«Применение информационных технологий на уроке русского языка при закреплении знаний по теме «Синонимы»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrazrab.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1» г. Каспийска

Методическая разработка

На тему: «Применение информационных технологий на уроке русского языка при закреплении знаний по теме «Синонимы»

Выполнила: Абдулаева Татьяна Шамильевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1»

г. Каспийск


Аннотация

Работа представлена по гуманитарному направлению. Данный урок разработан с учетом федерального государственного образовательного стандарта и предназначен для аудитории 3 класса. Разработка предназначена для использования в работе учителей гуманитарного цикла. Все этапы урока прописаны согласно ФГОС.

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень  давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.          Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.

Использование ИКТ на уроке имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами:

 - позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся;

-обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

В средней школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение синонимов. Сделать этот процесс ненавязчивым, интересным и в тоже время эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и использования информационно-коммуникативных технологий. В результате применения этого в комплексе, вырабатываются навыки и умение быстро и точно применять знания на практике.

При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью предложенных и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего “Я”. Детям непременно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.
Все вышеизложенные моменты отражены в конспекте предложенного мной урока на тему « Синонимы».

Цель моей деятельности:

Систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов наглядно в мультимедийном формате.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://infourok.ru/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, словарь синонимов русского языка.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2.Актуализация и пробное учебное действие

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают термины

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Синонимы"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Синонимы"  с использованием печатного и электронного пособия "Учимся беречь энергию"....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Синонимы"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Синонимы" УМК "Перспектива"...

Использование информационных технологий на уроках русского языка для формирования речевой деятельности учащихся в начальной школе.

Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые ...

Информационные технологии на уроках русского языка и развития речи. Урок в 1 классе по теме "Красный день календаря — 23 февраля"

Создание календаря знаменательных дат;Расширение словарного запаса детей словами, связанными с темой 23 февраля;Развитие навыков работы в микрогруппе, навыков взаимопомощи, положительного отношения и ...

Тема по самообразованию:«Активизация познавательной деятельности младших школьников путём применения современных технологий на уроках русского языка»

  Процесс развития современного мирового сообщества характеризуется повышением требований к уровню культуры и образования его граждан. В Концепции модернизации российского...

Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»  Предмет: Русский язык Класс: 3Тема урока: «Синонимы и антонимы».Цели урока:Создать условия для:-систематизации знаний о синоним...

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» (УМК «Школа России)

Учебное занятие русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы», содержание которого основывалось на программе автора В.П. Канакиной.Данное учебное занятие в курсе русского...