I и II спряжение глаголов настоящего времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кулёва Юлия Александровна

Цели: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; формировать умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_1.docx212.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

Цели: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени; формировать умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Планируемые результаты

Личностные:

обучающиеся проявляют интерес к уроку русского языка, уважительное отношение к мнению собеседника, способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные

  • регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять саморегуляцию; осуществлять контроль и самоконтроль);
  • коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, умение работать в паре, группе);
  • познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе работы с текстом);

Ресурсы (оборудование)

  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • учебник по русскому языку В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко (М; «Просвещение» 2015 г.)
  • Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко (М; «Просвещение» 2015 г.)

Структура и содержание учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД

I.  Организационный момент. 

-Улыбнитесь. Садитесь.

Я вижу, ребята, что вы меня прекрасно поняли. А какие слова нашей речи мне понадобились?

(Глаголы?)

- А что такое глагол? Расскажите, что вы знаете о них знаете?

(На доске слова: улыбнитесь, садитесь.)

Ребята на доске карточки. Соберите предложение.

Наука в лес не ведёт, а из леса выводит.

-Прочтите что получилось. Что это?  (пословица). 

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

-Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.

-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

-Запишите пословицу в тетрадь с красной строки, красиво и аккуратно, соблюдая правила каллиграфического письма.

Отметьте одним из смайликов свое самочувствие.
(Настраивает учащихся на работу.)

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 II. Актуализация знаний

Я проснулся чудесным утром. На синем небе сияло яркое солнце. Крепкий мороз сковал широкую реку.

- Найдите все известные орфограммы.

- Найдите глаголы. В каком времени они употреблены? (В прошедшем)

- Посмотрите на доску. Что необходимо сделать?

В задании использовались карточки из личного кабинета учителя –

https://uchi.ru/teachers/groups/6326232/subjects/2/course_programs/4/lessons/17435

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Создание проблемной ситуации.

- Назовите глаголы, которые встретились в пословице, которую мы записали.

- Выделите окончания у глаголов?

- В каком числе и лице они употреблены? (3 лицо, ед.число)

- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе?

- Как вы думаете почему? (Не знаем)

-А если мы чего-то не знаем, то значит …… (Надо узнать)

- Определите цель урока. (Узнать от чего зависят личные окончания глаголов настоящего времени)

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

IV. Исследование проблемы

Работа в группах.

-Сейчас будем работать в группах. Задание для всех одно, а слова, которые вы будете изменять разные.

Прочитайте задание. Что значить проспрягать  слова?

(Выделить окончание,  проанализировать, как изменяются окончания при спряжении этого глагола)

Задание 1 группе. Проспрягать глагол спасти. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Задание 2 группе. Проспрягать глагол лететь. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Задание 3 группе. Проспрягать глагол думает. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Задание 4 группе. Проспрягать глагол шалишь. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Проверка результатов работы.

1 группа зачитывает, как проспрягали глагол, записывая окончания в таблицу

-Какая буква встречается в окончании  этого глагола? Е или И?

2 группа зачитывает, как проспрягали глагол.

-Какая буква встречается в окончании этого глагола?

3 группа зачитывает, как проспрягали глагол.

-Какая буква встречается в окончании этого глагола?

4 группа зачитывает, как проспрягали глагол.

-Какая буква встречается в окончании этого глагола?

На доске появляется таблица:

I, если:

II, если

- ешь, -ёшь

- ишь

- ет, -ёт

- ит

- ем, -ём

- им

- ете, -ёте

- ите

- ут, -ют

- ат, -ят

-Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что заметили? 

1. В  первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые,  а в других формах отличаются)

2. Можем разбить на 2 группы по гласной букве, 1 столбик  - окончание Е, 2 столбик – окончание И.  

3. В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от личного окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

-Проверим, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы.

Откройте учебник на стр. 88, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

(Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе.)

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2.

- Эта схема-опора будет помогать нам на уроках русского языка. Я приготовила для вас эти схемы-опоры, которыми вы сможете воспользоваться в затруднительной ситуации по написанию окончания глаголов.

 - Так какое открытие  на уроке русского я зыка мы сделали?

( Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.  Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний.)

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

V. Физминутка

Организует проведение физминутки

VI. Первичное закрепление

- А достаточно ли знать правило, что у глагола 2 спряжения?

( Нет. Мы должны применить на практике.)

- Упр.181 (в парах), устно с проговариванием во внешней речи.

- Либо по вариантам проспрягать слова верну и спешу. Взаимопроверка по эталону.

Работа с заданиями от Учи.ру на интерактивной доске

VII. Итог урока

- Какую учебную задачу перед собой ставили?

 (Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)

- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

Закончите предложения:

-Теперь я знаю, что глаголы бывают…….

-Чтобы определить спряжение глаголов надо…….

VIII. Рефлексия

Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда :

  • было интересно:
  • было трудно/легко:
  • справился с заданиями  / не справился:
  • выполнял задания сам / нуждался в помощи

IX. Домашнее задание

- Дома вы должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.88, вы можете опираться на схему.

- И выполните упражнение  182 на странице 89.

Раздел «Задания из карточек» в личном кабинете учителя

https://uchi.ru/teachers/groups/6326232/subjects/2/course_programs/4/lessons/17435


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

I и II спряжение глаголов настоящего времени

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику В.П.Канакиной. ("Школа России")  Тема: "l и ll спряжение глаголов настоящего времени"....

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени (презентация).

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"....

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени. 4 класс. Конспект урока.

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класс УМК "Школа России" по теме: "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"...

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...