Памятка по работе над ошибками
учебно-методический материал по русскому языку

Памятка по работе над ошибками по русскому языку к учебникам УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._rabota_nad_oshibkami._pamyatka.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

- 8 –

32.Выделение обращения.

   Выпиши предложение. Обозначь обращение.

   Делай так: Шмель и муха, не жужжите!

                      Успокойся, стрекоза!

                       Не смеши клопа, кузнечик,

                       Пересядь от муравья!

33.Однородные члены предложения.

   Выпиши предложение. Обозначь однородные члены. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.

Делай так:  Мама, папа, бабушка ехали на дачу.

                    Мы ходили в лес за ягодами  и  грибами.

                     Катя спешила на поезд, но опоздала.

                     Лето мы провели не в городе, а в деревне.

                     Видит Иван-царевич и поля, и луга, и рощи зелёные, и            солнышко ясное.

- 1 -

Как выполнять работу над ошибками

1.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.

   Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Обозначь орфограмму (в корне подчеркни безударную гласную). Подбери проверочное слово с ударением на нужную гласную и запиши рядом.

    Делай так: волна – вóлны.

2.Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными.

   Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму (подчеркни парную согласную). Проверь согласную: подбери такое однокоренное слово, чтобы после парной согласной шёл гласный (или –н-).

   Делай так: мороз – морозы, морковь – морковный, ягодка – ягода.

3.Непроизносимые согласные в корне слова (или их отсутствие).

   Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму (подчеркни непроизносимую согласную или место её отсутствия). Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную: подбери такое однокоренное слово, чтобы согласный слышался чётко.

   Делай так: звёздный – звезда, звёздочка; ужасный – ужасен.

4.Разделительный мягкий знак (Ь).

   Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму (подчеркни мягкий знак и гласную букву после него).  Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Помни! Разделительный мягкий знак пишется в корне и за корнем после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

   Делай так: вьюга, листья, соловьи.

                     

  5.Разделительный твёрдый знак (Ъ).

   Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму (подчеркни твёрдый знак и гласную букву после него). Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Помни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

   Делай так: съезд, объявление, объём.

- 2 –

6.Наличие / отсутствие Ь на конце имён существительных после шипящих.

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму (шипящую и Ь, если он есть). Определи род имени существительного. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Помни! Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в именах существительных женского рода в единственном числе. На конце других существительных после шипящих Ь не пишется.

   Делай так: дочь – ж.р., рожь, мышь;

                     врач – м.р., кирпич, шалаш;

                     туч – мн.ч., рощ, куч.

7.Заглавная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, рек, морей и других именах собственных.

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму (большую букву в начале слова). Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

   Делай так: Илья, Петров, Мурка, Москва, Волга.

8.Буквы и, а, у после шипящих (сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу).

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму (сочетание). Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

   Делай так: малыши, карандаши, ежи;

                     роща, туча, куча;

                     чудо, щука, щупальца.

9.Заглавная буква в начале предложения.

   Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограмму (заглавную букву). Придумай и напиши ещё одно предложение.

   Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

10.Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок.

   Выпиши слово правильно. Помни! Приставка – часть слова. Она пишется слитно со словом. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

   Делай так: заехал, уехал, переехал.

- 7 –

   Делай так: замочек – нет замочка

                      ключик – нет ключика

  29.Написание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

     Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму. Выдели ту часть слова, в которой она находится. Подчеркни последнюю букву основы. Помни! После шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением, как правило, пишется о, без ударения – е.

   Делай так: холщóвый, плюшевый, о больш óй,  о могуч ей      

                     мужичóк, оврáжек, богач óм,  зáйц ем

   

30.Написание букв о и ё после шипящих в корнях существительных.

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Выдели корень. Найди родственные слова. Проследи за чередованием гласных звуков в корне слова и за местом ударения. Помни! Если в однокоренных словах ударение  остаётся на прежнем месте и звук остаётся тот же – звук [o], то в корне под ударением пишется о. Если ударение переходит на другой слог и появляется чередование гласных звуков – пиши под ударением ё.

   Делай так: шóрты – шóртики

                      крыжóвник – крыжóвничек

                      пчёлка – пчелá, [о/и]

                      щёлка – щéль, [о/э]

31.Употребление предлогов о и об.

    Выпиши слово с предлогом. Подчеркни предлог и букву, с которой начинается слово. Укажи, какой звук обозначает эта буква. Помни! Если слово, следующее за предлогом, начинается с согласного звука, оно употребляется с предлогом о, а если с гласного – с предлогом об.

   Делай так: о ёжике [й,о]

                      о моём [м]

                      об этом [э]

- 6 –

24.-Тся и –ться на конце глаголов.

   Напиши глагол правильно. Задай вопрос к глаголу. Подчеркни орфограмму.

   Делай так: смеяться (что делать?)

                      смеётся (что делает?)

   

25.Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

   Выпиши глагол правильно вместе с существительным. Поставь к глаголу вопрос. Укажи род.

   Делай так: солнце (что делало?) пригревал о – ср. род

                      девочка (что делала?) прыгал а – ж. род

 

26.Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с.

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Выдели приставку. Подчеркни букву, с которой начинается корень. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. Помни! Приставки, оканчивающиеся на –з, пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставки , оканчивающиеся на    -с, пишутся в словах, корни которых начинаются с глухих согласных. Приставка с- пишется всегда одинаково.

   Делай так: рассказ, разговор,

                     бесконечный, безмолвный,

                     исправил, известил.

27.Беглый гласный в корне слов.

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Выдели корень. Выясни, является ли гласный звук беглым: измени форму слова (на Р.п., ед.ч.). Помни! Беглые гласные в корне слова всегда обозначаются только двумя буквами: е или о.

   Делай так: кóрень – нет корня (бегл. гл.)

28.Беглый гласный в суффиксе (-ек-, -ик-).

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Выдели суффикс. Поставь слово в форму родительного падежа. Посмотри, остался ли гласный на месте. Помни! Беглый гласный в суффиксах обозначается буквой –е-.

- 3 –

   Предлог – это отдельное слово, поэтому между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Обозначь орфограмму. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно.

   Делай так: за  дом, за (какой?) дом, за (большой) дом;

                      у  дерева, у (какого?) дерева, у (высокого) дерева. 

11.Раздельное написание частицы не с глаголами.

   Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

   Делай так: не  пришёл (гл.), не  выучил (гл.), не  знал (гл.).

12.Правописание сочетаний чк-чн, нч, нщ, щн.

   Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.

   Делай так: дочка, прочный, пончик, мощный, каменщик.

13.Написание букв и / ы после ц.

    Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму (цы или ци). Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Помни! В середине слова после ц пишется –и-, на конце слова после ц пишется -ы. Кроме слов: цыган, цыпочки (цыпки), цыплёнок, цыц (цыкать).    

   Делай так: цирк, цифра, циркуль, революция;

                     леденцы, купцы, огурцы, молодцы.

14.Перенос слова.

   Раздели слово на части для переноса. Помни! При переносе одну букву нельзя оставлять  на строке и нельзя переносить на новую строку.

   Делай так: оси-на, вью-га, чай-ка, кас-са, ли-лия.

 15.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука.

   Выпиши слово. Подчеркни орфограмму (ь и согласную перед ним). Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

   Делай так: ель, тень, пень, коньки, пальто.

16.Правописание словарных слов.

   Выпиши слово три раза. Подчеркни орфограмму. Запомни, как оно          

- 4 –

 пишется. Запиши два однокоренных слова.

   Делай так: лопáта, лопáта, лопáта, лопáтка, лопáточка;

                     праздник, праздник, праздник, праздновать, праздничный;

                     группа, группа, группа, подгруппа, групповой.

17.Соединительные гласные о, е в сложных словах.

   Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.

   Делай так: водовоз, самолёт, коневод, горемыка.

18.Правописание падежных окончаний имён существительных.

    Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму. Выдели окончание. Определи склонение, падеж (или найди вспомогательное слово с ударным окончанием и поставь в нужную форму).

   Делай так: с вéтк и  - сущ., ветка, 1 скл., Р.п. (с землú)

                     на крылéчк е   - сущ., крылечко, 2 скл., П.п. (на конé)

                       к  рáдост и   - сущ., радость, 3 скл., Д.п. (к степú)

19.Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

   Выпиши словосочетание (имя существительное с именем прилагательным). Задай от существительного вопрос к прилагательному. Выдели окончание прилагательного. Помни! Окончания имён прилагательных проверяй по окончаниям вопросов к ним, так как они всегда ударные.

   Делай так: в доме (какóм?) нóв ом,  

                      к лесу (какóму?) дáльн ему

   

20.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

   Выпиши глагол правильно. Подчеркни орфограмму. Выдели окончание. Задай к глаголу вопрос. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на букву перед –ть. Определи спряжение глагола. Подумай, не относится ли он к глаголам – исключениям,  вспомни гласную, которую следует писать в окончании глаголов единственного и множественного числа. Помни! Если в начальной форме есть глагольный суффикс –и-, значит это (как правило) глагол  2-го спряжения и надо писать личные окончания            

- 5 –

глагола 2-го спряжения: букву – и – в окончаниях и буквы –а/я – в окончаниях 3-го лица мн. числа. Ещё 11 глаголов-исключений 2-го спряжения: гнать, дышать, держать, слышать, видеть, обидеть, смотреть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. 

   Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и -, значит, это (как правило) глагол 1-го спряжения и в безударных окончаниях надо писать букву – е - , а в окончании 3-го лица мн. числа – буквы –у/ю-.

   Делай так: друж им  - дружить, 2 спр.

                     стро ят  - строить, 2 спр.

                     мож ешь  - мочь, 1 спр.

                     пол ют  - полоть, 1 спр.

21.Безударные гласные в приставках и суффиксах слов.

   Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Выдели ту часть слова, в которой она находится. Запиши проверочное слово. Помни! Гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково.

   Делай так: засушливый – криклúвый              залéзть – зáпись

                     лúповый – дубóвый                        поднóс – пóдпись

                     болóтистый – тенúстый             провéрить – прóпись

22.Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

   Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило. Помни! Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется всегда.

   Делай так: (что делать?) печь, стричь, беречь –нач. форма

          (что делаешь?) пишешь, читаешь, рисуешь – 2 л., ед.ч., наст. вр.

23.Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л-.

   Выпиши глагол правильно. Выдели орфограмму. Поставь глагол в начальную форму и посмотри, какая гласная стоит перед –ть. Она сохраняется и у глаголов в прошедшем времени.

   Делай так: покрасил – покрасить,

                      увидел – увидеть,

                      повеяло – повеять. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как работать над ошибками"

У учащихся часто возникает вопрос как работать над данной ошибкой. Для помощи составлена памятка "Как работать над ошибками"...

Памятка для работы над ошибками. Русский язык

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....

Памятка для работы над ошибками. Математика

Данный материал предназначен для учащихся 1-4 классов....

Памятка "Как работать над ошибками"

рекомендации для родителей...

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

памятка в работе над ошибками , 4 класс.

Просто , понятнои легко исправить ошибку, объяснить правописание....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...