статья "Искусство каллиграфии"
статья по русскому языку (1 класс)

Казьмина Валерия Вадимовна

Статья "Искусство каллиграфии" посвящена проблемам обучения чистописанию в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_kalligrafii_kazmina_1.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Каллиграфия — это наиболее сокровенная, личная, спонтанная форма выражения. Подобно отпечатку пальцев или голосу, она уникальна для каждого человека.

Герман Цапф

         

Каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Каллиграфический почерк требует регулярных упражнений и усилий. Однако, в 70-х годах прошлого века в нашей стране в младших классах школы произошёл отказ от письма перьевыми ручками (сначала отказ от ручек-вставочек, письмо которыми требовало периодически обмакивать перо в чернильницу, а потом и отказ от авторучек с открытым пером) и переход к письму шариковыми, а позднее — шариковыми и капиллярными ручками. Однако каллиграфическое письмо перьевой ручкой не только вырабатывает красивый удобочитаемый почерк (в прошлом неразборчивый, неудобочитаемый почерк расценивался как неуважение к адресату или как признак бескультурья), но в процессе выработки красивого почерка развивается мелкая моторика и структуры головного мозга, ответственные за неё и за интеллектуальную деятельность. Тогда посчитали, что чернильные перьевые ручки — анахронизм, пережиток прошлого, они неудобны потому, что чернила разливаются. В действительности качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. Дополнительно ввели обучение безотрывному письму, якобы для ускорения его темпа. Для мышечной системы человека предпочтителен циклический режим работы «напряжение — расслабление». Этому режиму работы мышц соответствует письмо перьевой ручкой «с нажимом — без нажима». Длительное статическое напряжение мышц влечёт за собой нарушение кровообращения (в том числе и головного мозга, поскольку кровоснабжение его осуществляется через плечевой мышечный пояс и шею, подверженными статическому напряжению мышц), интоксикацию организма, выводит из интеллектуальной деятельности зоны головного мозга. Письмо шариковыми ручками требует постоянного прижимания ручки к поверхности, на которой пишут, и соответственно — статического напряжения мышц. Наличие чернильной ручки, из которой чернила действительно могли изливаться и пачкать окружающие предметы, а также необходимость пополнения запаса чернил в чернильницах и ручках стимулировали выработку навыков аккуратности и предусмотрительности, - редко встречаются школьники, которые красиво пишут и при этом у них «грязные» тетрадки с кляксами, загнутыми углами и т. д..

        Однако, следует отметить, что проблема замены ручек на шариковые для обучения письму в начальной школе не является единственной в работе учителей. Данные Института возрастной физиологии РАО говорят, что другими стали психологические характеристики детей, которые сегодня приходят в школу. За 20 лет резко увеличилось количество детей, приходящих в школу с низкой двигательной подготовленностью, моторной неловкостью (моторика — мелкие координированные движения рук и ног). Современные дети мало двигаются и мало разговаривают. Одна из причин этого — гаджеты. Сейчас уже в 1,5 года 5% детей используют гаджеты. А ведь они ограничивают и речевое и двигательное развитие ребёнка. Плюс недостаточно движений в целом: анализ режима дня и нагрузки дошкольников показывает, что у детей на это нет свободного времени, они мало времени проводят на воздухе, мало занимаются спортом.

        Во многих других странах теперь начинают с клавиатурного письма. Однако клавиатурное письмо вторично! Есть много работ, сравнивающих особенности функционирования мозга, общую организацию мышечной деятельности при печатании и курсивном письме. Главный научный сотрудник Института возрастной физиологии М.М. Безруких утверждает, что письмо ручкой даёт больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно её воспринимать, что научить печатать на клавиатуре можно хоть а дошкольном возрасте, но это ничего не даст для развития ребёнка.    

        Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий, но плоды их бесценны как для тела, так и для души. В этом процессе рука приобретает способность к выполнению любой тончайшей работы, а глаз становится чувствительным к деталям и нюансам настолько, что способен, как хороший критик, проконтролировать этот процесс и вовремя заметить ошибку. Через преодоление лености души и косности движения мысли активируются наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно, логически мыслить, что в свою очередь помогает развитию творческого мышления и воображения.

В настоящее время в Петербурге работает школа каллиграфии П.П. Чобитько, он основал в 2005 г. школу каллиграфии при Санкт-Петербургской государственной академии им. А.Л. Штиглица. В 2011 г. на базе школы организован Центр искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы». Петр Петрович Чобитько говорит, что человек не только оттачивает, совершенствует букву, но и буква влияет на его характер, изменяет личность.

— Я предлагаю сделать письмо живым, вернуть детям радость с первых классов школы, — говорит Пётр Петрович. — А ещё лучше — начинать с наших форм древнерусского письма. Об этом говорил в своё время Сергей Александрович Рачинский, в его напутствии это звучало примерно так: «Есть три обязательных предмета: древнерусский язык, древнерусское письмо и пение». После нескольких занятий детишки признают, что буквы, которые они пишут в школе, — мёртвые: у них нет тела, они написаны шариковой ручкой, в них нет дыхания души. Как ни дави на такую ручку — черта останется стандартной, а вот перо оживляет линию: она начинает дышать, пульсировать. Каждая буква может быть по-разному одета — или в праздничную, или в деловую, или в карнавальную одежду. Дети это особенно любят. Когда они неотрывно пишут букву за буквой с плавными переходами форм, возникает эффект опережающего отражения: пишет здесь, а думает, что будет дальше, как гармонично выстроить текст в масштабе одной буквы, слова и строки. Каллиграфия вырабатывает понимание, как это дерево растёт из зёрнышка, как развивается линия из точки в букву, слово и дальше.

Человек пишет не рукой — он пишет сердцем. Рука — продолжение инструмента. Если есть сердце, душа жива, неважно, чем ты работаешь — ногой, рукой или держишь кисть в зубах. Каллиграфия — самый важный предмет, который нужно вводить в школьный курс от начала до последнего звонка.

— После реформ Петра у нас стали появляться западные методики. С той поры мы теряем свои национальные черты, исконные традиции, — считает Пётр Петрович. — Западные учителя привозили свои прописи, и начал появляться так называемый генетический принцип обучения письму. Мы забываем свой язык, и теперь, как и тогда, начинать нужно с древнерусского письма. Всё в нём сливается воедино: и рука, и инструмент, и буква, и звук. Получается целостное постижение всего мироздания. Буква какими-то таинственными особенностями связана со всей нашей культурой. Именно через изучение древнерусского письма мы приобщаемся к традиции, начинаем понимать скрытые доселе глубинные базовые структуры родной культуры.

Ещё Пётр I ввёл новые шрифты и уничтожил сложнейшую и красивейшую славянскую вязь, которая в XVII веке обогнала европейскую школу по виртуозности письма и по сложности связывания букв. А в Царскосельском лицее каллиграфию изучали 16-18 часов в неделю. Солидно. Без неё, может быть, не было бы Пушкина.

– Например, у византийцев вариантов связывания знаков было 40, – продолжает свой рассказ Пётр Чобитько. – На Руси их было 400-600. Вот чему сегодня нужно учиться дизайнерам! А полуустав, а скоропись, а размер букв! Самые миниатюрные знаки – размером 0,2 миллиметра. Это для наших предков была игра, игра высочайшего уровня. Когда я показывал эти образцы XVII века на международном конгрессе – там своим глазам не верили.

Буква — это как камешек, брошенный в воду: круги расходятся на много-много веков. В ней собрана история нашего народа. Древнерусская вязь — это одновременно и письмо, и орнамент. Русская книга не имеет аналогов в мире. То, что вкладывал в неё мастер, как он её иллюстрировал, как он начинал оформлять и заканчивал, уникально. В иных культурах ничего подобного не встречается.

 А мой профессор Пауль Карлович Лухтейн говорил: «Не смотри на Европу, у вас, русских, такие богатства скрыты!». Потом я узнал, что он был эвакуирован в Палех во время войны. Изучал русское письмо, все технологии. Знал, как золотить буквицы. Составлял рукописные книги с древнерусским письмом. Это была вторая прививка. Он меня направил в сторону русской каллиграфии.

– Люди держат ручку, как попало, тогда как классическое использование пишущего инструмента предполагает работу трёх пальцев, – объясняет Пётр Петрович. – Это активирует лобные доли мозга. То есть ум. Недаром древние исихасты Иоанн Лествичник, Феодор Студит рекомендовали настоятелям обязательно вводить в монастырях письмо как одну из форм молитвенного делания. Когда я поездил по миру – был в Тибете, в даосских монастырях, в Индии – мне стало любопытно, почему в любой конфессии рядом с молитвой стоит каллиграфия. Видимо, она влияет не только на интеллект, но и на душу. В Японии я был в одной из каллиграфических школ. Они писали иероглифы, я – русское письмо. Они посмотрели и говорят: «Теперь мы понимаем, почему нас так тянет к русским». Японцы тоже считают каллиграфию пятым видом боевого искусства, тем самым важным, что необходимо духу воина. А древние китайцы не зря говорили «Прежде чем изучать науку, ремёсла, искусства – надо создать фундамент с помощью каллиграфии», и Восток хранит эту традицию. Доктор Генри Као, профессор Гонконгского университета даже рекомендует каллиграфию для излечения чуть ли не всех заболеваний на земле, даже болезни Паркинсона.

В заключение: проблема почерка — одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школьной образовательной системы. Особую остроту ей придают требования, предъявляемые к творческим работам, являющимся обязательными при сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ в 9 и в 11 классе соответственно: в материалах ОГЭ и ЕГЭ выпускник, выполняя задание по написанию изложения или сочинения, читает инструкцию – памятку: «…пишите аккуратно, разборчивым почерком». Это необходимо учитывать выпускнику. Работу над качеством начертания букв и чёткостью почерка нужно проводить системно, на протяжении всего периода обучения. Обращать внимание на аккуратность ведения тетради, соблюдение правил чистописания должны не только учителя русского языка, но и другие педагоги-предметники. Ребёнку важно дать понять, что его почерк и отношение к ведению записей — это и отражение его личностных качеств, а безразличное отношение к процессу письма может привести к отрицательным оценкам на экзаменах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каллиграфия.

« Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки,А особая речевая деятельность; каждое написанноеречевая деятельность....Чем развитие ребенок. Чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее ег...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну каллиграфии"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса. Необходимо проводить после знакомства учащихся со всеми буквами алфавита. Позволяет оценить уровень запоминания названия и написания букв....

Особенности каллиграфии письма в УМК "Начальная школа 21 века"

Последовательность работы над каллиграфией письма в 1 классе на каждой из 10 ступеней в добукварный и послебукварный периоды обучения....

Работа над каллиграфией младших школьников

В документе описан процесс работы над почерком младших школьников...

Карточки с каллиграфией цифр и знаков

Карточки используются на уроках математики при обучении написанию цифр и знаков в 1 классе и на минутках чистописания в 1-2 классах....