Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»

 

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффиксом –л-; формирование у учащихся представлений об изменении глаголов прошедшего времени  единственного числа по родам.

Планируемые результаты

Предметные

  • знать часть речи «глагол»;
  • знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
  • уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
  • уметь находить у глаголов суффикс - л -,
  • уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кричать, молчать, бить, ловить. Образец: писать - пишу

Слайд 2

Лить, шить, греметь. Образец: пить - пьет.

Слайд 3

Приползу, вылезу, сберегу, увязну, окрепну, помогу, запрягу. Образец: что сделал? – продрог.

Слайд 4

…Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря.

Слайд 5

светил, светило, светила

Слайд 6

Тема : Род глаголов прошедшего времени в единственном числе Цели : н аучиться определять число глаголов, научиться определять род глаголов прошедшего времени и изменять глаголы прошедшего времени по родам.

Слайд 7

Яблоко лежал…. Кошка лежал…. Снег лежал…

Слайд 8

Тема : Род глаголов прошедшего времени в единственном числе Цели : н аучиться определять число глаголов, научиться определять род глаголов прошедшего времени и изменять глаголы прошедшего времени по родам.

Слайд 10

Я узнал… Я учился… Я могу…



Предварительный просмотр:

Дата: 30. 04. 2019

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

Оценка_______________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Род глаголов в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффиксом –л-; формирование у учащихся представлений об изменении глаголов прошедшего времени  единственного числа по родам.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • знать часть речи «глагол»;
  • знать род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
  • уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов;
  • уметь находить у глаголов суффикс - л -,
  • уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени.

        

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

-Доброе утро, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Словесный: слово учителя, эвристическая беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

3 мин.

Фронтальная форма работы

- Ребята, у меня для вас есть одно очень интересное задание, но для начала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

-На доске представлены слова. Прочитайте их. Определите часть речи. Что такое глагол?

-Запишите глаголы в настоящем времени.

Кричать, молчать, бить, ловить.

Образец: писать - пишу.

Лить, шить, греметь.

Образец: пить - пьет.

-Запишите глаголы в прошедшем времени.

Приползу, вылезу, сберегу, увязну, окрепну, помогу, запрягу.

Образец: что сделал? – продрог.

-Хорошо! Молодцы!

-Прочитайте стихотворение, представленное на экране.

…Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

А.Пушкин

-Спишите его в тетрадь, подчеркните глаголы и определите у них время.

Проверка:

-Назовите глаголы, которые подчеркнули и их время.(Один ученик работает на оценку, остальные проверяют)

-Хорошо! Молодцы!

-Как изменятся глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

-На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

-Прочитайте слова: светил, светило, светила.

 -Что в них общего?

-Чем отличаются?

Глагол.

Глагол –это ……

Ответы детей.

По числам и временам.

Что делает? и тд.

Что будет делать? и тд.

Что делал? и тд.

Это глаголы прошедшего времени.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Словесн.:учебный диалог

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как будет звучать тема нашего урока?
-Какие цели мы можем поставить перед собой?

Отвечают на вопросы учителя.

О роде глагола в  прошедшем времени.

Научиться определять число глаголов, научиться  определять род глаголов прошедшего времени и изменять глаголы прошедшего времени по родам.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

«Открытие»  нового знания

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

 8мин.

Фронтальная форма работы

-Приступим к достижению наших целей! Прочитайте предложения.

Яблоко лежал….

Кошка лежал….

Снег лежал…

-Определите время у глаголов. Определите число.

-Как определили?

-Какие окончания вы бы написали? Почему?

-Какой вывод мы можем сделать.

-Сравним выводы с правилом в учебнике.

Откройте учебник на стр. 109.

-Прочитайте правило.

-Совпали ли наши выводы с правилом в учебнике?

-Как изменяются глаголы единственного числа прошедшего времени?

-Что можно сказать о глаголах прошедшего времени множественного числа.

-Хорошо! Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

-Хорошо, молодцы!

Читают предложения, отвечают на вопросы учителя.

Глаголы единственного числа прошедшего времени изменяются по родам.

Да.

По родам.

Они не изменяются.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: управление поведением партенра – контроль, оценка его действий.

Динамическая пауза

1 мин.

-А теперь давайте с вами немного отдохнем.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

5 мин.

Фронтальная форма работы

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.121, найдите упр. 214.

-Прочитайте стихотворение.

-Найдите глаголы и определите их время и число?

-Определите род  каждого глагола.

Индивидуальная форма работы

-Спишите стихотворение в тетрадь и укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончание у глаголов.

Проверка:

Ученик, который быстрее всех справился с заданием, читает стихотворение, называет род глаголов и окончания, которые выделил. Называет род существительных.

-Как оценим работу учащегося?

Ответы детей.

К: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

7 мин.

Фронтальная форма работы

-Мы продолжаем работать. Откройте учебники на стр.122 ,найдите упр.216.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Первый глагол разберем все вместе.

Расти (что делать?) – рос( что делал?)- росла( что делала?)- росло( что делало?).

-Хорошо! Молодцы! Далее работаем самостоятельно по образцу.

Индивидуальная форма работы

-Образуйте от глаголов все формы прошедшего времени.

-На выполнение задания у вас есть 4 минуты.

Проверка:

-Один ученик зачитывает глаголы, которые у него получились. (Остальные проверяют)

-Как оценим работу учащегося?

-Как изменяются в единственном числе прошедшем времени  глаголы?

Образовать от глаголов все формы прошедшего времени.

По родам.

П: структурирование знаний

Включение в систему знаний

Практический:

письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Откройте стр. 122, найдите упр. 217.

-Прочитайте упражнение.

-О чем это стихотворение?

-Какое настроение вызывают эти строки?

-Какие слова придают такое настроение?

-Какое значение внесла приставка –за-?

Парная форма работы

-Спишите. Определите род и число глаголов(или только число).Выделите окончания.

Проверка:

-Назовите число и род  глаголов. Докажите, что вы верно определили число и род!

-По каким признакам вы определили число глаголов?

-Как определить род глагола?

Выводы:

-Как изменяются глаголы?

Запишите домашнее задание в дневник.

Домашнее задание : упр .219

По временам и числам. По родам изменяются глаголы в прошедшем времени.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Рефлексия деятельности

Словесный : беседа

2 мин.

-Наш урок подходит к концу.

-Ребята, скажите, как звучала тема нашего урока? Какие цели мы ставили?

-Посмотрите на экран. Здесь представлено задание.

-Хорошо, молодцы!

-Дополните предложения, представленные на экране.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Род глагола в  прошедшем времени.

Научиться определять число глаголов, научиться  определять род глаголов прошедшего времени и изменять глаголы прошедшего времени по родам.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род глаголов в прошедшем времени." 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род глаголов в прошедшем времени." 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планир...

Конспект урока по русскому языку «Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя: формирование умений определять род в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с умением определять род в глаголах прошедшего времени.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с родом глагола в прошедшем времени; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы в прошедшем времени по рода...

Конспект урока русского языка «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»

Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени»Цели деятельности учителя: ознакомление с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты:П...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в прошедшем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Планируе...

Конспект урока Русский язык по теме: "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые резул...