Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ветренко Светлана Анатольевна

УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое имя существительное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

               Дидактическое обоснование урока

Русский язык, 2 класс, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» часть 2, УМК «Школа России»

Тема урока: «Что такое имя существительное?»

Дидактическая цель: создать условия для формирования новых умений (имя существительное как часть речи).

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи по содержанию.

обучающая: формируем у детей представления об имени существительном как части речи;

умения:

- различать слова – названия предметов, отвечающих на вопросы кто? и что? ;

- находить имена существительные в тексте;

- объяснять лексическое значение имён существительных;

- группировать имена существительные по их лексическому значению;

- изменять форму имён существительных, составлять предложения;

развивающая: развиваем речь, память, мышление, орфографическую зоркость, наблюдательность, умение работать в сотрудничестве, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

воспитательная: воспитываем навыки общей культуры, содействуем формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Методы обучения: частично – поисковый, создание проблемной ситуации.

Формы организации познавательной деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения для уч-ся и учителя: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть  В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь с печатной основой часть 2,  В.П.Канакина, тетради, раздаточный материал (карточки, задания), мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел для нас звонок,

Время начинать урок!

- Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетради, учебники, карандаши, ручки, линейки.

- Прочитайте стихотворение.

(мультимедийный проектор)

Очень я хочу учиться,

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю! Я смогу!

Всем ребятам помогу!

- Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями?

- Кто любит путешествовать?

- Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие в чудесную страну Знаний!

- А на чём мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Железный Уж ползёт
Пассажиров вдаль везёт.

- Верно, мы отправимся в путешествие на поезде.

( картинка с изображением поезда)

- переключают внимание на учителя

- настраиваются на работу, проверяют готовность

- дети хором читают стихотворение

- поднимают руки

- отгадывают загадку

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу.

Личностные:

- самоопределение;

-  ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Коммуникативные:       планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Чтобы попасть на поезд, нам надо выполнить несколько заданий.

1) На доске написано слово ПОЕЗД. Найдите в этом слове букву, которая обозначает 2 звука.

Минутка чистописания.

- Пропишите эту букву целую строчку, не отрывая ручку. Для этого предыдущую букву надо соединить со следующей.

(показывает на доске)

2) – А сейчас поработаем в парах.

- У вас на столе карточки со словами. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в 3 группы.

В.ГОН, Д.ОРОЖНЫЙ, М.ШИНИСТ, Б.ЖИТ, В.СЁЛЫЙ, Л.ТИТ

- Проверим

- Что обозначают слова каждой группы?  

- В первый столбик запишите слова, которые обозначают предмет, во второй -  признак предмета, а в третий -  действие предмета. Один ученик работает у доски.

- Молодцы! Справились с заданиями! Теперь можем отправляться в путь!

- открывают тетради, записывают число, классная работа

- называют букву, объясняют

- пишут в тетради

ееееееееееееееееееее

- работают в парах

- читают слова, объясняют правописание орфограмм, как разделили на группы

- проверяют

- делают вывод

- один у доски, все пишут в тетради

Познавательные :

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему.

Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

- осуществлять совместную деятельность в паре;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы.

3. Постановка учебной задачи.

- На пути у нас, ребята, станция «Расшифруй-ка!»

- Внимательно посмотрите на данный шифр и ключ к нему. Разгадав ключ этого шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке

      1    2    3   4    5    6    7    8    9    10

1    А  М   Н  О    Р    К   В   У  Щ   Л

2    С   Г   Д   Я    И   Ч   Ц   Т   Е    Ь

Ключ: 2-1, 1-8, 1-9, 2-9, 2-1, 2-8, 1-7, 2-5. 2-8, 2-9, 1-10, 2-10, 1-3, 1-4, 2-9. (существительное)

- Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим?

- С заданием справились, поехали дальше!

- разгадывают ключ шифра, составляют слово

- получается слово – существительное

- называют тему урока «Имя существительное»

- ставят цель – узнать, что такое имя существительное

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Физкультминутка.

- Под музыку (песня «Голубой вагон» В.Шаинский) выполняем движения.

- Станция «Узнавай-ка»

- Ребята, может быть кто-нибудь уже знает, что такое имена существительные?

- Чтобы все это узнали, откройте учебник на стр. 44. Задание 74.

- Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову – названию предмета. К какой части речи относятся эти слова?

- Прочитайте хором  правило на стр.45

- под музыку делают упражнения

- пытаются объяснить, что такое имя существительное

- открывают учебники

- рассматривают рисунки, называют предметы, ставят к каждому слову вопрос

- отвечают

- работают с правилом

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- устанавливать аналогии;

- обобщать.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Что же мы узнали на станции «Узнавай-ка»?

- Молодцы! Следующая станция «Закрепляй-ка»

- Найдите задание 75 на стр. 45.

- Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что?

- Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению.

Люди

Животные

Растения

Одежда

- Запишите эти группы слов. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

- Прочитайте пословицы.

(мультимедийный проектор)

- Почему так говорят?

Месяц январь - зимы государь.

Январь – весне дедушка.

- Найдите все имена существительные.

- Все ли имена существительные отвечают на вопрос что?

- Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: чего? (зимы), чему? (весне) и другие.

- делают вывод

- работают по учебнику

- читают, объясняют лексическое значение слов, ставят вопросы кто? или что?

- группируют имена существительные

- записывают группы слов, один работает у доски, другие пишут в тетради

- читают пословицы, объясняют их смысл

- ищут имена существительные, задают вопросы

- делают вывод, что не все имена существительные отвечают на вопрос что?

- изменяют их так, чтобы они отвечали на вопрос что?

 

Познавательные :

- систематизировать, обобщить изученное;

- соотносить имеющиеся знания с новым материалом;

- использовать схемы (правило) для решения задач.

Коммуникативные:

-уметь полно и точно выражать свои мысли.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Самостоятельно спишите пословицы и подчеркните имена существительные.

- Проверим, какие имена существительные вы подчеркнули?

 - работают самостоятельно

- самопроверка по образцу

Регулятивные :

- включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- планировать своё действие;

- прогнозировать результаты уровня усвоения;

- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Мы с вами добрались до последней станции «Повторяй – ка»

- В нашем учебнике на стр.47 «Страничка для любознательных».

- Почему же имена существительные получили такое название?

- работают по учебнику устно

- делают вывод, почему существительные получили такое название

Познавательные:

- извлекать нужную информацию;

- устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

8. Рефлексия деятельности.

- Пора нам возвращаться домой!

Наше путешествие в страну знаний мы будем продолжать на следующих уроках.

-Что интересного узнали на уроке?

-Что такое имя существительное?

- Чему вы научились?

– Как вы думаете, что нужно запомнить?

- Итак, у вас на партах лежат картинки с вагончиками, но они не раскрашены. Нужно приготовить три карандаша (красный, желтый, зелёный) и раскрасить вагончик.

Зелёный – всё понял, всё получилось.

Жёлтый – не совсем понятно было на уроке.

Красный – ничего не понял.

- Покажите, какие вагончики у вас получились.

Вы сегодня все – молодцы!

- Запишите домашнее задание.

Рабочая тетрадь ч.2, стр.24 №50,51

Отметки за урок.

- анализируют свою работу на уроке

- оценивают свою работу на уроке

Регулятивные:

- выделять и осознавать усвоенный материал;

- оценивать результаты своей работы.

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...