конспект урока 2 класс русский язык "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

конспект урока 2 класс русский язык "Однозначные и многозначные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

К  О  Н  С  П  Е  К  Т    У  Р  О  К  А                                                                         ДАТА:

Р У С С К И Й    Я З Ы К      2  К Л А С С                                                               Урок №      

ТЕМА: Однозначные и многозначные слова

ПР: Личностные :  Проявляют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою этническую и национальную принадлежность; знакомятся с ценностями многонационального российского общества, становлением гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Метапредметные : 

Познавательных УУД:  общеучебные – ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозна-чениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Регулятивных УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативных УУД: договариваются с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения
и следуют им

Предметные:  учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты

Тип урока: Постановочный

Оборудование: учебник, тетрадь в узкую косую линию, кроссворд.

 Начинаем урок русского языка.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

 «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, …)

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

Минутка каллиграфии. 

Чистописание

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

Ребята,я думаю,что этот урок принесет вам радость общения друг с другом и радость в

открытии новых знаний. Что нам в этом поможет? (…..)

-Вспомним закон трех «У»(Уверенность,упорство,успех)

А чтобы добиться успеха мы должны уметь организовывать свои действия ,т.е. работать по

плану(на доске открывается план)

1.исследуем, наблюдаем

2.открываем новое знание

3.Выводим правило

4.применяем правило

5.проверяем

6.оцениваем

-Желаю вам удачи!

Б)Словарная работа

-Следующий этап нашего урока - это словарная работа. Ребята,скажите,что значит «словарная работа»? (Будем работать со словами, выделять орфограммы, составлять предложения с данными словами)

-А что такое «слово»? как понять этот термин? (слово состоит из звуков ,слово - это единица речи,у каждого слова есть значение)

Как оно называется?(лексическое значение)

-Что значит лексическое значение слова? (полный рассказ о предмете)

-А где можно найти лексическое значение слова?(в толковых словарях)

-Сегодня мы напишем слова, которые вы угадаете по их лексическому значению.

1. Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик-стрекотание …. сорока (записывают в тетради, подчеркивают орфограммы)

Следующее слово:

2. Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением … соловей  

Учитель: Вспомните еще словарные слова-названия птиц (воробей, ворона) (записывают)

Учитель: Поменяемся тетрадями и проверим друг друга. У кого нет ошибок – красный кружок, у кого 2 ошибки –зеленый, у кого 3 и более – синий.  

-Поднимите руки те,у которых красный кружок. Молодцы,ребята.а теперь-у которых зеленый …

-Ребята,а что вы знаете о птицах? (Птицы – санитары леса. Они поедают вредных жучков, червячков, гусениц, которые вредят деревьям. За то, что они прекрасно поют, можно ими любоваться, поедают комаров, которые причиняют неудобства людям и животным)

-Что может сделать человек для птиц?

-Молодцы, ребята, давайте и мы с вами будем друзьями птиц! Ведь не зря именно птица

является символом счастливой прекрасной мирной жизни!

- Ребята, сегодня я по пути в школу встретила …….. Он был расстроен, у него

порвалась пуговица , а иголки нет. Вот если бы рядом была ………., она пришила бы

иголку.  

- А давайте напишем письмо ………, чтобы она принесла иголку.

- Вам предлагаю составить  предложение из этих слов. (ИГОЛКА, НУЖНА, МНЕ – слова

напечатаны, нужно расставить их в нужном порядке).

-Какое предложение у вас получилось?  Мне нужна иголка.

Заходит ……… и несет иголки сосны.

. «Нам подойдет  такая  иголка»?

- Ребята, видимо ……..  прочитал сообщение. Давайте ответим на его

вопрос.(нет,такая иголка не подойдет)

-А почему ?Какая это иголка?(сосновая) –Где такие видели?(в лесу,у сосны)

……:  -  А  может  тебе  подойдет  иголка,  которых  много  у  ёжика  на

спине?(нет)

-Какая же иголка нужна……….?(для шитья,швейная)

- А  какие  могут  быть  иголки?  (швейная  иголка,  сосновая  иголка,  иголка  ёжика,  иголка

кактуса и т.д.)

-  Почему  ………  не  принес нужный  предмет?  (т.к.  мы  не  сказали,  КАКУЮ  иголку  

надо, ДЛЯ ЧЕГО?)

- Какое слово нужно добавить в сообщение?( швейная)

радостно добавляет слово в сообщение.

Мне нужна швейная иголка

-Запишите это предложение в тетради.

Заходит…….., несёт швейную иголку.

-Такая иголка вам подойдет?(да,эта в самый раз, спасибо большое, …….)

-Что за  удивительное слово  – «иголка»?! Почему мы сразу не поняли, какая иголка нам нужна? (иголки бывают разные)

-Как  можно сформулировать тему нашего урока? – ( «Слова, которые имеют одно или несколько значений.» (некоторые ученики могут сказать «Многозначные и однозначные

слова».)

-Где мы можем уточнить тему урока?(в учебнике)

-давайте попробуем вывести правило( слова,которые имеют много значений называются многозначными, одно значение -однозначными)

-Где мы можем уточнить свои выводы?(рубрика «Тайны языка. Читают правило в учебнике)

-Как вы считаете, наши мнения совпали с выводами в рубрике «Тайны языка»?

5.Динамическая пауза. (физминутка )  

Первичное закрепление материала .

-К нам пришел еще один гость –Буратино.  

-Послушайте диалог  и объясните, почему не поняли герои друг друга.

– Ты знаешь, ……, я сегодня потерял ключ.

– Буратино, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там

вода: свежая, вкусная. (Мальчики не поняли друг друга, потому что……  говорит о

роднике, а Буратино о ключе от дома. А может быть, он говорил об инструменте

-А какие еще вы знаете ключи?(инструмент: чтобы завернуть гайку, нужен ключ)

-Значит слово ключ  какое? (многозначное)

-Почему?(имеет несколько значений)

Физминутк для глаз

7.Вторичное закрепление материала (Самостоятельное использование сформированных умений и навыков)

-Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Вспомним устав работы в группах.(

1.Говори тихо

.2Уважай своего товарища.

3.Умей каждого выслушать.

4. Не согласен-предлагай.

-У каждого на столах есть задание и план отчета группы. Если у вас возникают вопросы, то какую карточку вы поднимете? (?) Выкрикивать с места не нужно, я сама к вам подойду.  

Работа в группах.(распределиться по стикерам) дифференцированное задание

•  Для группы с красным стикером:

-Задание:

1.Объясни по рисункам все значения слов корень и кисть. 

2.Составить 2-3  предложения.

План отчёта группы  

1.  Слово корень имеет __________значения. Перечислить.

2.  Слово кисть имеет __________значения. Перечислить.

3.   Эти слова многозначные ( однозначные), потому что_____________________.  

4.   Мы составили следующие предложения_______________________________.  

________________________________________________________________

-Распределитесь на группы по цветным стикерам.

-У каждого на столах есть задание и план отчета группы. Если у вас возникают вопросы,

то какую карточку вы поднимете? (?) Выкрикивать с места не нужно, я сама к вам

подойду.  

Работа в группах.(распределиться по стикерам) дифференцированное задание

•  Для группы с желтым стикером:

-Задание: распределить слова в 2 стобика. 1-многозначные,2-однозначные. Обосновать

свой ответ.  Если сомневаетесь обратитесь к словарю.

Слова на листочках:  книга, берёза, лук, лист, бабочка, ножницы, корзина.

План отчёта группы  

1.В первый столбик мы отобрали слова___________________________________________

2. Эти слова многозначные, потому что ________________________________________

3. В первый столбик мы отобрали слова___________________________________________

4. Эти слова однозначные, потому что ________________________________________

•  Для группы с синим стикером:

Задание  

1.  Объясните значение слова «Шляпка».

2.  Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

3.  Составьте предложения, употребив различные значения слова.

4.  Какие слова называются многозначными?

5.  Докажите правильность своего ответа

6.  Подготовьте отчёт о работе по плану.  

7.  

План отчёта группы  

1.  Мы работали со  словом (назвать слово).  

2.  Это слово имеет____значений. Перечислить.  

3.  Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.  

4.  Мы составили следующие предложения_______________________________.  

      Вывод: Многозначными называются слова   ________________.

 

•  Для группы с зеленым стикером:

Задание  

1.  Объясните значение слова «Звезда».

2.  Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа

3.  . Составьте предложения, употребив различные значения слова.

4.  Какие слова называются многозначными?

5.  Докажите правильность своего ответа.  

6.  Подготовьте отчёт о работе по плану.  

План отчёта группы  

1.  Мы работали со  словом (назвать слово).  

2.  Это слово имеет____значений. Перечислить.  

3.  Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.  

4.  Мы составили следующие предложения_______________________________.  

      Вывод: Многозначными называются слова   ________________.

•  Для группы с оранжевым стикером:

Задание  

1.  Объясните значение слова «Колокольчик».

2.  Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

3.  Составьте предложения, употребив различные значения слова.

4.  Какие слова называются многозначными?

5.  Докажите правильность своего ответа

6.  Подготовьте отчёт о работе по плану.  

План отчёта группы  

1.  Мы работали со  словом (назвать слово).  

2.  Это слово имеет____значений. Перечислить.  

3.  Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.  

4.  Мы составили следующие предложения_______________________________.  

      Вывод: Многозначными называются слова   ________________.

Проверка

-А СЕЙЧАС к какому этапу мы подошли?(проверяем)

Оценивание  

-Оцените работу группы на лесенке успеха

Верхняя ступенька- мы работали слаженно и у нас всё получилось

Средняя ступенька- у нас были затруднения, но мы справились самостоятельно

Нижняя ступенька- у нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

-Как гласит китайская мудрость: «Учитель только открывает двери, а дальше вы идете

сами»

8.Итог урока

-Наш урок подходит к концу.  

Чтобы знания были впрок

Давайте кратко повторим урок

-Что нового узнали на уроке?

 -Какие слова мы называем однозначными? Многозначными?

-Где мы можем узнать значение слова?  

Молодцы,ребята

Учитель: Дома предлагаю выполнить задание по выбору.  

1. записать толкование 2-3 многозначных слов и составить с ними предложения

2. с.28, упр 2(по учебнику)

3. приготовить книжку –малышку  

9.Рефлексия деятельности

-К какому этапу плана мы подошли? (оценивание)

-Оцените свою работу на нашей дорожке успеха.

(мне очень приятно,что вы знаете и понимаете тему и многие могут применить это

правило;а те,кто могут научить другого,на следующем уроке будете моими помощниками

и сможете оказать помощь своим одноклассникам в изучении этой темы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными" 3 класс

Данный урок направлен на ознакомление с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными. в ход урока включены разные методы работы с учащимися:работа по учебнику, самостоятельная работа,...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной согласной" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить написанию слов с удвоенной буквой согласного; объяснить этимологическую природу этих написанийПланируемые результаты:·...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...