Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка
статья по русскому языку

Киселева Ольга Борисовна

Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является развитие связной речи учащихся. Развитая связная речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что важно для успешного формирования языковой личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativno-rechevyh_umeniy.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является развитие связной речи учащихся. Развитая связная речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что важно для успешного формирования языковой личности младшего школьника.

Формирование и развитие коммуникативных умений происходит у человека практически с самого рождения. В этом процессе определяющую роль играет ближайшее окружение ребенка – сначала семья, затем товарищи по группе детского сада или друзья на детской площадке, позднее школа и одноклассники. Также большое значение имеют и врожденные особенности человека – темперамент, тип личности, наличие или отсутствие каких-либо речевых нарушений.

Понятие «коммуникативно-речевые умения» предполагает способность использовать языковой материал в процессе речи в соответствии с целями и задачами. Доктор педагогических наук, автор учебников по русскому языку и риторике Т.А. Ладыженская впервые выделила коммуникативно-речевые умения, дифференцируя их следующим образом: умения, связанные с анализом и оценкой результативности общения; умения, нужные для реализации правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности. Т.А. Ладыженская разработала классификацию коммуникативно-речевых умений, связанных с письменной речью: умение раскрывать тему высказывания; умение раскрывать основную мысль высказывания; умение собирать материал к высказыванию; умение систематизировать собранный к высказыванию материал; умение строить высказывание в определённой композиционной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.

Классификация коммуникативно-речевых умений М.С. Соловейчик основывается на видах речевой деятельности. Она разделяет умения, обеспечивающие речевую деятельность, на умения, необходимые для создания высказываний (для говорения и письма), и на умения, необходимые для восприятия высказываний (для слушания и чтения). Для создания высказывания (говорения и письма), по мнению Соловейчик, необходимы следующие умения: умение ориентироваться в ситуации общения; умение планировать содержание высказывания; умение реализовать намеченный план; умение контролировать соответствие высказывания замыслу. К умениям необходимым для восприятия высказывания (чтения и слушания) автор относит: умение осознавать свою коммуникативную задачу; умение по заголовку, по началу, а также по другим внешним признакам (например, по иллюстрациям в книге, по взгляду, по мимике говорящего) предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейшее продолжение и другие.

На основе изучения психолого-педагогической литературы можно дать целостное определение коммуникативно-речевых умений. Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения.

Анализ классификаций коммуникативно-речевых умений, предложенных разными учеными (Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановым, М.С. Соловейчик, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой), позволяет определить общие коммуникативно-речевые умения и разделить их на 4 группы в соответствии с такими сторонами текста, как и его содержание, структура и языковые средства.

Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения:

- отбирать, систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

- понимать тему текста и определить её границы;

- понимать основную мысль текста и выражать её в собственном речевом высказывании;

- понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания;

- выделять в данной теме микротемы;

- выделять в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения и с их помощью определять основное содержание текста;

- догадываться по контексту о значении незнакомых слов;

- формулировать вопросы по созданию текста и в связи с ним.

Вторая группа – это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры:

- делить текст на логически законченные части;

- составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать её одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;

- составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделить их в готовом тексте;

- определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте;

- перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.

Третья группа – умения, связанные с языковыми средствами:

- пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

- отбирать языковые средства в соответствии с определённым типом текста (повествованием, описанием, рассуждением);

- отбирать языковые средства в соответствии с определённым стилем речи.

Четвёртая группа включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами:

- совершенствовать собственный текст. Это самое сложное умение, овладение которым свидетельствует о быстром продвижении ребёнка в речевом развитии;

- прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления (осуществлять прогностический контроль);

- прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;

- организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом);

- организовать парную и групповую работу по решению речевых задач.

Формирование и развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень развития данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Сформировать коммуникативно-речевые умения – значит научить школьника ставить вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Очень важно научить обучающихся слушать, слышать, работать в группе.

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников необходимо для успешного обмена информацией между участниками общения, то есть уровень развития коммуникативно-речевых умений обеспечивает принятие, понимание информации и ее осмысление.

Недостаточный уровень развития тех или иных коммуникативно-речевых умений, во-первых, приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида, а во-вторых, может привести к языковым конфликтам, причиной которых становится непонимание между участниками общения.

Поскольку формирование коммуникативно-речевых умений происходит у детей в дошкольном возрасте, учителю начальных классов важно грамотно направить процесс развития данных умений.

Понятие «коммуникативно-речевые умения» является основным в методике обучения связной речи, поскольку учить ребенка связно говорить и писать – значит формировать у него определенный комплекс умений по созданию высказывания.

Чтобы уровень развития коммуникативных умений и навыков возрастал, учителю начальных классов необходимо тщательно продумывать содержание урока русского языка, систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. Содержание всех упражнений на уроке должны быть подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам.

На каждом уроке русского языка  обязательно:

- введение новых слов (минимум – одно, максимум – семь), так как ученику, прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств

-введение в урок пословиц, поговорок и упражнений с фразеологизмами, что необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания;

-упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки (распространение, дополнение неоконченных предложений; изменение порядка слов; восстановление деформированного предложения; составление предложения по аналогии; увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания достигаются перечислением предметов, восприятием на слух синтаксической конструкции (чтобы, если, поэтому), наблюдением и выделением главного, установление причинно-следственных связей.

   Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация возможны через:

-развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторении вывода, послоговое похлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);

-понимание речи окружающих и своей собственной способствует учебное общение в паре;

-развитие слуховой памяти (так как многословие рассеивает внимание и утомляет слушающего, необходимо продумывание хода изложения материала, подбор точных формулировок; выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого), построение ответа на основе слов вопроса.

На уроках русского языка используются различные виды упражнений. Вот некоторые из них.

Для развития речевого аппарата предлагаются такие упражнения. Например,

-назовите звук, который изменил слово.

СЫЧ-СЫТ-СЫР-СЫН-САН-СОН-СОР-СОМ-СОК-СУК-СУП-СУД-САД-САМ

КАСКА-МАСКА-МИСКА-КИСКА-ЛИСКА-ЛЕСКА-ЛАСКА-БАСКА;

-замените первый звук в слове на звук [х]. Прочитайте новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ;

-с помощью звука [й] совершите «волшебные» превращения слов

ЛАКИ, СТРОКИ, РЕКИ, СОКИ, МАКИ, БАКИ (лайки, стройки, рейки, сойки, майки, байки);

-распутайте слова: БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО, КОСЫНКА, МОСАВАР, МОСАЛЕТ;

-игра “Договори слово”

СИ…(РЕНЬ) СИ…(ТО) СИ…(НИЦА) СИ…(НИЙ)

СИ… (РОП) СИ…(ЛА) СИ…(РЕНА) СИ…(НЯК)

   Для формирования правильной речи используются такие упражнения:

-договорить слова в рифмовках (Лучше нас лесных … (ежей) нет на свете … (сторожей) и т.д;

-согласование существительных и местоимений – “Чья вещь?” (мой пенал, моя тетрадь);

-употребление прилагательных – “Из чего сделан предмет?” (деревянная линейка).

   Уточнение словарного запаса возможно через:

-беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);

-этимологический анализ слова.

   Важно организовать наблюдение над  явлением многозначности, синонимии, антонимии и омонимии  слов и морфем. Например,

-назвать действия (перекидывая мяч):

Метель (что делает?) - метет, гром - …, ветер - …, снег - …, солнце - …, ливень - …, молния - …, мороз - …;

-назвать другой предмет с тем же признаком:

Снег белый (и мел белый), огурец зеленый ( и трава зеленая), речка быстрая ( и ручей …);

-указать четвертое “лишнее” слово. Обосновать свой ответ.

  • Большой, огромный, кирпичный, громадный;
  • храбрый, звонкий, смелый, отважный;
  • слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный;

-объясните, какое слово из каждой строки употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:

  • приехал, прибыл, прикатил;
  • пришел, пожаловал, заявился;
  • бросился, ринулся, накинулся;
  • ворвался, вторгся, вломился;
  • отскочил, отпрянул, шарахнулся.

-вставить в пословицы пропущенные слова: большой, маленький.

… пенек опрокинул … воз. … дело лучше … безделья. Самое … дерево выросло из … семени. В … лодку … груз не кладут. … крючком … рыбу не выудишь.

-указать  значения каждого из  слов.

  • овсянка, коса, норка, лисички.

-какими словами описывает автор дождь?

"Дождь уже не лил, а сонно шептал. Пошептал, пошептал и умолк".  (Н. Сладков)

Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (капает, крапает, стучит).

-заменить глагол бежит близким по смыслу:

  • время бежит,
  • река бежит,
  • зерно бежит из мешка,
  • молоко бежит из кастрюли.

   Важное место в развитии устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка отводится работе с художественным текстом. Можно использовать следующие формы работы с текстом:

- комплексный анализ текста;

- синтаксические «пятиминутки»;

- лингвистические «почемучки»;

- создание подобного текста;

- редактирование текста;

- создание миниатюры.

  Развитию коммуникативных творческих способностей учащихся на уроках русского языка содействуют и дидактические игры. Например,

  1. «Диктор».  Прочитать текст, соблюдая орфоэпические нормы.
    2. 
    «Редактор». Исправить все речевые ошибки в тексте.
    3. 
    «Переводчик».  Заменить в тексте все иноязычные (устаревшие) слова русскими (современными).

 4. «Диалог». Разыгрывание различных речевых ситуаций.

  К творческим заданиям, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, можно отнести и такие, как:

1. Угадай слово по его описанию. Объясни, как это удалось сделать.
  «Архитектурные строения» пчёл (ульи).
  «Глаз» автомобиля (фара).

2.Какая пословица зашифрована? Объясни.
Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь).

Когда можно смело гулять? (Сделал дело, гуляй смело).

3. «Узнай слово по описанию».

4. «Я задумала слово».

     Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям; при этом выполняются грамматические задания по теме урока.

Варианты упражнений:

а) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон:

б) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы:

в) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.

Проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов ножка, спинка, горлышко, язычок, нос, ушко, гребешок, молния, идёт, льёт, летит и пр.; голова, земля, мир, язык, Волга.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях: идут часы — идут дети —идёт строительство; стоят часы — стоят машины — стоят высокие дома; камень на дороге — камень на сердце (заметим, что работа над многозначностью слов переплетается с работой над словосочетанием и над фразеологическими единицами).

4. Подобрать противоположные по смыслу слова к каждому значению данных слов, т. е. антонимы: сухой (песок), сырой, зрелый (виноград)

   Большие возможности для развития коммуникативных навыков предоставляет организация групповой деятельности на уроках русского языка.  Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в них познавательного интереса, стремление к успеху, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими учениками. Используются следующие игры:

1. Игра «Необычные словари». Класс делится на творческие группы, которым предстоит самостоятельно разработать несуществующие словари. Возможные варианты:словари любимых слов,словарь добрых слов,словарь вежливых слов, спортивный словарь, «овощной» словарь, словарь школьной слов и т.д.

2. Игра «Дерево  мудрости» (её лучше проводить в начале или в конце урока при повторении изученного, а так же во время закрепления материала после изучения темы). В качестве дерева мудрости может быть использовано дерево, нарисованное на бумаге, или любое самодельное дерево. Учащиеся с помощью учителя составляют вопросы по изученному материалу, записывают на листки. Листки складываются и прикрепляются к «дереву мудрости». Затем класс делится на группы, каждая группа срывает листочки с дерева (по количеству человек в группе) и отвечает на вопросы. Учитель выступает в роли эксперта, который оценивает ответы.

   Развитию коммуникативных навыков способствует проблемное обучение. Для создания проблемной ситуации используются жизненные явления, факты, их анализ с целью теоретического объяснения: задачи межпредметного характера; исторический или занимательный материал; организуется практическая работа исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к выводам; исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.

        Применение упражнений творческого характера на уроках русского языка не только способствует развитию коммуникативно-речевых умений обучающихся, но и помогает формировать у них внимательное отношение к слову, интерес к языку, развивать личностные качества младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка

Этот материал рассказывает как выработать навыки самостоятельной работы на уроках русского языка...

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...

Разноуровневое обучение учащихся младших классов как средство повышения знаний и умений на уроках русского языка.

Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем остро стал вопрос...

Доклад на тему «Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературного чтения»

Метапредметный урок – это …Эта часть работы представляет собой размышления автора на тему метапредметного урока, его признаков, отличий и преимуществ.Метапредметный урок- это урок, целью которого...

Создание текстов-описаний как средство формирования речевых умений на уроках русского языка у обучающихся 3 класса

Статья на тему: "Создание текстов-описаний как средство формирования речевых умений на уроках русского языка у обучающихся 3 класса"....

Мастер – класс: Формирование коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в форме педагогической мастерской

      Коммуникативно-речевые умения – умения использовать языковой материал в процессе речевой деятельности с целью общения. Это такие умения, которые  влияют  на...