Занимательная грамматика
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа к курсу "Занимательная грамматика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnaya_grammatika.docx61.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

I. Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Занимательная грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана для обучающихся 4 класса МБОУ «Пайгусовская СОШ»

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у обучающихсястремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у обучающихсяк самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития обучающихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у обучающихсяразносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III.  Особенности программы  «Занимательная грамматика»

4кл.  «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к обучающимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиесямало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающихсяподдерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая        

 Контроль и оценка планируемых результатов

Уровень результатов

Полученные результаты

Условия для достижения результатов

Первый уровень

Приобретение школьником о социальных знаниях первичного понимании социальной реальности и повседневной жизни

Взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для них носителями положительного социального знаниями и повседневного опыта

Второй  уровень

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Взаимоотношение школьников между собой на уровне класса, школы, то есть защищенной просоциальной среде. Именно в такой среде ребенок получает ( или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить, или отвергать

Третий уровень

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Только в общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится, а не просто узнает о том, как стать социальным деятелем, гражданином

, свободным человеком)

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. В 4 классе 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  обучающихся 4-х классов, на 2020-2021 учебный год.

VI.  Планируемые результаты.

4-й класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

4 класс  «Занимательная лингвистика»

Тематическое планирование     (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

Фонетика и орфоэпия      (7 часов)

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Лексикология    (27 часов)

8

Имена вещей.

1

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

10

В царстве смыслов много дорог.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова.

1

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари «чужих» слов.

1

19

Капитан и капуста.

1

20

«Он весь свободы торжество».

1

21

Мы говорим его стихами.

1

22

Слова, придуманные писателями.

1

23

Слова, уходящие и слова – новички.

1

24

Словарь языка Пушкина.

1

25

Смуглая Чернавка.

1

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

29

Словарь- грамотей.

1

30

Научная этимология.

1

31

Какие бывают имена?

1

32

Древнерусские имена.

1

33

Отчество и фамилия.

1

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Итого 34 часа

        Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1.Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.        Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.        Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  обучающихся.

Тема 9.О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.        В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 11.        Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.        Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.        Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.        Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.        Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.        Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.        Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.        Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.        «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.        Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса обучающихся.

Тема22.Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24.Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова.(1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27.Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».(1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28.Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.        Словарь- грамотей.(1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.        Научная этимология.(1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.        Какие бывают имена?(1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.        Древнерусские имена.(1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33.        Отчество и фамилия.(1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34.Надо ли останавливаться перед зеброй?(1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихсяк концу 4-го класса

обучающиесядолжны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

обучающиесядолжны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.

  Учебно-тематический план4 класс

п/п

Дата

Название раздела.

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Характеристика

деятельности

обучающихся

Личностные

результаты

Перечень универсальных действий обучающихся

(регулятивные, познавательные,

коммуникативные)

П

Л

А

Н

Ф

А

К

Т

1

Что такое орфоэпия?

1

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение, правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Конкурс на знание литературных произведений

Развивать интерес к русскому языку и литературе  как учебному предмету

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему и задачу занятия.

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Дидактическая игра

« Найди лишнее

слово»

Чтение и обсуждение статьи

Уметь чувствовать красоту и выразительность речи

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

3

Звуки не буквы

1

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций

Дидактические игры « Найди заблудившуюся букву»,

« Грустные превращения».

Шарады

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные:

осуществлять анализ и синтез

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания; фиксировать тему, ключевые слова

4

Звучащая строка

1

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Работа над анализом и выразительным чтением стихотворения.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

 Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

5

Банты и шарфы.

1

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Интонирование стихотворений.

Работа с текстом на данную тему.

Разыгрывание ситуаций с этими словами

Осознание ответственности за произнесенное слово

Регулятивные:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения

6

«Пигмалион» учит орфоэпии

1

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах

Знакомство с героями  и содержанием комедии Бернарда Шоу  «Пигмалион».

Дидактическая игра на правильную постановку ударений в словах

Прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

строить рассуждения

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Работа со словарями, справочниками..

Дидактическая игра « Угадай-ка»

Развивать культуру речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные:

задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

8

Имена вещей.

1

Знакомство с   термином  «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Работа с толковым словарем, выполнение творческих заданий.

Интерес к чтению, обогащение словарного запаса

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Работа с лингвистическими и энциклопедическими словарями. Чтение и анализ статей.

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

 Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

10

В царстве смыслов много дорог

1

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Выделение из рассказа слов-омонимов и многозначных слов.

Практическая работа « Отличие многозначных слов и слов-омонимов»

Умение осознавать и определять эмоции других людей

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные:

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

11

Как и почему появляются новые слова?

1

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Работа с толковым словарем, с историей появления новых слов в русском языке.

Дидактическая игра «Докажите..»

Уметь чувствовать красоту и выразительность речи

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками

Коммуникативные:

задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

12

Многозначность слова.

1

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Работа со словарной статьей толкового словаря. Игра

 « Прямое и переносное значение слов»

Умение осознавать и определять эмоции других людей

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Работа с этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова

 Развивать культуру речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками

Коммуникативные:

задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

14

Об одном и том же - разными словами.

1

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Работа со словами-синонимами. Дидактические  игры  на правильное использование слов-синонимов в речи

Интерес к чтению, обогащение словарного запаса

Регулятивные:

учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

15

Как возникают названия.

1

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Работа с этимологическими и историческими словарями. Анализ и пересказ статьи

Уметь чувствовать красоту и выразительность речи

Регулятивные:

учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом

Познавательные:

строить рассуждения

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

16

Слова – антиподы.

1

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Беседа по содержанию стихотворения.

Работа со словарем - антонимов

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные:

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные:

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

17

Фразеологические обороты.

1

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Работа с отрывком из повести А.Рыбакова

« Приключение Кроша»

Осознание ответственности за произнесенное слово

Регулятивные:

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

18

Словари «чужих» слов.

1

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Работа со словарными статьями словаря иностранных слов.

Определение значения иностранных слов.

Уметь чувствовать красоту и выразительность речи

Регулятивные:

учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

19

Капитан и капуста.

1

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Знакомство с историей происхождения и образования слов.

Работа со словарем.

Сравнения значения слов

Развивать интерес к русскому языку как учебному предмету

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками

Коммуникативные:

задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения

20

«Он весь свободы торжество».

1

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Работа с произведениями А.С.Пушкина. Введение новых понятий. Нахождение строк народной речи в произведениях А.С.Пушкина

Интерес к чтению, потребность в чтении

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

21

Мы говорим его стихами.

1

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса обучающихся.

Работа с произведениями А.С.Пушкина. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях  А.С.Пушкина.

Введение новых понятий. Дидактические игры на превращение слов.

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

 Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

22

Слова, придуманные писателями.

1

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Работа с произведениями А.С.Пушкина. Введение новых понятий.

Нахождение индивидуально-авторских неологизмов в произведениях А.С.Пушкина.

Прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

23

Слова, уходящие и слова – новички.

1

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Знакомство со словами-новичками.

Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умением правильно употреблять архаизмы в речи.

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

строить рассуждения

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

24

Словарь языка Пушкина.

1

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

Знакомство с созданием и особенностью построения « Словаря языка Пушкина».

Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем

Прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

25

Смуглая Чернавка.

1

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Знакомство с историей древнерусских имен.

Беседа о значении древнерусских имен.

Работа с произведениями А.С.Пушкина.

Прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

строить рассуждения

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Введение новых понятий. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

строить рассуждения

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Введение новых понятий. Упражнения

на образования паронимов, определение их видов.

Интерес к чтению, потребность в чтении

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

 Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Работа со словарными статьями. Упражнения  на правильное употребление паронимов в устной и письменной речи

Уметь чувствовать красоту и выразительность речи

Регулятивные:

учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

29

Словарь-грамотей.

1

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Работа со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками

Коммуникативные:

задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

30

Научная этимология.

1

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Работа со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем. Беседа о значении этимологического словаря.

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

31

Какие бывают имена?

1

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями

Знакомство с наукой « ономастика».

Работа со словарем.

Рассматривание способов и причин образования омонимов среди имен собственных.

Развивать интерес к русскому языку как учебному предмету

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные:

пользоваться словарями, справочниками

Коммуникативные:

задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения

32

Древнерусские имена.

1

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Работа с этимологическим словарем

Знакомство с историей образования древнерусских имен.

Прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

строить рассуждения

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

33

Отчество и фамилия

1

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке.

Знакомство с наукой « антропонимика».

Работа со стихотворениями

 С. Михалкова.

Прививать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре

Регулятивные:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

строить рассуждения

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении

Развивать интерес к русскому языку как учебному предмету

Регулятивные:

учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом

Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Информационно-техническое сопровождение программы

  1. Материалы для изучения азбуки на Лабиринте
  2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте
  3. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  6. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  8. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  9. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  10. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  12. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  13. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  14. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  15. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  16. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  17. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  18. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  19. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  20. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М: Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....