Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

 Татьяна Валерьевна Смирнова

Урок русского языка в 1 классе (послебукварный перид). Тема: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo._uprazhnenie_v_sostavlenii_slov_iz_bukv_i_slogov.doc395.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 1 (послебукварный период)

Тема: Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов.

Цель: обобщить и систематизировать знания о слове как единице речи, значении слова, расширить представление о многозначных и однозначных словах, формировать умение составлять слова из букв и слогов, орфографически и каллиграфически правильно записывать их; пополнить кругозор детей сведениями о жизни пчёл; через игру развивать познавательные способности и интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

1.  Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

Сегодня на уроке у нас необычный гость. Кто это вы узнаете из загадки:

Летит - гудит,

 Сядет - молчит.

 Целый день в трудах,

 То в лугах, то в садах.

 И кто ей друг -

 Тот всегда с медком.

 А кто ей не люб -

 Спасайся бегом!

(на доску прикрепляется изображение пчелы Майи)

Вы узнали нашу гостью?

Пчела Майя – героиня мультфильма, а вот настоящую пчелу вы видите на этой фотографии.

(на доску вывешивается фотография пчелы)

К какой группе животных относится пчела?

Почему?

Какой звук издаёт пчела? ( [ж] )

Что вы знаете про этот звук? (согласный, звонкий, всегда твёрдый)

Какой буквой обозначается звук [ж] на письме?

2. Сегодня мы с вами повторим написание заглавной и строчной буквы Ж, ж.

Но сначала подготовим наши руки к письму (пальчиковая гимнастика):

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

(поочередно массируются все пальчики сначала на одной, затем на другой руке)

Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ж, ж чередуя их до конца строки.

Прочитайте предложение, записанное на доске:

С утра жужжу – цветы бужу!

Сколько букв ж в данном предложении?

Как обозначено начало предложения?

Как обозначен конец предложения?

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните все буквы ж.

3. На уроке окружающего мира мы с вами говорили, что у каждого человека есть семья – это самые близкие, родные люди. Пчёлы тоже живут семьями. Пчелиная семья  большая, дружная и очень трудолюбивая.  У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, проветривают домик, охраняют его от врагов; кормят личинок; собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок.

Как же они понимают друг друга? Как вы думаете?

Общаются пчёлы с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, пыльцу, вернувшись домой, своим танцем “рассказывает” другим пчёлам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко, в каком направлении надо лететь. А по запаху, исходящему от пчелы, другие пчёлы определяют, какой цветок нужно искать.

Итак, пчёлам понять друг друга помогает танец, а как мы с вами общаемся друг с другом? ( с помощью речи)

Какая бывает речь? (устная и письменная?)

Из чего состоит речь? (из предложений)

А из чего состоят предложения? (из слов)

Тема нашего сегодняшнего урока: Слово (записывается на доске). Мы повторим всё, что уже знаем о словах, будем учиться составлять и записывать слова.

Пчела Майя прилетела к нам не просто так, а за помощью. Злая фея заколдовала все её любимые цветы. Она сказала, что расколдовать их смогут только самые умные, аккуратные, трудолюбивые и смелые  дети. Как вы думаете, Майя прилетела по адресу? Тогда давайте скорее приниматься за работу. Чтобы расколдовать цветы, нужно выполнить задания, с каждым правильно выполненным заданием ведёрко Майи будет наполняться вкусным цветочным нектаром. Итак, вы готовы?

Тогда давайте превратимся в маленьких пчёлок (физкультминутка):

Утром пчёлки все проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – полетели

И за парты дружно сели.

 

Первое задание

Сели правильно и красиво как раз на первый заколдованный цветок. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Золотым был молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова!

(демонстрируется изображение одуванчика)

Из чего состоят слова? (из букв, слогов)

Прочитайте записи на доске:

Карандаш, крактс, ручка, тетрадь.

Какая запись лишняя? (крактс)

Почему? (не является словом)

Почему это сочетание букв не является словом? (не имеет значения)

Т.о. сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение. Запишите в тетрадь только слова.

Сколько значений может быть у слова?

Если у слова только одно значение, оно называется однозначным. Например, карандаш. А если у слова много значений, как вы думаете, как называются такие слова? (многозначные).

Какое из записанных слов является многозначным? (ручка)

Перечислите значения слова ручка.

Приведите свои примеры многозначных слов.

Молодцы, ребята, вы сумели расколдовать первый цветок, и ведёрко Майи наполнилось первой порцией нектара.

 

Второе задание

А сейчас Майя подлетает к следующему цветку (демонстрируется картинка с изображением красного клевера). Что это за цветок?

Назовите буквы  (на доске прикреплены магнитные буквы)

Е   Л   Т   О

На какие группы их можно разделить? (гласные и согласные)

Назовите гласные? Согласные?

Составьте слово из этих букв. (лето)

Назовите следующие буквы

В   С   Н

Что это за буквы? (согласные)

Составьте слово.

А сейчас я добавлю ещё две буквы. Назовите их

 

Е    А

Что это за буквы? (гласные)

Попробуйте составить слово теперь. (весна)

Почему не получилось составить слово в первый раз? (не было гласных)

Какой вывод можно сделать?

Итак, без гласных нельзя образовать слово. Посмотрите на доску и отгадайте из каких слов сбежали гласные:

К Р Ж К          С Т К Н       Т Р Л К

(КРУЖКА        СТАКАН        ТАРЕЛКА)

В записанных в тетради словах поставьте точки под гласными.

А для чего нам нужно знать сколько в слове гласных? (чтобы определить сколько слогов). Вспомните наше правило-стихотворение:

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Разделите записанные в тетради слова на слоги.

Молодцы, вы справились и с этим заданием, и в ведёрко Майи добавился нектар.

Третье задание

Следующий заколдованный цветок вы узнаете, отгадав загадку:

Вот звоночек – синий цвет,

С язычком, а звону нет.  

(изображение колокольчика)

Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить спортивные упражнения, а ведь у нас урок русского языка, а не физкультуры. Как же нам быть? (физкультминутка)

Выход найден, и мы приступаем к снятию заклятья (физкультминутка).

Молодцы, не удался фее её злой замысел. А Майя получает ещё 1 порцию нектара.

Четвёртое задание

А вот и следующий цветок. (изображение медуницы)

Как он называется, вы узнаете из моего стихотворения:

   

    Это прозвище недаром

    У красивого цветка.

                    Капля сочного нектара

     И душиста, и сладка!

От простуды излечиться

Вам поможет медуница!

Как называется растение?

Чтобы расколдовать медуницу нужно составить из слогов слова: (Слоги записаны на доске, дети соединяют их, чтобы получились слова)

СО

ЖИ

Ё

У

ЖИ

ВА

РАФ

ЖИК

Какое слово лишнее и почему? (сова, т.к. нет сочетания жи)

Запишите слова с сочетанием жи в тетрадь, какое правило вы должны помнить? Подчеркните жи.

Молодцы, цветок расколдован, Майя получает ещё одну порцию нектара.

Пятое задание

Пчёлы собирают нектар не только с цветков травянистых растений, но и с цветков некоторых деревьев. Вот одно из них (изображение липы). Кто знает как оно называется? (липа)

Чтобы расколдовать цветы липы нужно разгадать ребусы:

Запишите полученные слова в тетрадь, подчеркните слово, в котором только 1 слог.

Молодцы, цветы липы расколдованы, и Майя собирает очередную порцию нектара.

Шестое задание

Следующий заколдованный цветок вы, наверное, хорошо знаете, цветёт он в мае, цветки издают очень приятный аромат, а вот ягоды этого растения очень ядовиты, поэтому их рвать и тем более есть нельзя (изображение ландыша). Что это за цветок?

Какое последнее слово вы расшифровали в предыдущем задании? (картинка с изображением улья закрепляется на доске)

А что такое улей? ( домик, где живут пчёлы)

Прочитайте слова (на доске закрепляются карточки со словами)

                           в         живут           пчёлы            улье  

Составьте предложение из данных слов.

(слова располагаются на доске в правильном порядке)

Молодцы, ребята, и это задание оказалось вам по плечу, а у нашей пчёлки ведёрко уже почти полное. Остался последний заколдованный цветок.

Седьмое задание

Если верить названию этого растения, его очень любят мыши (изображение мышиного горошка). Кто-нибудь видел это растение? Как оно называется?

Чтобы расколдовать мышиный горошек, запишите в тетрадь только первые буквы слов-названий животных, которых я вам показываю:

(Изображение медведя, ёжика, дятла)

Какое слово можно составить из этих букв? (мёд)

Мёд – вкусный и полезный продукт, который «делают» пчёлы. Кто из пробовал мёд? Часто мёд едят при простуде, гриппе, некоторых других заболеваниях. Мёд укрепляет организм человека, поэтому его полезно есть и здоровым людям.

Скажите, а для кого пчёлы «делают» мёд?

Мёд пчёлы собирают прежде всего для себя, а не для людей. Так  они делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчёлы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мёд едят не только взрослые пчёлы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчёлки.  Пчёл разводят именно из-за этого вкусного и полезного продукта, но люди забирают у пчёл не весь мёд, а только его часть.

Ну вот, ребята, мы и расколдовали все цветы, у Майи полное ведёрко нектара, и она очень хочет вам что-то сказать. А как пчёлы разговаривают?

Но поскольку вы пчелиного языка не знаете, она обратилась к одному знакомому пчеловоду, который перевёл её танец в слово! Посмотрите, что получилось (переворачиваются карточки в ведёрке, дети читают слово спасибо).

4. Майе пора возвращаться домой, а мы с вами подводим итог урока в виде игры «Продолжи предложение»:

  • Слова состоят из ______________.
  • Сочетание букв только тогда является словом, когда имеет ____________.
  • Слова бывают однозначными и ________________.
  • Слово нельзя составить без ____________  букв.
  • Сколько в слове гласных, столько и ____________.

Молодцы, ребята, вы сегодня на уроке трудились как пчёлки, а сейчас пришла пора немного отдохнуть,  урок окончен!