Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Хвастунова Ольга Петровна

Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой ича–ща с буквой ачу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные:

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча  – ща, чу – щу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Сенной Вольского р-на Саратовской обл.»

Урок русского языка в 1 классе

«Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Выполнил учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 р.п.Сенной»

Хвастунова Ольга Петровна

2019г.

Пояснительная записка

Цели деятельности учителя. Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой ича–ща с буквой ачу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–-ща, чу–щу;

получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные:

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Образовательные ресурсы. Презентация «Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча  – ща, чу – щу», «Путевой лист» с заданиями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.  

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1)

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришло солнышко!

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик теплый, золотой

На урок возьмем с собой.

Будет он нас согревать

И в учебе помогать.

-Я желаю вам успехов и творческих удач.

  1. Фонетическая разминка (слайд 2)

- Скажите, как жужжат шмели? (ж – ж – ж )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке?  (согласный, звонкий, парный, всегда твердый)

2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ж

- Как шипит змея? ( ш-ш-ш )

1) Что вы можете рассказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук? Ш

- Какой звук издают ножницы при работе? (ч-чик ) Назовите первый звук.

1)        Что вы можете сказать об этом звуке?

2)        Какой буквой обозначаем этот звук? Ч

- Как шипит масло на сковороде? ( щ-щ-щ)

1) Что вы можете сказать об этом звуке?

2) Какой буквой обозначаем этот звук?  Щ

  1. Чистописание

- Напишите буквы красиво и до конца строчки.

- На какие 2 группы можно разбить звуки, которые обозначают эти звуки? ( всегда мягкие и всегда твердые )

- Что объединяет эти звуки? (шипящие)

- Послушайте сказку про эти буквы.

Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я.  Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе:

жы, шы, чя, щя, чю, щю.

- А как же тогда нам писать эти слоги? (слайд 3)

жи   ча    чу

ши   ща   щу  

-Хором прочитать.

- Запишите на следующей строке эти сочетания букв.

Жи ши ча ща чу щу

  1. Физкультминутка (слайд 4)

  1. Актуализация знаний (слайд 5)

1) Работа с учебником.

с. 41 упр.93  Составьте правило.

Один ученик, потом хором.       устно    

с. 41 упр. 91

 - Какие слова вы запишете?

 (жизнь, шина, чай, чудо, пощада, щука)

 - Поставить ударение и разделить на слоги.

 - Звукобуквенный разбор слов:

жизнь – 1 гл., 1 сл., 3 согл., 5 б., 4 зв.

щука – 2 гл., 2 сл.,  2 согл.,4 б., 4 зв.

 - Ребята, какое слово вам не совсем понятно?     Пощада

 - Как вы думаете, где можно узнать значение какого-либо слова? ( в словаре)

 - Устно составить предложения:  1 вариант со словом - чай,

                                                          2 вариант со словом – щука.

Например: Дети любят чай с лимоном.

 - Ребята, мы ходим с вами в столовую и нам тоже дают чай с лимоном.

 - Как вы думаете, почему? ( лимон-это витамин С, который помогает нам справляться с простудными заболеваниями, стимулирует иммунитет и увеличивает продолжительность жизни)

упр. 92 - устно

(закрыть учебники)

  1. Упражнение «Вставь пропущенную орфограмму» (слайд 6)

-Ребята, давайте проверим, насколько хорошо мы поняли эту тему. Прочитаем стихотворение и вставим в него пропущенные слоги.

Часто  в чаще я ищу
Ягодку малинку.
Я молчу, молчу, молчу
Все кладу в корзинку. 
Вот уже закрыто дно. 
Вот уж серединка. 
Я ищу , ищу, ищу.
Покажись, малинка!

  1. Игровая физминутка (слайд 7)

-Ребята, давайте отгадаем загадки, а на экране будут появляться отгадки

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, 
Больше греться не хочу. 
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник)

Маленькие зверьки, 
Серенькие шубки.
Черненькие глазки, 
Остренькие зубки.
(Мыши)

Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи, 
А зовут их … 
(Лыжи)

Точно мы должны ходить, 
Можем рано разбудить. 
Бить умеем, но не вас.

Отбиваем каждый час. 
(Часы)

  1. Самопроверка знаний (слайд 8)

- Остановимся проверить наши знания. 

В каком слове слог жи ударный?

1. Живот

2. Жираф

3. Моржи

 

После какой буквы не пишется буква ы?

1. п

2. ж

3. н

 

Найти слово с ошибкой

  1. Шына
  2. Малыши
  3. Лужица
  4. Машина

  1. Рефлексия (слайд 9)

Давайте подведём итоги урока.

Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.

-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)

-У меня получилось… ( написать тест без ошибок… и т.д)

-Было трудно…

-Было интересно…(составлять словосочетания)

-Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ча, ща, чу, щу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы....

Занимательный материал к урокам русского языка по теме "Сочетания ЖИ - ШИ

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал к урокам русского языка "Упрямые Ж и Ш"...

ФГОС. 1 класс. Урок русского языка. "Повторение правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".Мультимедийная презентация.

ФГОС. 1 КЛАСС.РУССКИЙ ЯЗЫК.Тема: «Повторение написания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах»Цель: создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, ч...

Разработка урока русского языка "Учимся писать сочетания чу - щу"

Разработка урока русского языка "Учимся писать сочетания чу - щу" во 2 классе начальной школы....

презентация к уроку русского языка " Учимся писать сочетания жи - ши"

презентация " Учимся писать срчетания жи - ши"...

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА", 2 класс

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧА, ЩА",  2 класс (2 варианта). Используя таблицы - задания проверяются очень легко и  позволяют активизировать деятельнос...

Дидактический материал для уроков русского языка по теме "Сочетания ЧУ, ЩУ", 2 класс

Задания представлены в виде таблиц, что облегчает их проверку и помогает разнообразить процесс обучения. Материал может быть использован родителями для проведения занятий дома....