Учимся писать изложение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мирошник Елена Геннадьевна

Конспект по русскому языку. Учимся писать изложение. 21 век. Бирюза

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_izlozhenie.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 3 классе

Тема: «Учимся писать изложение»

Цель урока: активизация интереса к русскому языку и развитие речевого творчества детей через создание условий для умения анализировать и корректировать текст, составлять план и записывать часть текста по плану.

Задачи:

- познакомить с народными легендами;

- учить различать текст-повествование по его признакам;

- формировать умение составлять план текста;

- совершенствовать умение пересказывать текст и писать изложение.

 -

Тип урока: применение знаний на практике.

Планируемые результаты: 

Личностные: формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; развитие учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: овладение основами смыслового чтения текста; формирование умения находить ответы на вопросы, структурировать знания, умения применять приобретённые навыки в практической деятельности.

Регулятивные: формирование умения планировать учебные действия согласно поставленной задаче; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; анализировать и оценивать результаты своей работы; обнаруживать и вносить необходимые коррективы в свои действия.

Коммуникативные: формирование умения высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других; овладевать монологической и диалогической формами речи; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др.; мультимедиа система, презентация «Учимся писать изложение»; изображение камня - бирюзы, карточки-опоры, оценочные листы.

                                                           Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности
– Здравствуйте! Этот урок позволю себе начать с неожиданного вопроса: «Кто из вас радостно воспримет мысль о том, что на уроке вы будете работать над изложением?» Выскажите своё мнение.

– А теперь скажите, кого это сообщение не порадовало. Объясните, почему?

– Действительно, мы должны уметь писать изложение, но не только для того, чтобы получать хорошие отметки. Где в дальнейшем вам могут пригодиться полученные знания и умения?  (При написании писем, докладов, отзывов).

    Итак, сегодня на уроке мы продолжим работать над формированием умений писать изложение. Эпиграфом к уроку я взяла слова Жан-Луи Бюффона, французского биолога, математика и писателя XVIII века: «Хорошо писать – это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо чувствовать …». Мыслить и чувствовать …всё это пригодится нам в сегодняшней работе. Слайд 1.

– А является ли данная работа для вас новой?

На оценочном листе отметьте уровень ваших знаний.

Знаком + - что вы знаете о работе с текстом;

Знаком о – чему хотите научиться.

Умею определять тип текста

Умею озаглавливать текст

Умею отвечать на вопросы

Умею составлять план текста

Умею пересказывать

Умею писать изложение

5

4

3

2

 2. Работа с информацией. Вхождение в тему.

Работа в группах

Решив кроссворд, мы получим ключевое слово и узнаем, о чем пойдет речь на уроке. Слайд 2. (Приложение 1)

      Бирюза - "любимый камень Востока", "священный камень Тибета", "королевский камень египетских фараонов", "небесный камень американских индейцев". Все эти названия говорят о необычайной популярности и особой почитаемости самоцвета. Мифы и легенды о драгоценных камнях меняются со временем и расстоянием, но бирюза всегда считалась и считается камнем здоровья, счастья, удачи.
     Бирюза обладает одним из мистических свойств. Иногда медленно, иногда внезапно она необъяснимо меняет цвет, становясь бледной, пятнистой или переходя из голубой в белую.
Это «волшебное» свойство глубоко поражало наших предков, что послужило причиной сложения множества красивых историй о камне.

 «…Говорят, что камень-бирюза 
Навсегда сердца соединяет. 
Даже сквозь разлуки и года 
Теплота Востока их венчает…»

Бирюза испокон веков считалась камнем влюблённых. Согласно одной легенде, бирюза – это превратившиеся в камни кости людей, которые умерли от любви.

Слайд 3. (видеофрагмент)

3. Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня мы с вами поднимемся на ступеньку выше, пополним свои знания в выполнении работ по развитию речи. С помощью легенды о красивом камне-бирюзе, мы будем учиться работать с текстом, составлять его план и пересказывать, писать изложение.  

  – Что значит написать изложение? (у детей памятки на партах).

Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но так передать, как это написал автор.

Помните: когда вы что-либо пишете, ваш текст предназначен для чтения, вы должны заинтересовать читателя. (Приложение1.)

Какую цель поставим перед собой? 

- составить план текста и записать часть текста по плану. Слайд 4.

4. Ознакомление с текстом.

- Откройте учебники на странице 4, выполним упражнение 2.

-Прочитайте, пожалуйста, текст. К какому типу текста он относится? Почему его можно назвать повествованием? Воспользуйтесь карточкой- помощницей. Слайд 5.

Текст - повествование

Текст - описание

Текст - рассуждение

В тексте рассказывается, сообщается о чём – либо. Что? Где? Как? Когда произошло?

Описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий.

Почему?

    Бирюза - драгоценный камень, многие его считают самым красивым изо всех ювелирных камней. Самая красивая бирюза голубого цвета. Бывает она и зелёной, и тёмно - зелёной, даже коричневой или белой как мел.

    Ещё в древние времена заметили, что бирюза меняет цвет: Белая становится голубой, голубая может окраситься в зелёный цвет. В легендах и преданиях по-разному рассказано об изменениях цвета бирюзы. Вот как об этом повествуется в армянской легенде.

     Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Но силы были неравны. Когда защитников осталось совсем мало, они отправили женщин и детей в горы, а сами продолжали сражаться. Все пали в том бою. Тогда чужеземцы бросились в горы. Завидев врагов, женщины с детьми спрятались среди камней, вжались в расщелины и стали молить богов о помощи. Боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин в небесно-голубую, старух - в зелёную, а детей - в белую. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.

                                                                                       ( По В.Сейраняну.)

 4.1.Структурно-смысловой анализ текста.

Беседа по содержанию:

- о чем этот текст (какова его тема);

- какую мысль хотел донести до нас автор;

- что показалось наиболее интересным;

- что было непонятным (лексическая работа);

- мотивы поведения героев, как вы относитесь к поступкам.

4.2. Составление плана текста.

- Как можно озаглавить текст?        

- Запишем заголовок.

- Составим план и запишем его.

   1. Бирюза - драгоценный камень.

   2. Бирюза меняет цвет.

   3. Легенда о бирюзе.

5. Релаксация - шум воды и звук раскатывающихся камешков. Слайд 6.

6. Пересказ текста.

- Прочитайте последнюю часть.

- Хочется ли рассказать легенду о бирюзе?

- Как можно начать пересказ? на доске запись (По одной легенде..., вот как об этом повествует армянская легенда..., однажды...) (Приложение 1.)

В тексте – повествовании события последовательно сменяют друг друга, как "кадры киноплёнки».

-Что изобразите на каждом кадре? (фронтальный опрос) Давайте с помощью вопросов перескажем часть текста. Слайд 7.

Как бились мужчины-воины?

Почему они отправили женщин и детей в горы?

Как женщины с детьми прятались среди камней?

Что сделали боги?

6.1. Орфографическая подготовка, написание текста.

- Чтобы написать текст правильно, без ошибок, давайте подготовимся.

- Составим орфографическую таблицу. Выпишите из текста слова (работа в парах).

Словарные слова

Проверяемые безударные гласные

Парные звонкие - глухие согласные

Правописание приставок

Дети зачитывают слова, сверяют их с общей таблицей. Слайд 8 (Приложение1)

 6.2. Физминутка для глаз.

А теперь, опираясь на таблицу, запишите последний абзац.  

Дифференциация.

1 уровень – написать текст по памяти.

2 уровень – выполнить задание в карточках с лакунами. Дано начало текста и концовка, дописать основную часть. (Приложение1)

3 уровень – исправить деформированный текст. (Приложение1)

 6.3. Проверка написанного.  

Дети 1-й группы зачитывают получившиеся изложения, выбирают лучшую работу, зачитывают всему классу.

2 и 3 группы – взаимопроверка в парах.

7. Итог урока. Рефлексия.

Оценочный лист.

Внутри значка О поставьте + если вы поднялись на тот уровень знаний, который планировали в начале урока.

Умею определять тип текста

Умею озаглавливать текст

Умею отвечать на вопросы

Умею составлять план текста

Умею пересказывать

Умею писать изложение

5

4

3

2

Камень - бирюза способствует самореализации, он добавляет творчества, помогает достичь цели. Бирюза стала символом мудрости, опыта, благородства, успеха.

И если вы на уроке достигли своей цели, поднялись на уровень выше, прикрепите изображение бирюзы на оценочный лист на доске. (Приложение 1).

8. Домашнее задание. Слайд 9.

 Дифференцированное домашнее задание:

1 группа - придумать свою легенду по прочитанному тексту или найти другие народные легенды о драгоценных камнях.

2 группа - прочитать легенду в упр.1на стр. 4 и составить краткий рассказ

3 группа – выполнить упр.1. на стр. 4

Приложение

Орфографическая таблица

Словарные слова

Проверяемые безударные гласные

Парные звонкие - глухие согласные

Правописание приставок

мужчины

детей

путь

отправили

совсем

врагов

враг

спрятались

женщины

молодых

навек

сжалились

небесно - голубую

охранять

   Карточка с лакунами

     Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Но силы были неравны. Когда защитников осталось совсем мало, они _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.

Деформированный текст

     Долго бились мужчины-воины одного из сёл, преграждая путь врагу. Все пали в том бою. Но силы были неравны. Тогда чужеземцы бросились в горы. Когда защитников осталось совсем мало, они отправили женщин и детей в горы, а сами продолжали сражаться. Боги сжалились над ними и превратили всех в бирюзу: молодых женщин в небесно-голубую, старух - в зелёную, а детей - в белую. Завидев врагов, женщины с детьми спрятались среди камней, вжались в расщелины и стали молить богов о помощи. Наступавших чужеземцев боги превратили в чёрные скалы, обречённые навеки охранять прекрасную бирюзу.

Оценочный лист

Умею определять тип текста

Умею озаглавливать текст

Умею отвечать на вопросы

Умею составлять план текста

Умею пересказывать

Умею писать изложение

5

4

3

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.

Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии ...

Учимся писать изложения

Начальная школа ХХI века, 2 класс. Тема: "Учимся писать изложения"....

Презентация на тему "Учимся писать изложения. Оляпка - водяной воробей"

Эта презентация поможет подготовить обучающихся к  написанию изложения с элементами сочинения....

Учимся писать изложение

данная презентация содержит учебный материал по обучению написания изложения...

Учимся писать изложение.

Формировать умение писать изложение по составленному плану....