конспект урока русского языка 2 класс сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка позволяет повторить сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в игровой форме. В конспекте даны ссылки на ЦОРы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazykat2tklass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

Лось Ольга Александровна

Место работы

МБОУ СОШ №1

Должность        

учитель

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема и номер урока в теме

Урок №1 Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Базовый учебник

Учебник «Русский язык» Полякова А.В., 2011

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка

Тема урока: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  1. Цель и задачи урока

Цели: Формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Закреплять знания о многозначности слов.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь и уважение к родному языку, интерес к предмету.

Тип урока закрепление изученного материала

  1. Формы работы учащихся

- самостоятельная;

- групповая;

- фронтальная работа.

  1. Необходимое техническое оборудование

 Карточка со словарным словом Ученик.

Рисунки сказочных героев –поросят Ниф, Наф, Нуф.

Проектор, экран, компьютер.

  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный

Мотивация учения, раскрытие цели урока

Совместный выбор плана урока

3

2

Минутка чистописания.

Актуализация опыта учащихся

Запись букв и сочетаний.

5

3

Актуализация знаний

 Ресурс №1 «Особые звуки» №193409 иллюстративный материал


Ресурс №2 «Жи-ши» №193402 иллюстративный материал


Ресурс №3 « Ча-ща,чу-щу, жи-ши» №193850

Интерактивное задание


Ресурс №4 « Чу-щу» № 193621 Интерактивное задание

Обеспечение восприятия, осмысления и  закрепления материала, посредством организации групповой работы

Реализация дифференцированного подхода:

- организация деятельности учащихся по отработке изученных понятий и способов деятельности посредством применения в ситуации по образцу и с опорой на ресурс №3,4

включение в активный познавательный процесс

20

4

Самостоятельная работа



- организация самостоятельной работы учащихся при выполнении задания №50  в рабочей тетради

Каждый ребенок работает в своей зоне ближайшего развития, в силу своих способностей. Ученики участвуют в оценке и самооценке знаний.

10

5

Этап информации учащимся о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания, проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения д/з

Выбор заданий в соответствии со своим уровнем обученности

2

6

Итог урока

Качественная характеристика работы класса

3

7

Рефлексия




Развитие способностей учащихся к рефлексии.

2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Особые звуки

 № 193409

ЦОР

Текст с иллюстрацией

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/view/

2

Жи-ши №193402

ЦОР

Текст с иллюстрацией

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/view/

3

Ча-ща,Чу-щу,Жи-ши №193850

ЦОР

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/view/

4

Чу-щу №193621

ЦОР

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/view/


Ход урока

I. Организационный момент.

У. Сегодня мы с вами отправимся в гости к сказочным героям. А к кому? Догадайтесь. Вот стоит домик с тремя окошками, но они прикрыты. Только три загадочные буквы (И, А, У) выглядывают. Открыть окна и познакомиться с хозяевами мы сможем если поднимемся по ступенькам лесенки. Для этого надо внимательно и правильно выполнить задания из конвертов, оставленных на ступеньках с названиями планирующими нашу работу на уроке.

Доска оформлена:

Ж, Ш, Ч, Щ

И, А, У

5. Я Знайка

4. Я тренируюсь

3. Я пробую

2. Я готов

1. Я справлюсь

II. Сообщение темы урока.

У. Чтобы прочитать задания в конвертах, надо вспомнить правильное написание букв, которые и подскажут тему нашего урока.

А) У. –Все друзья мои решили:

 Эту букву пишут, как четыре.

 Только с цифрами, друзья,

 Буквы путать нам нельзя.

Д. – Это буква Ч.

Б) У.– Играющий щенок,

 Кверху лапками он лег.

Д.– Это буква Щ.

В) У. – Это- Ж ,

А это-К,

Целый жук

 И полжука.

Д.- Буква Ж..

Г) У.- Ах, табуретка хороша!

 Перевернул-

 И буква Ш!

У.- Вот эти буквы показывают тему нашего урока: Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Момент чистописания.

а) У.- Прежде, чем вы начнете писать красиво в тетради, скажите:

Чем или кем вы представляете свою ручку?

Д. – Легким перышком птицы.

- Порхающей бабочкой в моей руке.

- Капелькой росы в моей ладошке.

б) Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.

в) Учитель на доске показывает образец написания сочетаний ж ш, ч щ.

У.- Правильно взяли ручки, чтобы росинка не скатилась и красиво пишем в тетради прописные слияния букв ж-ш, ч-щ.

г) Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.

III. Работа над новым материалом

1-я СТУПЕНЬ. Я СПРАВЛЮСЬ (с выделением звуков)

У. – Итак, у нас на доске появились первые буквы нашей темы урока: Ж, Ш, Ч, Щ.?

Задания на устное упражнение в распознавании звуков. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/view/

(дети отвечают на поставленные вопросы. Ошибки учитель не исправляет. После ,посмотрев еще раз данный ресурс они сами все исправят)

У.- В конверте дана карточка со словами, с которыми нам хозяева домика предлагают поиграть. Я читаю слово, а вам нужно поднять руку, если услышите в слове шипящий звук.

(Чернила, цветок, широкий, цена, жар, звон, цель, стол.)

Дети, выполняя условия игры (поднятие руки на шипящий звук), упражняются в распознавании звуков.

У.- Вы уверенно справились с этим заданием. Вот уже стоите на первой ступеньке

А устоите ли на ней, выполняя следующие задания?

2-я СТУПЕНЬ. Я ГОТОВ (вывести правила)

Из конверта достается и вывешивается на доску карточка со скороговоркой.

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

У.- а) Прочитайте скороговорку про себя.

б) Прочитайте хором вслух.

в) Кто быстрее прочитает?

г) Заменяя слова, но, не меняя смысла, произнесите:

– с удивлением.

Д. –Почему щеки в чернилах?

– с осуждением.

Д.- Какой неаккуратный ученик.

У. –А вы, ребята, когда видите такого ученика постарайтесь не осуждать и узнать причину его неаккуратности. Может, вы чем-то можете помочь ему.

– а сейчас произнесите с восторгом.

Д.- Какой усердный ученик!

У. –А вы тоже очень усердные и старательные ученики. Все уже запомнили эту скороговорку и сможете её по памяти записать. А чтобы грамотно написать, надо выделить орфограмму в словарном слове “ученик”.

Дети записывают скороговорку в тетрадь по памяти.

У.- А теперь повторение пройденного материала. Выделите шипящие звуки в словах этой скороговорки.

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

У.- А что ещё мы можем сказать о буквах Ч, Щ?

Д.- Они всегда мягкие.

У.- А буквы Ж, Ш?

Д.- Они всегда твердые. После твердых согласных пишутся буквы А, О, У, Э, Ы.

У.- А какие гласные буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?

(Дети говорят правило.)

“Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий.

Давайте еще раз посмотрим на экран и ответим на вопросы.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/view/

У.- Я сегодня раскрою вам исторический секрет. Когда-то наши буквы Ж, Ш - были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И.

А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали буквы У и А.Сейчас же буквы Ж, Ш –всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. Посмотрите на карточки ЖИ-ШИ. И после букв Ч, Щ – пишутся А, У; посмотрите на карточки ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Сделаем вывод.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/view/

3-я СТУПЕНЬ. Я ПРОБУЮ

Задание из следующего 3 конверта поможет подняться на ступеньку выше. Это задание не простое, а интерактивное. Вам нужно помочь садовнику собрать яблоки.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/view/

Дети записывают в тетрадь исправленные слова, подчеркивая орфограммы

4-я ступень. Я тренируюсь.

У.- А сейчас конверт с четвертой ступеньки даёт еще одно интерактивное задание. Сейчас вы отправитесь на рыбалку и будете ловить рыбу! не забудьте всю пойманную рыбку отправить себе в тетрадь (записать слова, подчеркнуть орфограммы)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/48d5eb89-1163-4d6f-9532-7a226bb5db02/view/

5. СТУПЕНЬ. Я ЗНАЙКА (контроль знаний).

У.- Выполнили много различных заданий на правильное написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. И наверно уже догадались, какие сочетания выглядывают в окна нашего домика. Я буду открывать окна, а вы проговариваете правила.

А кто же хозяева этого домика? А чтобы открыть дверь и познакомиться с ними, вам надо выполнить последнее задание из конверта с самой верхней ступеньки. Вы уже всё знаете, умеете и я уверена, что вы все справитесь с тестом на доске.

1) Выполните самостоятельно упражнение №50 в рабочей тетради

2) Вы теперь все Знайки и можете проверить не только свою работу, но и работу товарища. Проверьте выполнение задания вашим соседом по парте. Исправьте ошибки, если найдёте и похвалите друга за хорошо выполненное задание (идет взаимопроверка).

IV. Итог урока

Учитель на доске выставляет рядом с домиком рисунки поросят с буквами И, А, У в кармашках костюмов.

У.- Ребята, вот и хозяева домика вышли к вам. Кто они?

Д.- Три поросенка.

У.- У одного из них буква И, как его зовут?

Д.- Ниф-Ниф. (Проговаривают правило на ЖИ-ШИ)

У.- Ниф-Нифу очень понравилась ваша активность. А вот поросенок с буквой А, какое у него правило?

Д.- Наф-Наф. (Проговаривают правило на написание сочетаний ЧА-ЩА)

У.- Наф-Нафу понравилось ваше внимание. А правило следующего героя с буквой У какое?

Д.- Нуф-Нуф. (Проговаривают правило на ЧУ-ЩУ)

У.- Он хвалит вас за старание! А вы любите разгадывать кроссворды? Поросята очень просят вас, ребята, помочь им разгадать кроссворд из   упражнения №52.

Но прощаться настала пора…

 Учебник закрыть нам пора…

 С ним узнали мы много слов,

 И много всяких всячин,

 И если ты запомнил их,

 Не зря урок наш был потрачен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 1 класс. Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного

Конспект урока русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века" по теме: Правописание сочетаний жи-, ши-. Описание внешности животного...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний чк, чн, щн"

Цель урока: учить правильно произносить слова с шипящими звуками, создать условия для ознакомления учащихся с правилом написания слов с буквосочеаниями чн, чк, щн....

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...