами речи, уметь выделять основной смысл текста.

29

Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык).

Имя числительное. Изменение имён числительных.

1

Обобщение известных сведений о числи

тельном. Тренировочные упражнения по изменению имён числительных по паде

жам.

Различать имя числительное как часть речи. Изменять имена числительные по падежам.

30

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в предложении. Словосочетание.

1

Отработка умения находить словосоче

тания в предложении, отличать слово

сочетания и не словосочетания, нахо

дить главное и зависимое слово в словосочетании.

Уметь различать слово, словосочетание и предложение.

31

Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык).

Связь слов в словосочетании.

Правописание слов в словосочетаниях

1

Выполнение упражнений, направлен

ных на овладение алгоритмом распо

знавания словосочетаний с различным  типом связи. Закрепление умения нахо

дить словосочетания в предложении.

Знать роль словосочетаний в предложении. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

32

Текст.
(Развитие речи).

Учимся писать текст-рассуждение.

1

Коллективное обсуждение возможных вариантов начала текстов различных типов. Написание начала и продолже

ния текста (самостоятельная работа).

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему. Уметь создавать начало и конец к заданному тексту (истории).

33

Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык).

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

1

Упражнения на нахождение сложного предложения в тексте.Знакомство со схемами сложных предложений.

Знать понятия сложное предложение.

34

Синтаксис. Простое и сложное пред

ложения («Как устроен наш язык»). Синтаксический разбор предложения. Учимся ставить запятые между частя

ми сложного предложения.

1

Тренировочные упражнения. Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложныхпредложе

ний, осложненных однородными членами.

Различать сложное предложение.

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП к урокам русского языка, 3 класс, Перспективная начальная школа

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, программа Перспективная начальная школа...

Программа и тематическое планирование по русскому языку 2 класс. Программа - "Школа России".

Пояснительная записка.Статус документа:  - Рабочая программа составлена на основании программы начального общего образования Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составленной в соответствии с ФГОС НОО...

Дополнительное занятие "Учусь учиться". Русский язык 2 класс.

Дополнительное занятие с "группой риска" для отработки навыков по русскому языку (2 класс). Занятие содержит дополнительный тренинговый материал и поможет учащимся  отработать изученны...

Рабочая программа и КТП по дополнительным платным услугам по русскому языку - 4 класс

Рабочая программа и КТП по дополнительным платным услугам по русскому языку - 4 класс...