«ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Русский язык, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету

 «Русский язык»

4  класс

Образовательная система «Школа 2100»

Тема урока «ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ"

I. Цель урока:

Научить учащихся различать именительный и винительный падежи, пополнить знания учащихся о данных падежах, тонкости употребления этих падежей в речи.

II. Тип урока: Урок открытия нового знания.

Ш. Планируемые образовательные результаты 

Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений:

 формирование умения различать именительный и винительный падежи;

 пополнение знаний о именительном и винительном падежах и о тонкостях употребления этих падежей в речи;

 закрепить ранее изученные знания.

1-я Линия развития – развитие умений отличать сходные формы И. п. и В. п., определять падеж существительных (преимущественно И. п. или В. п.) в тексте.

2-я линия развития  – дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.

Личностные результаты

пополнение и закрепление знаний о именительном и винительном падежах;

воспитание аккуратности в процессе выполнения письменных заданий;

воспитание внимания, наблюдательности и памяти.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД: 

в сотрудничестве с учителем научить ставить новую учебную задачу;

осуществлять контроль по результату и способу действия;

развивать внимание, мышление, речь.

Познавательные УУД:

развитие умений извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, ключевые слова), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу в текст); овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации.

Коммуникативные УУД: 

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 I. Орг. момент

II. Актуализация изученного.

1. Проверка домашнего задания.

2.  Повторение темы прошлого урока.

III.  Постановка проблемы урока.

IV. Физминутка.

V. Открытие нового знания.

VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

IX. Организованный конец урока.

-Здравствуйте, ребята.

Прозвенел для нас звонок  -

 Начинается урок.

 К нам без опоздания  

 Приходи, старание.  

 Помоги нам потрудиться:

 Мы пришли сюда  учиться.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

– Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

(Т. Рик)

– Как отличить именительный падеж от винительного?

– Откройте учебник на стр. 118, упр. 132. Прочитайте.

– Кто из ребят прав?

– Согласны ли вы с объяснением ребят? Предложите, если необходимо свой вариант.

– Почему возникли разногласия в определении падежа существительного рассказ.

– Что общего есть у существительного рассказ с существительными дом, мост?

– Так как же отличать и. п. от в. п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что?

– Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

1. Актуализация изученного.

1) Актуализация и предъявление новой информации об именительном падеже.

– Что вы знаете об именительном падеже?

– Почему и. п. получил такое название?

– Прочитайте об этом текст на стр. 116, упр. 130 и ответьте на вопрос.

– Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос.

– Прочитайте еще раз внимательно, каждый самостоятельно.

Беседа после чтения.

– Как звучит название этого падежа в других языках?

– Что значит слово именительный? В чем преимущество этого падежа?

– Обратите внимание на упр. 131, выполним его – развивается умение соотносить и. п. и член предложения – подлежащее.

– Сделайте вывод: каким членом предложения является существительное в и. п.?

2) Актуализация и углубление знаний о винительном падеже.

– Назовите вопросы в. п.

– Почему этот падеж мог получить такое название?

– Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в в. п., является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом "вина".

– Выполним упр. 133.

– Прочитайте выделенные слова. Можно ли у них сразу определить падеж? Почему?

– Что же нужно еще сделать, чтобы правильно определить падежи этих существительных?

– Выполняйте. Подчеркните главные члены предложения. Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере?

– Подлежащее обозначает того, кто выполняет действие, это лицо( предмет) - производитель действия, оно тесно связано со сказуемым.

– Кто производитель действия в двух первых примерах, а  в примерах под цифрой 2,3? Подчеркните подлежащее.

– Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим?

– А если это второстепенный член предложения?

– Так как же отличить И. п. от сходного с ним В. п.?

– Откройте стр. 120 учебника, и кто-нибудь нам прочитает первый абзац правила.

– Рассмотрим упр. 134(развивается умение отличать формы И. п. и В. п. с опорой на функцию подлежащего и второстепенного члена предложения, а также на предлог.

– Назовите во 2-ом отрывке выделенное слово в В. п.,в И. п. Сравните: на море, море.

– Есть ли у существительных в И. п. предлоги?

– Какой вывод мы можем сделать?

– Прочитаем второй абзац правила, на стр. 120.

– Что нового мы узнали?

– Запишите предлоги В. п.

– Давайте вместе составим 2 схемы, которые передадут содержание каждой части правила.

– Выполним упр. 135( развивается умение находить имена существительные в тексте и отличать В.п. с предлогом и без предлога от И.п).

Задание № 5, тема 5 в " Рабочей тетради".

– Обведите вариант ответа, проведите взаимопроверку.

– Назовите имена существительные в В. п.

– В выборе каких форм можно ошибиться? Почему?

– Так как же верно определить падеж?

– Ребята, дома выполните упр. 138, и дома повторите правило, чтобы уметь повторять его содержание с опорой на схему.

–  Спасибо за работу!

 УРОК ОКОНЧЕН!

Приветствуют учителя

– Дату.

– И. п. отвечает на вопросы кто? что?, а В. п. на вопросы кого? что?

– Игорь.

– Да.

– Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос что?

– Это неодушевленные существительные, м. р., ед. ч.

– Отвечает на вопросы кто? что?

– Подлежащим.

– кого? что?

– Винить кого-то или что-то.

– Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И. п., и к В. п.

– Определить, каким членом предложения являются.

– И. п.

– В. п.

– Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим – И. п., если второстепенным членом – В.п.

– В В. п.- на море, в И. п.- море. В В. п. у существительного есть предлог на. 

– Нет.

– У существительных в В. п. может быть предлог, а у существительных И. п. нет предлогов.

– Сущ. в И. п. всегда употребляются без предлога, а в В. п. - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.

Без предлога  

        

                   

Подлежащее

Без предлога + в, на, за, под, про, через

Второстепенный член

– Вилы и топор. Они совпадают по форме в И. п. и В.п.

– Нужно определить каким членом предложения является слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Именительный и винительный падежи имён существительных

Конспект урока в 4 классе по УМК "Школа 2100"...

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Различие именительного и винительного падежей.

Цель урока: формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе, научить правильному написанию окончаний  прилагательных во множественном числе, развивать интеллектуа...

Урок русского языка в 4 классе. Тема:"Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода".

Конспект урока составлен подробно. Урок проводится в игровой форме.  Цель: познакомить учащихся с тем, какие прилагательные мужского рода в именительном и в винительном п...

Именительный и винительный падежи имен прилагательных.

Открытый урок по русскому языку. 4 класс....

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

Презентация на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа"....

Презентация "Именительный и винительный падежи имен существительных" .

Презентация  содержит разнообразный познавательный материал для учащихся; помогает учителю в игровой форме провести словарную работу на уроке, минутку чистописания, физминутку.Также  презент...