Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

УМК "*Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk_2_klass.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету

«Родной  русский язык»

для 2 класса

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель: Кузнецова Л. М.

  1. Аннотация к рабочей программе по предмету «Родной (русский) язык, 2 класс

    Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, нормативных документов:        

  1. Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  5. Приказ  Министерства  просвещения РФ от 08.05.2019 г. №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28.декабря 2018 г.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях, изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81)
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2016г. № 08-334;
  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

Основными целями изучения предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:

 расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию.

Место предмета в учебном плане:

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 17 часа в год при 0,5 часа в неделю.

Учебные пособия для реализации программного содержания:

О. М. Александрова, Е. И. Казакова, Л. А. Вербицкая: Русский родной язык. 2 класс. Учебное пособие. Просвещение, 2019 г.–144 5.

2.  Планируемые результаты курса

Личностные результаты:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

 - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.

Предметные результаты:

-  умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.

- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

К концу года второклассник научится:

 - распознавать и вести этикетный диалог;

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- находить по абзацным отступам смысловые части текста;

- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

- осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

 -сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

- определять тему, основную мысль несложного текста;

- определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

- подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

- анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

- сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.

К концу года второклассник получит возможность научиться:

- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;

- давать оценку невежливому речевому поведению.

- знать особенности диалога и монолога; использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

- пользоваться основными способами правки текста.

- анализировать типичную структуру рассказа;

- анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

- продуцировать простые информационные жанры (типа что? где? когда? и как произошло?) в соответствии с задачами коммуникации;

- объяснять значение фотографии в газетном тексте;

- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

  1. Содержание  учебного   предмета «Родной   русский  язык»

Второй класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее  (8 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).  

Проектное задание: «Почему это так называется?»

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

  Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

  1. Тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности, 2 класс

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

Характеристика деятельности

1.

Русский язык: прошлое и настоящее  

8 часов

       В основу раздела положена система лингвистических понятий: пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые связаны с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

       Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

       Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).  

        Проектное задание: «Почему это так называется?»

 

2.

Язык в действии

6 часов

      В данном разделе изучается, как правильно произносить слова. Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения, за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

      Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением».

       Работа над толкованием значения слов с помощью синонимов, антонимов, объяснением пословиц, фразеологических оборотов.  Наблюдение за сочетаемостью слов.

       

3.

Секреты речи и текста

3 часов

       В  данном разделе закрепляются умения вести диалог ( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.

Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего, в определении жанра  текста и языковых средств.

       Создание текстов - инструкций, текстов – повествований.

Итого

17

5. Календарно – тематическое планирование по предмету «Родной русский язык», 2 класс

№ п\п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)

1

По одёжке встречают…

распознавать слова, называющие образные названия ветра, дождя, снега; названия растений;

- распознавать слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

- распознавать слова, музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- различать эпитеты, сравнения;

- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

Комбинированный

-определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

-осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

-употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения.

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка

Комбинированный

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

Комбинированный

4

Каша – кормилица наша

Комбинированный

5

Любишь кататься – люби и саночки возить

Комбинированный

6

Делу время – потехе час

Комбинированный

7

В решете воду не удержишь

Комбинированный

8

Самовар кипит, уходить не велит

Комбинированный

Язык в действии (6 ч)

9

Помогает ли ударение различать слова?

 -произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

- осознавать смыслоразличительную роль ударения

Комбинированный

-понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

-характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

-проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;

-оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.

-осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

 -представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.

10

Для чего нужны синонимы?

Комбинированный

11

Для чего нужны антонимы?

Комбинированный

12

Как появились пословицы и фразеологизмы

Комбинированный

13

Ка можно объяснить значение слова?

Комбинированный

14

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение

Комбинированный

Секреты речи и текста (3 ч)

15

Учимся вести диалог

-распознавать и вести этикетный диалог;

-отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

-находить по абзацным отступам смысловые части текста;

-выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

-осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

-создавать тексты-инструкции,

-создавать тексты-повествования.

Комбинированный

-соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

-использование различных словарей, в том числе мультимедийных;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности)

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.

16

Устанавливаем связь предложений в тексте

Комбинированный

17

Создаём тексты – инструкции и тексты - повествования

Комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...