Создание текстов-описаний как средство формирования речевых умений на уроках русского языка у обучающихся 3 класса
статья по русскому языку (3 класс)

Статья на тему: "Создание текстов-описаний как средство формирования речевых умений на уроках русского языка у обучающихся 3 класса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Создание текстов-описаний как средство формирования речевых умений на уроках русского языка у обучающихся 3 класса

В современном мире у младших школьников плохо развита как устная, так и письменная речь, потому что они слабо владеют словом, имеют бедный словарный запас, также у них возникают трудности в постановке слов в определённой последовательности, в правильном согласовании их друг с другом и в правильном произношении, а оформление своих мыслей в письменной форме у многих детей вызывает серьёзные трудности. Для их преодоления необходимо формировать речевые умения, а для этого существует множество методических упражнений и заданий, но особое место в начальной школе занимает такой творческий вид работ, как создание текстов-описаний. Они служат эффективным средством воспитания, пробуждают эмоции, приучают детей красиво выражать свои мысли об увиденном, развивают наблюдательность, содействуют становлению личности ребёнка и соответственно способствуют формированию речевых умений.

Учитель в начальной школе напрямую способствует формированию речевых умений обучающихся. Следовательно, он может их формировать посредством создания текстов-описаний на уроках русского языка.

Как уже было сказано раннее, особое место в начальной школе занимает такой творческий вид работ, как создание текстов-описаний. Данный вид работ является одним из самых сложных, и чтобы добиться хорошего результата обучающимся, необходимо много и усердно работать. Чтобы помочь ученикам успешно создать текст-описание, необходимо как можно чаще на уроках русского языка проводить определённые виды заданий, которые также будут способствовать формированию речевых умений.

Приведём примеры заданий, способствующих успешному созданию текстов-описаний:

1. Анализ художественных текстов.

Анализ художественных текстов — это аспект обучения в практическом курсе русского языка, цель которого — помочь учащемуся глубже и полнее понять идейно-художественное содержание читаемого текста, особенности его языка и стиля и в конечном счете способствовать обогащению словаря и развитию речевых умений учащегося. Привлечение художественного текста в обучении повышает интерес учащихся к языку. На занятиях используются тексты адаптированные и неадаптированные, что определяется уровнем языковой подготовки учащихся и трудностями текста для восприятия. Работа над текстом включает: комментированное чтение, анализ языковых особенностей, стиля и авторского замысла [1].

Приведём конкретный пример анализа художественного текста Георгия Скребицкого «Ласточка».

«Кто так звонко щебечет во дворе? Это вернулись с юга, из Африки, быстрокрылые ласточки.

Деревенскую ласточку называет ещё касаткой. Прозвали её так потому, что хвост у неё похож на две длинные чёрные косицы. Головка и спинка у касатки тоже чёрные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.

Как только вернутся ласточки весной в деревню, сразу же начинают гнёзда строить. А строят они их совсем не так, как другие птицы. Ласточки не вьют гнездо из прутьев и веток: они лепят его из комочков глины.

Выберут для гнезда подходящее место где-нибудь под крышей дома или сарая и летят скорее на берег пруда. Сядут возле воды, отщипнут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и легко пристаёт к стене. Так, комочек к комочку, и вылепят птицы из глины своё уютное гнёздышко. Внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира, можно птенцов выводить. Только вылупятся птенцы – новая забота появляется. С утра до ночи носятся касатки над полями и лугами, ловят мух, комаров, чтобы накормить своих ненасытных малышей» [3].

Для анализа обучающимся можно задать следующие вопросы:

- Докажите, что это текст.

- Какова тема текста?

- Какова основная мысль текста?

- Какой тип текста?

- О ком или о чём говорится в тексте?

- Можете ли вы представить всё то, что описано в тексте? Почему?

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить происходящее?

- Какие средства, помогают образно выразить содержание произведения?

- Попробуйте описать ласточку.

2. Работа с деформированным текстом.

Деформированный текст — это такой текст, в котором нарушена последовательность его изложения.

Приведём конкретный пример данного задания.

Обучающимся предлагается восстановить деформированный текст-описание.

«На поляне красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой. Деревья оцепенели в зимнем сне. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки.

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – белоснежная шапка.

Пробушевала метель. Волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит заворожённый чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

Хорош лес в зимнем уборе!» [5].

Бесспорно, с таким текстом дети работают совместно с учителем.

3. Вставка пропущенных слов в текст.

Приведём пример данного вида задания.

Обучающимся предлагается вставить в текст подходящие имена прилагательные.

«По снежку приятно пробежать на лыжах. Вы подъезжаете на троллейбусе к леску и идёте по пути от опушки к озерцу. По берегу проходит дорога к холму. Благодаря снегу и вопреки ветру пейзаж кажется ... . По полю ветер волнами несёт снег. И вы не перестаёте удивляться миру» [4].

4. Редактирование текста.

Редактирование текста — это процесс обработки текстовой информации для придания ей нужного вида.

Приведём конкретный пример по редактированию текста, который называется «Лиса».

«Лиса — небольшой зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. У лисы короткие ноги и острая хитрая мордочка. Лиса любит мясо».

Для начала необходимо попросить детей прочитать данный текст. Далее идёт непосредственно работы с текстом.

- Докажите, что это текст.

- Определите тему текста.

- Определите основную мысль текста.

- Определите тип текста.

- Как строится текст-описание? Назовите части текста-описания.

- Выделены ли в тексте части?

- Все ли вам нравится в тексте? Объясните свой ответ.

- Давайте отредактируем этот текст. Что значит редактировать текст?

- Выделите общий признак предмета. Прочитайте первую часть.

- Прочитайте, как описывается каждая часть животного?

- Найдите речевую ошибку в назывании частей тела.

- Отредактируйте предложение.

- Все ли признаки внешнего облика лисы перечислены или что-то существенное пропущено?

- Составьте предложение.

- После какого предложения уместно вставить это предложение? Почему?

- Значит, предложение будет третьим. Прочитайте вторую часть рассказа. Прочитайте последнее предложение. Итогом текста должна быть оценка предмета. Оценивает ли это предложение животное?

- Придумайте заключительное предложение.

- Прочитайте третью часть. Прочитайте текст еще раз. Проанализируйте средства связи.

- Каким словом можно заменить слово лиса?

- Устно отредактируйте текст [2].

После проведённой работы необходимо, чтобы обучающиеся записали в тетрадь отредактированный текст, а затем 2-3 учеников попросить вслух прочитать первоначальный вариант текста и окончательный.

Это лишь некоторые виды заданий, которые носят подготовительный характер к созданию текстов-описаний.

В заключение можно сказать о том, что благодаря частому использованию предложенных видов заданий на уроках русского языка обучающиеся будут успешнее справляться с созданием текстов-описаний, а также при выполнении данных заданий у них будут формироваться речевые умения.

Список используемой литературы:

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: словарь / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст]: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 302 с.

3. Скребицкий Г.А. Лесной голосок [Текст]: рассказы / Г.А. Скребицкий. - М.: Искатель, 2016. - 96 с.

4. Узорова О.В. Большой сборник диктантов по русскому языку: с правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы: 1-4-й кл. [Текст]: сборник диктантов / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. — 397 с.

5. Москвитина Л.В. Работа с художественным текстом. 3 класс [Электронный ресурс] / Л.В. Москвитина // Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595490/, свободный. – Заглавие с экрана. — На русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

Научно - методическая статья "Игра как эффективное средство формирования лексических навыков на уроках английского языка в начальных классах"

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (по материалам курсового исследования)              ...

Формирование речевой компетенции на уроках русского языка

В презентации представлены пиёмы, которые  используются на уроках русского языка. Некоторые из них придуманы мною. Думаю, материал интересен. Учителя могут попробовать применить их и проана...

Мнемотехника как средство формирования функциональной грамотности на уроках русского языка «Развитие креативного мышления»

Описан приём развития креативного мышления на уроках русского языка, метод графического изображения текста. Воспроизведение текста учащимися по созданным ими мнемотаблицам....

Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской

      Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на...

Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка

Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является развитие связной речи учащихся. Развитая связная речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что важно ...