Согласные звуки [x], [x’], буквы Х, х (конспект урока обучения грамоте с использованием ИКТ)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пономарева Оксана Валерьевна

Урок разработан к учебнику " Азбука" В.Г.Горецкого, УМК "Школа России". На уроке используется много заданий на развитие приёмов логического мышления. Физкультминутка сопровождается наглядным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obucheniya_gramote.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43» города Твери

Конспект урока обучения грамоте по теме:

«Согласные звуки [х], [х`] буквы Х, х »

1 класс

УМК «Школа России»

подготовила  учитель начальных классов

Круц Ольга Николаевна

Тверь 2017

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить детей с новыми звуками [х], [х`],   и буквой Х, которая их обозначает, учить отличать новые  звуки и букву от других звуков и букв, учить читать слова с буквой  Х.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух.
  • Способствовать развитию приёмов мыслительных операций.  
  • Формировать УУД:

личностные УУД: формирование мотивации к обучению; формирование положительного отношения к людям труда;

регулятивные  УУД: умение самостоятельно формулировать учебную задачу;  планировать свои действия;  контролировать свою деятельность, оценивать  собственные работы и своих одноклассников;

познавательные УУД:  умение  анализировать, сравнивать, обобщать; строить рассуждения на основе полученной информации; 

коммуникативные УУД: умение  слушать и сотрудничать с соседом по парте; формулировать и отстаивать свою точку зрения  ;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к чтению, самостоятельности.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда

Ход и содержание урока

1. Мотивация обучающихся.

    Цель: настроить детей на работу.

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.    (Слайд 2)

  1. Актуализация знаний.

Цель:

-   повторить изученный на предыдущих уроках  материал;

- подготовить к восприятию нового материала;

- формировать познавательные, коммуникативные УУД.

- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в неведомое государство. И правит этой страной царь. Прочитаем, как его зовут.

Ка-ра-вай

-Как же зовут царя?                        (Слайд 3)

-С какой буквой познакомились на предыдущем уроке? (й)

-Какой звук обозначаем этой буквой? [й]

-Дайте характеристику этому звуку.  (Согласный, мягкий, звонкий)                     

- Хотите узнать, как зовут жителей страны. Прочитаем:

              булки                          баранки

              пироги                        лепёшки

              калачи                        батоны      (Слайд 4)  

- Назовите одним словом, что всё это? (хлебобулочные изделия)

- Кто догадался, каким же государством правит царь Каравай? (хлебным)  

 (Слайд 5) 

- Есть ли вы новый звук в этом слове? Назовите его.  [х]

- Можем ли мы вставить сейчас букву, которая обозначает этот звук? (нет)

- Назовите этот звук мягко.

  1. Формулирование  темы и цели урока.

Цель: способствовать формированию умений обучающихся определять и формулировать  тему и цель урока; формирование регулятивных, познавательных УУД.

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока:

Дети: тема урока: «Согласные звуки [х],[х’] и буква, которая их обозначает»

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.  Я вам помогу. Продолжите начало моего предложения:

Мы познакомимся ….  (со звуками [х], [х’] и буквой, которая их обозначает)

Мы научимся отличать ….  (звуки [х], [х’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв)

Мы научимся читать … (слоги, слова с новой буквой)                    (Слайд 6)

  1. Этап открытия новых знаний.
  • Знакомство со звуками [х] [х`].

Цель: способствовать формированию фонематического слуха, умений производить звуковой анализ слов, умений отличать новые звуки от других звуков; формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

  • Выделение звука.

- Поработаем над новыми звуками.

- Произнесём слово хлеб.                        (Слайд 7)

- Сколько слогов?

- Какой первый звук?

- Какой он? (согласный, твёрдый, глухой) (Слайд 8)   

- Как обозначим этот звук?  (синим квадратиком)

- Можем ли мы добавить букву, которая обозначает этот звук?  (нет, еще не знаем)

-Как вы думаете, кто будит сельских жителей, ведь им надо рано вставать? Отгадайте загадку:

Кто так заливисто поёт

 О том, что солнышко встаёт?  (Петух) (Слайд 9)

- Где находится новый звук? Какой он?

- Назовите слово в форме множественного числа.  (Петухи)

-Составим схему этого слова.

-Где находится новый звук? Какой он?  (Слайд 10)

  • Упражнение в узнавании звуков. Работа в парах. 

Дифференциация звуков [х], [г], [к].

(Приложение)

У детей карточка – таблица с изображением предметов, где нужно поставить «галочки» напротив картинок, в названии которых есть звуки [х] [х`]. Пока дети работают,  слайд закрывается «серой шторкой» 

                                                                                               (Проверка по слайду 11)

  • Игра «Третий лишний»

-Посмотрите на картинки и подумайте, какая из них лишняя. Почему?

Художник, автомеханик, парикмахер (Слайд 12) (Звук [х] в начале слова)

(Может быть «парикмахер», потому что звук – мягкий)

(Выделяем в презентации предмет  по позиции звука)

Глухарь, петух, муха

(Слайд 13) (Звук [х] в конце слова)

(Может быть «муха», потому что она – насекомое)

(Выделяем в презентации предмет  по позиции звука)

Хлопушка, пароход, халат

(Слайд 14) (Звук [х] в середине слова)

Лопух, хурма, хризантема

(Слайд 15) (Звук [х] в конце слова)

(Может быть «хурма», потому что это плоды, а остальные слова – растения)

(Выделяем в презентации  предмет по позиции звука)

 - Назовите свои слова с новыми звуками, определите место звука в слове.

  • Знакомство с буквами Х, х.

Цель: способствовать запоминанию начертаний букв Х х.

  • Показ буквы.  (Слайд 16)
  •  Сравнение письменных и печатных букв.
  • Место буквы ленте букв, в алфавите.  

  • Получение буквы путём складывания листа бумаги.

(Дети берут лист бумаги.)

Физкультминутка

Становитесь на зарядку (все встали у парт)
Раз - листочек поднимаем (берут листки)
Два листочек загибаем (сложить пополам)
Три еще разок свернули
(сложить еще раз пополам)
На четыре развернули
(разворачиваем и смотрим в листок )
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
                                              Назови!
                           (буква Х)

  • На что похожа буква?

Не рогаты мы, не злы.                 Ха - на ножницы похожа

Козлы мы, а не козлы.                 Но в работе, а не лёжа.

Держим мы в руках бревно,                            В.Степанов

Чтоб не выпало оно.  

                     Е.Тарлапан

- Хороша моя вертушка!                                 Х – всё ходит, ходит, ходит

 -Хватит хвастаться, болтушка.                    Места, что ли не находит?                          

                           Г.Виеру                                                            А.Шибаев                

                                                                                                                    (Слайд 17)

А сейчас  вернёмся к слову ХЛЕБ.              (Слайд 18)

-Можем ли мы теперь обозначить буквой первый звук? Преодолели ли мы возникшую перед  нами проблему?

- Прочитаем слово с мягким звуком. (Слайд 19)

  

  • Чтение слогов  с буквами Х х.

      Цель: формирование умений  чтения слогов, слов, предложений.

- На поле, где растет пшеница, любит бегать лакомиться зёрнышками один зверёк. Отгадайте, кто это.

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
                                           Вот я хитренький какой!   (Хомяк)
      ( Слайд 20)

-Этого хомячка зовут Хомка.  На поле  он подбирает оставшиеся зёрнышки, кладёт их в рот, а потом несёт свои  запасы себе в норку. Давайте поможем ему  собрать зёрнышки, а для этого прочитаем слоги на них.

(Чтение слогов: ха, хо, ху, хи, хе)   (Слайд 21)

-Но тут еще набежали хомячки. И каждый что-то говорит. Прочитаем.

УХ  АХ  ОХ  ЭХ

-Можно ли сказать, что данные слоги являются словами? (да)

- Что они обозначают, посмотрите на выражение лиц хомячков.

(Ух – удивление, ах – восхищение, ох - усталость, печаль, боль,  эх – сожаление)            

 (Слайд 22)                                                                                                                                                                                               

- Царь Каравай спрашивает вас, а знаете ли вы, откуда хлеб берётся?

Сейчас проведем физкультминутку, а помогут нам картинки презентации: (Слайды 23-31)

Физкультминутка.

1. Представьте, что вы маленькие зёрнышки  и вас посеяли в землю.   (Дети приседают, вытягиваются медленно вверх.) (Слайд 23)

2.Чтобы вырос колосок, землю пашут, потом боронуют.   (Слайд 24 -25)

(Руки на поясе, поочерёдно   «боронуют» ногами.) 

3.Из зёрнышка вырастает колосок.                   

             (Поднимают руки вверх.)  (Слайд 26)

4.Удобряют и защищают от вредителей  с самолёта.    (Слайд 27)           

(Изображают самолёт.)

5.Хлеб созрел, его убирают комбайны     

     (Руки вперёд, взмахи: левая – вверх, правая - вниз, поочередно)     (Слайд 28)                                                                 

6. Везут на мукомольный завод и  обмолачивают. (Слайд 29)

7. Из муки замешивают тесто.                                           

        (Замешивают руками.)             (Слайд 30)

8. Выпекают хлеб – пышный и румяный.   

       (Руками показывают, как подают хлеб да соль.) (Слайд 31)                     

- А прочитать, как выращивают хлеб, вы можете в книге Дацкевич В.П. «От зерна до каравая».

- Царь КАРАВАЙ очень доволен вашей работой и напоследок, он хочет вам сказать очень важные слова  о хлебе.

- Как вы думаете, какие это слова? (Бережно относиться к хлебу, т.к. в него вложен труд многих людей.)

  1. Этап применения новых знаний.
  • Чтение  слов с буквами Х х. Работа над значением слов.

Цель: формирование умений осознанного и беглого чтения  слов, предложений; формирование познавательных, коммуникативных УУД.

-А сейчас прочитаем слова: хлебушко, хлебцы, хлебница, хлебопечка, хлебозавод, хлебороб.

              (После прочтения каждого слова, дети объясняют его значение)

-Как называются эти слова?  (родственные)  Какая общая часть всех этих слов? (хлеб)                           (Слайд 32)

  • Работа с учебником (стр. 38 - 39)                        (Слайд 33)

Пока идёт работа с учебником слайд закрыть «серой шторкой»

  • Работа по иллюстрации (стр.38)

-Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?  (полотенце, хлеб с солонкой)

-Кого обычно встречают хлебом и солью?

-Посмотрите, как раньше, примерно сто лет тому назад, выращивали и убирали хлеб. Чем скашивали колосья пшеницы?  (серпом)

- Как называется связка стеблей с  колосками? (сноп)

-Как вы думаете, труднее или легче был труд хлебороба?

-Что изображено на заднем плане иллюстрации? (собор и сельские дома)

-Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть  иллюстрации?

(От явлений природы зависит урожай зерновых)

  • Чтение слов (стр.39)

Цель: формирование умений осознанного и беглого чтения  слов, предложений.

хорошо           плохо

хлеб                 хлеба

холод               холода

-Что общего есть в этих словах?  (буква х)

-Прочитайте слова, обозначающие предметы, которые употреблены в форме единственного числа.

-Прочитайте слова, обозначающие предметы, которые употреблены в форме множественного числа.

-Прочитайте слова с противоположным значением.

  • Чтение предложений  (стр.39)

- Как бы вы озаглавили этот текст? Почему?

- Почему осины дрожат от холода?

- Что появилось в мелких озёрах?

- Что нужно сделать до холодов?

- Какая техника выходит на поля?

- Какую сельскохозяйственную технику вы узнали сегодня? (Сеялки, веялки, косилки, комбайны)

  • Чтение пословиц  (стр.38)

- Прочитайте пословицы. Чему они нас учат?

- Трудный и долгий путь проходит  хлеб. Как же мы должны к нему относиться?

- Всегда ли мы так относимся к хлебу? Давайте выведем правила «Как нужно обращаться к хлебу»        (Работа в парах – 1 минута)

Обсуждение ответов

  1. Итог урока. Рефлексия и самооценка. (Слайд 34)

Цель: формирование регулятивных УУД: умений обобщать материал, выделять главное и давать самооценку своей деятельности  на уроке.

- Выполнили ли мы поставленные цели урока?

- С какими звуками познакомились?

- Какой звук [х]?

- Какой звук [х’]?

-Как называется буква, которая обозначает эти звуки?

 (Слайд 35)

-Что у вас сегодня получалось лучше всего? Поднимите зелёный смайлик. Вы поднялись на верхнюю ступеньку своих достижений.

- В чём затруднялись? Поднимите, кто немного затруднялся жёлтый смайлик. Вы поднялись на вторую ступеньку.

- Кто нуждается в помощи? В чём? Поднимите красный смайлик.  Желаю вам на следующем уроке  подняться по ступенькам своих достижений.

Использованная литература.

  1. Волина В.в. Праздник Букваря. – М., 1995г.
  2. Горецкий В.Г. Русская азбука, 2 часть. – М., 2012г.
  3. Дацкевич В.П. «От зерна до каравая»- М.: «Детская литература», 1985г.
  4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. – М. ВАКО, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, (технологическая карта урока обучения грамоте)

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з (технологическая карта  урока обучения грамоте)...

Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д. Интегрированный урок (обучение грамоте + технология). 1 класс УМК «Школа России»

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте и технологии  в 1классе . Тема урока: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д, д.  УМК «Школа России»...

Тема: Согласный звук [С], [С’], буквы C, c. 1 класс, обучение грамоте

Проект урока по обучению грамоте (чтение) в ЛОДС...

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...

Презентация " Согласный звук г,г, Буквы Гг." 1 класс, урок обучение грамоте,программа " Школа России"

Презентация " Согласный звук г,г, Буквы гг." 1 класс, урок обучение грамоте.программа " Школа России"...