Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filatova_i.n._urok_russkogo_yazyka._3_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

«Разработка интегрированного урока на основе компетентностно-деятельностного подхода»

Урок русского языка в 3 классе

Подготовила: Филатова И.Н.

2020 год

Тема урока

Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах.

Педагогические
цели

1. Создание условий для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; упражнение в разборе слова по составу; способствование формированию умения работать со словообразовательным словарем

2. Развитие мышления, речи, кругозора, интереса к предмету.

3. Воспитание культурного грамотного участника дорожного движения, внимательного пешехода, воспитание чувства товарищества, ответственности.

Задачи урока

1. Отработать умения разбирать слова по составу

2.  Формировать орфографическую зоркость (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки).

3. Формировать навыки безопасного поведения обучающихся на дорогах.

Тип урока

Урок закрепления знания, интегрированный урок

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; различают однокоренные слова и формы одного и того же слова; узнают сложные слова, составляют схемы слов и слова по заданным схемам

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; используют знаково-символические средства для решения учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели и схемы для решения лингвистических задач.

Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения;
задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень, суффикс, приставка, окончание; однокоренные слова, формы слова; разбор по составу, словообразовательный разбор

Образовательные
ресурсы

1. Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 3 класс, 1 часть.

2. карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карточка – памятка «Как изменить слово по вопросам», картинки перекрестка, поворота, дороги, картинка светофора.

Ход урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Здравствуйте, дети!

Тихо сядут девочки.

Еще тише – мальчики.

Начинаем наш урок.

- У нас сегодня урок русского языка будет проходить в сочетании с уроком окружающего мира.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л. – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Постановка учебной задачи

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

 -Ребята, первые минуты урока позволят нам определить тему урока.

- Наступила зима. Скажите, почему зимой на дорогах стали чаще происходить ДТП?  

- Назовите лексическое значение слов ГОЛОЛЕДИЦА, ГОЛОЛЕД

- Сравните эти два слова. Что заметили?

- Какие слова можно назвать однокоренными?

– На доске записаны слова КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРЕДЛОГ, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ.

- Какое слово лишнее и почему?

– Кто уже может предположить, чем мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой?

- А понятна ли вам тема, которую мы рассмотрим по окружающему миру?

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя .

1.Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели.  
2.Гололед - это образование льда на земле, деревьях, проводах и пр. , связанное с замерзанием дождя, выпадающего на холодную поверхность.

- Эти слова однокоренные.

- Лишнее слово ПРЕДЛОГ – это часть речи, остальные слова части слова.

- Будем говорить о составе слова и разбирать слова по составу.

- Правила дорожного движения.

П. – применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности.

Л. – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Вы назвали причины зимних ДТП. А есть ли возможность их как-то предупредить?

- На минутке чистописания  мы дадим советы пешеходам.  На столе лежит карточка №1, прочитайте запись. Согласны ли вы с тем, что записано на карточке? Почему? Можно ли назвать эту запись текстом?

- Какие по цели высказывания предложения составляют данный текст?

- Запишите этот текст  аккуратно и без ошибок.

Будьте осторожны  на дорогах! Соблюдайте ПДД! Помните:  ваша жизнь в ваших руках.     Будьте грамотными пешеходами

- На какие две группы можно разделить предложения?

Учащиеся высказывают предположения.

Выполняют письмо по образцу.

- Побудительные.

- По интонации: восклицательные и невосклицательные.

П. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Закрепление знаний и способов действий.

Работа в парах. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо

- В какой части слова заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

–Начнем с корня. Работать будем в парах. Но сначала ответьте на вопросы:

- Как называется  устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.  

- Возьмите карточку №2.

- Что записано на карточке?

- Прочитайте и выполните задание, подготовьтесь его прокомментировать.

Прочитайте группу родственных слов.

Светофор,  светило,  светофорный,  светлый, светофоры, светленький, засветить, отсвечивать, светёлка, светлица, светило, рассвет, светильник, свет,  свеча, свечка,  светлячок, световой, светает,    свитить, светлейший, осветлённый, светлолицый, светло-серый, светоотражатель,   светотень,   светомузыка. светиться, осветить, освещение, подсветка.

1. Найдите слово, от которого образовались все эти слова?

2. Найдите «лишнее слово» в этой группе. Обоснуйте  свой ответ.

3. Попробуйте доказать, что слово «светило»  выступает в значении двух частей речи: им. сущ. и глаг.

4. Найдите слово с ошибкой в корне.  Вспомните правило, которое нарушено в написании этого слова.

- Следующее задание на карточке №3.

- Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить.

- А что надо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?

- Что написано в скобках?

Х…дить (по тротуару), посм…треть (сначала налево, потом – направо), узн…вать (больше о ПДД,  знаки ДД), д…ржаться (на тротуаре правой стороны), не выб…гать (на проезжую часть), не  сп…шить (при переходе через улицу, но и не задерживаться)

Настраиваются
на нужную эмоциональную волну, слушают вопросы учителя, формулируют ответы.

Выполняют упражнения. Работают в парах.

- Светофор.

- Слова.

- Свет.

- Светофоры. Поменяли форму слова, изменили окончание.

- Небесное (что?) светило.

- Солнце весь день (что делало?) светило.

- СвИтить – свет – свЕтить.

- Вставить пропущенные безударные гласные.

Повторяют правило.

- Правила ПДД.

П. – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; могут отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; применяют знания
при решении нестандартных задач

Повторение изученного
об окончании
(рабочая тетрадь, упр. 122)

Фронтальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо.

- Какая изменяемая часть слова образует форму слова?

- Зачем надо менять форму слова?

- Предлагаю вам поменять форму слова по вопросам, представленным на карточке-памятке №4.

Что? Машина

Нет чего? Нет машины

Подойти к чему? К машине

Вижу что? Машину

Любуюсь чем? Машиной

Думаю о чем? О машине

- Посмотрите на слово МАШИНА. Что заметили?

- Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске: ПЕРЕКРЕСТОК, ПОВОРОТ, ДОРОГА.

 -Назовите опасные участки дороги.

- Почему вы так считаете?

- Как по-другому назвать дорогу, по которой едут машины?

- Что вы можете сказать об этом слове?

- Предлагаю это слово тоже поменять по вопросам:

Что? Шоссе

Нет чего? Нет шоссе

Вижу что? Шоссе

Подойти к чему? К шоссе

Любуюсь чем? Шоссе

Думаю о чем? О шоссе

- На что обратили внимание?

- Слово не изменилось.  Как вы думаете, как можно назвать такое слово?

- В русском языке слова, у которых не меняется окончание, называются неизменяемыми.

Слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Проводят сравнительный анализ предложенных языковых объектов.

- В слове поменялось только окончание, т.е. поменялась форма слова.

- Шоссе.

- Это словарное слово с удвоенной согласной и непроверяемой безударной гласной.

- В слове окончание не поменялось?

Высказывают свои предположения.

П. – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания, умеют изменять слово с целью выделения окончания.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Игра на внимание «Красный, желтый, зеленый»

Красный – стоять на месте, желтый – руки на пояс, зеленый – ходьба на месте.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л. – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Отработка
умения находить неизменяемые слова (работа по учебнику, упр. 189)

Фронтальная, индивидуальнаяСловесный, практический. Чтение, беседа, письмо

- Упр. 189. Выполните задание самостоятельно.

- Выполните взаимопроверку, правильно ли вы подчеркнули неизменяемые слова.

- Прочитайте словосочетания, которые подходят к нашей теме по окружающему миру.

- Приходилось ли вам быть в метро?

- Какие правила поведения в метро вы знаете?

Находят неизменяемые слова, пользуясь алгоритмом (изменяют словосочетание
по падежам и наблюдают за словом.

- Широкое шоссе, ехал в метро, ехал на шоссе.

Формулируют правила поведения  в метро.

П. – анализируют языковые объекты, применяют полученные ранее знания в нестандартной ситуации

Повторение изученного
о приставке и суффиксе.

(карточка, работа по учебнику, упр. 6,  стр. 100)

Работа в паре. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Какие части слова служат для образования новых слов?

- Как найти в слове приставку? Суффикс?

- Предлагаю поработать в парах и составить слова

по инструкции. Карточка № 5.

1. Составьте слово, в котором приставка, как в слове построить, корень в слове ездить, суффикс в слове машинка, окончание в слове дорога. Назовите слово: ПОЕЗДКА.

2. Составьте слово, в котором приставка, как в слове переехать, корень в слове походка, окончание в слове автобус. Назовите слово: ПЕРЕХОД.

- На чем можно совершить поездку?

- Какие виды дорожных переходов вам знакомы?

- Выполните упр. 6. На стр. 100 «Образуйте от слова ДОРОГА слова со следующими значениями: а) «маленькая узкая дорога», б) «тот, кто строит дороги», в) прилагательное к слову дорога», г) «трава, растущая вдоль дороги».

Слушают вопросы учителя, формулируют ответы.

Работают в парах. Выполняют упражнение.

П. – умеют выделять части слова,  образовывать новые слова с помощью суффикса.

П. – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; применяют имеющиеся знания при решении нестандартных задач

Рефлексия учебной деятельности
на уроке

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Чем необычен и полезен был сегодняшний урок?

- Какой опыт вы приобрели?

- На столе у вас лежат светофоры. Если вы все поняли сегодня на уроке – закрасьте зеленый сигнал светофора, если не очень хорошо поняли тему – желтый, если у вас возникли серьезные трудности – красный огонек.

Отвечают на вопросы учителя

Р. – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее
задание.

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Задания на повторение. Стр. 100 упр. 1 - 3

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р. – принимают учебное  задание в соответствии с уровнем своего развития

Используемые ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов".

Урок русского языка в 1 классе (послебукварный перид). Тема: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов"....

Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"

УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".

Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

конспект урока русского языка 3кл. Обобщение знаний о составе слова.

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало ...