Урок русского языка в 1 классе Тема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гусейнова Валентина Геннадьевна

Урок русского языка в 1  классе

Тема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. 

 Тип урока: «открытия» нового знания. 

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока:

дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

          Метапредметные задачи урока:

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

          Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1  классе

Тема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.  

 Тип урока: «открытия» нового знания.  

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока: 

дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

          Метапредметные задачи урока: 

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

          Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся и организует эмоциональный настрой на урок.

- Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок для того, чтобы….»

- А я сегодня пришла на урок для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания и помочь закрепить ранее полученные знания.

Итак, за работу!

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний.

- Ребята, оказывается, один из сказочных героев решил посетить наш урок. А чтобы узнать, кто пришёл на урок вместе с вами, вы должны отгадать загадку:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это?..
 

– Молодцы, ребята! Но ведь Буратино, наверно, не случайно пришёл к

нам на урок.  Буратино привык везде совать свой нос, и он

хочет посмотреть, как вы работаете на уроке, каких успехов достигли,

и хочет, чтобы вы, ребята, помогли ему ответить на некоторые

вопросы, потому что без вашей помощи ему не справиться. Вы согласны

ему помочь? Для того, чтобы найти золотой ключик, Буратино нужно преодолеть некоторые препятствия, а мы ему в этом поможем.

- Вот первое препятствие. «ПОВТОРЕНИЕ»

Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких дней?

(слова)

-Что называется словом?

(сочетание букв, имеющих значение)

-Что могут называть слова?

(предметы и явления, признаки предметов, действия предметов)

- На какие вопросы отвечают слова , называющие предметы…..,признаки предметов…..,действия предметов?

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

- Отгадайте загадки

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему:«... (Привет!)»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,... (Здравствуй!)»

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «... (До свиданья!)»

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он: «... (Извини!)»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «... (Спасибо!)»

Говорит лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

А скажи:«... (Пожалуйста!)»

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «... (Добрый день!)»

На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «... (Добрый вечер!)»

- Как называются слова-отгадки? («Вежливые» слова.) Какие ещё «вежливые» слова вы знаете? Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

-Посмотрите, как много мы уже знаем про слова! Молодцы!- Сегодня ещё кое-что про них узнаем …

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки

Каллиграфическая минутка

Для следующего задания, нам нужно разбудить свои пальчики

Упражнение замок

Открываем рабочие тетради и давайте вместе проговорим себе напутствие перед работой.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от Вас не скрою,

Ручку я вот так держу,

Сяду ровно, не согнусь,

Потому что не ленюсь!

- Отступите 2 линейки запишите число 22 марта. С какой буквы начинается имя нашего сказочного героя? Давайте напишем заглавную букву Б

Пишут в тетраде

Постановка учебной задачи и её решения.

а) - Ребята, чтобы найти золотой ключик, Буратино обратился к волшебному зеркальцу ( Слайд 1), чтобы оно показало, где находится пропажа.

Но вот что показало зеркальце нашему Буратино. (Слайд 2)

- Как вы считаете, зеркало обмануло Буратино? (Нет)

-Предметы на картинке как называются? (Ключи)

Почему Буратино и волшебное зеркало не поняли друг друга? (Буратино не объяснил, какой ключ ему нужен)

Оказывается, что бывают разные ключи. Ключ родник, ключ музыкальный, ключ гаечный, ключ дверной.

Смотрите, слово одно «ключ», а значений у него много.

- А где можно найти лексическое значение этого слова? Слайд 3, 4

Как вы заметили, слова имеют много значений. Такие слова называют «многозначными».
Кто может сформулировать тему урока?

А какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

Отвечают на вопросы,

Решение частных задач.

Словарная работа

- Кто в сказке учил Буратино? Она приготовила для вас загадки.

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(Карандаш)

-Как вы думаете, слово карандаш сколько имеет значений? (Одно)

-Значит оно какое? (однозначное)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)

Как вы думаете, слово пенал  сколько имеет значений?

- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным. 

Слово карандаш имеет тюркские корни "кара" - черный, "даш" - камень.-Записываем слово «карандаш»

Сколько слогов? Какой слог ударный? Где опасные места?

- что нужно сделать,  чтобы понять, какую безударную гласную надо написать в слове пенал?

- Послушайте внимательно историю слова пенал и догадайтесь, какую гласную надо написать и или е.

-Какую же гласную будем писать?

-Почему так решили? Вставляем пропущенную гласную.

Сколько в слове слогов, какой слог ударный, в каком слоге безударная гласная?

- Запишите в тетрадь слово  пенал. Поставьте ударение в этих словах и подчеркните выделенные гласные. Запомните, как пишутся эти слова.

 А теперь давайте составим предложение с нашими словарными словами. Письмо под диктовку. В пенале лежит карандаш.

записывают словарные слова

Один ученик читает статью в учебнике, остальные слушают

ФИЗМИНУТКА ( Буратино)

Откройте ваши учебники на 26 странице.  Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.

Что вы можете о них сказать? Почему одним словом мы назвали несколько картинок?
Сколько значений имеет слово «колокольчик»? А слово «кисть»?
Как называются такие слова? (многозначные)
Назовите слова, которые имеют только одно значение.
Как называются такие слова? (однозначные)

Откройте свои толковые словари и дайте определение словам: колокольчик, кисть. Стр. 138-140

Слова, которые имеют много значений называются многозначными.

Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.

- Где мы можем проверить правильность своих рассуждений? ( по учебнику)

Откройте стр.27-найдите на этой стр. правило. Давайте его прочитаем

Буратино доволен, видно вы ему правильно всё подсказали.

ФИЗМИНУТКА

                    Вы, наверное, устали?

                Ну тогда все дружно встали.

                Ножками потопали,

                Ручками похлопали.

                Покрутились, повертелись

                И за парты все уселись.

                Глазки крепко закрываем,

                Дружно до пяти считаем.

                Открываем, поморгаем

                И работать продолжаем.

Ребята,  обратите внимание на упражнение №17.
Давайте прочитаем это четырёхстишье.

Молодцы.
А теперь подумайте, что обозначает слово золотой.
Хорошо, ребята.
Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значения слова «золотой». Какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой ответ.

А какое значение подойдёт для выражения золотая рожь?

Какое значение имеет выражение золотые руки?

Ребята, а сейчас вам надо будет записать диалог между ветерком и колоском.

Взаимопроверка.

Читают, оценивают свою работу

Работа со словарем

Работа в тетради и у доски

Взаимопроверка

Ребята, помимо многозначных и однозначных слов мы познакомимся ещё с одной группой слов, а вот с какой, вы мне скажите сами. Когда Мальвина учила Буратино, он не  слушался и делал все наоборот

Если Мальвина скажет: «трудиться, работать», то Буратино – «отдыхать, лениться». Поработайте в парах и продолжите.

строить – …

хвалить – …

хороший – …

умный – …

плач – …

Ребята,  какое значение имеют слова в каждой паре?

Кроме противоположных по значению слов, существуют слова близкие по значению. Много таких слов вы найдете  словаре на стр. 141-142.  И вот новая задачка от Буратино. Нам нужно найти  пары к словам и записать их в тетрадь.

Прилежный – старательный

Ласковый – нежным

Чуткий – отзывчивый

Шалить – баловаться

РЕЗЕРВ СТР.15 упр 8, 9 ( Рабочая тетрадь)

Работа в парах

Противоположное

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

Итак, осталось совсем не много до заветного золотого ключика. Чтобы его получить нам нужно все что мы сегодня узнали- повторить.

Как называются слова которые имеют одно значение? Много значений? Если слово имеет одно значение, хлопаем один раз, если много- два раза.

линейка

тетрадь

ручка

лист

Давайте поиграем. Сейчас я буду называть слова, к которым вы должны подобрать противоположные по значению слова.

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово Высоко,
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово Далеко,
А ты ответишь (близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь (пол).
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: (нашёл).
Скажу тебе я слово Трус,
Ответишь ты: (храбрец).
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай (конец)!

Определяют многозначные слова

Отвечают хором

Итог урока.

Рефлексия.

Буратино нашёл свой ключик от волшебной дверцы, вы ему в этом помогли.

Он вместе с вами познакомился, что слова бывают однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению.

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
 

- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?

- С какими словами мы ещё познакомились?

 - Где мы можем узнать значение слова?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные»

Урок открытия нового знания по русскому языку. "Слова однозначные и многозначные"Цели:   сформировать знания учащихся по теме «Слова однозначные и многозначные», стремиться формировать...

Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"

Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление).

Методическая разработка  урока русского языка в 1 классе: «Слова однозначные и многозначные» (общее представление)....

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: «Однозначные и многозначные слова» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: открытие новых знаний.Цель: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем....