«ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету
«Русский язык»
4 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока «ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ И ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖИ"
I. Цель урока:
Научить учащихся различать именительный и винительный падежи, пополнить знания учащихся о данных падежах, тонкости употребления этих падежей в речи.
II. Тип урока: Урок открытия нового знания.
Ш. Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений:
– формирование умения различать именительный и винительный падежи;
– пополнение знаний о именительном и винительном падежах и о тонкостях употребления этих падежей в речи;
– закрепить ранее изученные знания.
1-я Линия развития – развитие умений отличать сходные формы И. п. и В. п., определять падеж существительных (преимущественно И. п. или В. п.) в тексте.
2-я линия развития – дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства с опорой на знания о других языках.
Личностные результаты
– пополнение и закрепление знаний о именительном и винительном падежах;
– воспитание аккуратности в процессе выполнения письменных заданий;
– воспитание внимания, наблюдательности и памяти.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– в сотрудничестве с учителем научить ставить новую учебную задачу;
– осуществлять контроль по результату и способу действия;
– развивать внимание, мышление, речь.
Познавательные УУД:
– развитие умений извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, ключевые слова), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу в текст); овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент II. Актуализация изученного. 1. Проверка домашнего задания. 2. Повторение темы прошлого урока. III. Постановка проблемы урока. IV. Физминутка. V. Открытие нового знания. VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений. VII. Итог урока. VIII. Домашнее задание. IX. Организованный конец урока. | -Здравствуйте, ребята. Прозвенел для нас звонок - Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». – Поворот судьбы удивительный: Изучаем мы падеж именительный, И винительный падеж надо знать, От именительного отличать. (Т. Рик) – Как отличить именительный падеж от винительного? – Откройте учебник на стр. 118, упр. 132. Прочитайте. – Кто из ребят прав? – Согласны ли вы с объяснением ребят? Предложите, если необходимо свой вариант. – Почему возникли разногласия в определении падежа существительного рассказ. – Что общего есть у существительного рассказ с существительными дом, мост? – Так как же отличать и. п. от в. п., если формы совпадают и отвечают на вопрос что? – Потрудились, отдохнем, 1. Актуализация изученного. 1) Актуализация и предъявление новой информации об именительном падеже. – Что вы знаете об именительном падеже? – Почему и. п. получил такое название? – Прочитайте об этом текст на стр. 116, упр. 130 и ответьте на вопрос. – Обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте ответить на поставленный вопрос. – Прочитайте еще раз внимательно, каждый самостоятельно. Беседа после чтения. – Как звучит название этого падежа в других языках? – Что значит слово именительный? В чем преимущество этого падежа? – Обратите внимание на упр. 131, выполним его – развивается умение соотносить и. п. и член предложения – подлежащее. – Сделайте вывод: каким членом предложения является существительное в и. п.? 2) Актуализация и углубление знаний о винительном падеже. – Назовите вопросы в. п. – Почему этот падеж мог получить такое название? – Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в в. п., является причиной, вызывающей само действие (читать книгу). Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом "вина". – Выполним упр. 133. – Прочитайте выделенные слова. Можно ли у них сразу определить падеж? Почему? – Что же нужно еще сделать, чтобы правильно определить падежи этих существительных? – Выполняйте. Подчеркните главные члены предложения. Каким членом предложения являются выделенные слова в каждом примере? – Подлежащее обозначает того, кто выполняет действие, это лицо( предмет) - производитель действия, оно тесно связано со сказуемым. – Кто производитель действия в двух первых примерах, а в примерах под цифрой 2,3? Подчеркните подлежащее. – Какой падеж у существительного, если оно является подлежащим? – А если это второстепенный член предложения? – Так как же отличить И. п. от сходного с ним В. п.? – Откройте стр. 120 учебника, и кто-нибудь нам прочитает первый абзац правила. – Рассмотрим упр. 134(развивается умение отличать формы И. п. и В. п. с опорой на функцию подлежащего и второстепенного члена предложения, а также на предлог. – Назовите во 2-ом отрывке выделенное слово в В. п.,в И. п. Сравните: на море, море. – Есть ли у существительных в И. п. предлоги? – Какой вывод мы можем сделать? – Прочитаем второй абзац правила, на стр. 120. – Что нового мы узнали? – Запишите предлоги В. п. – Давайте вместе составим 2 схемы, которые передадут содержание каждой части правила. – Выполним упр. 135( развивается умение находить имена существительные в тексте и отличать В.п. с предлогом и без предлога от И.п). Задание № 5, тема 5 в " Рабочей тетради". – Обведите вариант ответа, проведите взаимопроверку. – Назовите имена существительные в В. п. – В выборе каких форм можно ошибиться? Почему? – Так как же верно определить падеж? – Ребята, дома выполните упр. 138, и дома повторите правило, чтобы уметь повторять его содержание с опорой на схему. – Спасибо за работу! УРОК ОКОНЧЕН! | Приветствуют учителя – Дату. – И. п. отвечает на вопросы кто? что?, а В. п. на вопросы кого? что? – Игорь. – Да. – Существительное отвечает в разных падежах на один и тот же вопрос что? – Это неодушевленные существительные, м. р., ед. ч. – Отвечает на вопросы кто? что? – Подлежащим. – кого? что? – Винить кого-то или что-то. – Нулевое окончание, нет предлогов, вопрос что? можно задать и к И. п., и к В. п. – Определить, каким членом предложения являются. – И. п. – В. п. – Определить, каким членом предложения является слово; если подлежащим – И. п., если второстепенным членом – В.п. – В В. п.- на море, в И. п.- море. В В. п. у существительного есть предлог на. – Нет. – У существительных в В. п. может быть предлог, а у существительных И. п. нет предлогов. – Сущ. в И. п. всегда употребляются без предлога, а в В. п. - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через. Без предлога
Подлежащее Без предлога + в, на, за, под, про, через Второстепенный член – Вилы и топор. Они совпадают по форме в И. п. и В.п. – Нужно определить каким членом предложения является слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/30/picture-11566.jpg)
Именительный и винительный падежи имён существительных
Конспект урока в 4 классе по УМК "Школа 2100"...
Склонение имен прилагательных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Различие именительного и винительного падежей.
Цель урока: формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе, научить правильному написанию окончаний прилагательных во множественном числе, развивать интеллектуа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/21/picture-79792.jpg)
Урок русского языка в 4 классе. Тема:"Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода".
Конспект урока составлен подробно. Урок проводится в игровой форме. Цель: познакомить учащихся с тем, какие прилагательные мужского рода в именительном и в винительном п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145891-1353084564.jpg)
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Именительный и винительный падежи имён существительных".
урок-практикум...
Именительный и винительный падежи имен прилагательных.
Открытый урок по русскому языку. 4 класс....
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.
Презентация на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа"....
Презентация "Именительный и винительный падежи имен существительных" .
Презентация содержит разнообразный познавательный материал для учащихся; помогает учителю в игровой форме провести словарную работу на уроке, минутку чистописания, физминутку.Также презент...