Тема урока: «Общее понятие о предлоге».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Толстова Надежда Олеговна

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как  служебной частью речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.32 КБ
Файл Презентация726.5 КБ
Файл Тест-опрос13.61 КБ
Файл Карточки13.1 КБ
Файл Домашнее задание383.2 КБ

Предварительный просмотр:

2-й класс. УМК «Школа России»

Тема урока: «Общее понятие о предлоге».

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  • образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  • воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат: знать, уметь различать и правильно писать предлоги.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. На дворе у нас весна. Погода солнечная, пусть и в классе будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех

II. Актуализация знаний учащихся.

1)Минутка чистописания

- Начнем мы наш урок с минутки чистописания.

-Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа

Какую букву мы сегодня пишем?

Пп

-Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте звук.

пп  ппп  пппп

-Какую закономерность заметили? Продолжите строку.

На доске у меня записано предложение, прочитайте его.

Пишут не пером, а умом!

- Что вы прочитали? К какому литературному жанру относится запись?

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Скажите, а ум нам нужен только при письме?

- Сегодня мы с вами продолжим исследование богатств русского языка, и сегодняшнее исследование мы начнем со слов, которые записаны на доске.

2) Работа со словами:

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой. Устно.).

б)Работа в парах.

-Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие? Обсудите в парах.

-Запишите слова в три группы самостоятельно.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

-Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.

-Итак, какие же части речи вы знаете?

(Слайд 1)

-Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Мы знаем, как  называется  слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, английский язык  мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

А что бы вы хотели узнать о предлогах? (ответы детей)

  1. Работа над новым материалом.

1. Объявление темы урока и постановка целей.

-Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: «Общее понятие о предлоге».

-Посмотрите на доску

(Слайд 2)

- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

- Какие слова мы вставили? Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги.

- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

-Запишите этот текст в тетрадь, выполните задание

(Ученики записывают в тетрадях текст)

(Проверка по слайду)

-Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

- Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

-Давайте, прочитаем правило, которое дано нам в учебнике с. 109

(Слайд 3)

- Почему осталось два свободных лепестка?

Физминутка

Продолжение работы по теме урока.

(Слайд4)

-Рассмотрите рисунок.

-Что находится НА крыше?

- НАД чем летит птичка?

-Где растет дерево?

-Что у мишки В руке?

- ПЕРЕД чем сидит кошка?

- Где лежит собака?

- Составьте предложение с любым из этих предлогов?

- Отвечая на вопросы, вы использовали слова НА, НАД, ЗА, В, ПЕРЕД, ПОД. Как они называются?

-Предлог - греческое слово переводится как стоящий "перед словом". В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными.

(Слайд 5)

- В учебнике в Упр. 185 с. 109. у вас есть таблица предлогов

Запишите предлоги, состоящие из одной буквы, 2 букв, 3 букв, 4 букв, 5 букв и из большего количества букв.(Спрашиваю несколько учеников)

Работа по учебнику.

(с.109 упр.186)

- Можно ли обойтись в нашей речи без предлогов? Почему?

(Предлоги связывают слова в предложении по смыслу.)

Прочитайте задание. Запишите текст, вставляя пропущенные слова. Подпишите предлоги.

(Дети выполняют задание самостоятельно.)

Проверка. Прочитайте первое предложение так, как оно записано. Какое слово вставили?

-Что вы заметили? Как же пишутся предлоги со словами? (правило с.110)

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Физминутка. Зарядка для глаз.

Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Карточка.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Объединить пары слов с помощью предлогов.

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.

(Слайд 6)

Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

1.Выбери верное утверждение, обведи в кружок номер с правильным ответом.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

3.Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

5.В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Поменяйтесь тестами. Взаимопроверка с образца. Поставьте отметку своему соседу

V. Домашнее задание.

1.Стр. 109-110 – выучить правило.

2.Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котенка, используя данные предлоги.

VI. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Где нам это пригодится?

Оцените свою работу на уроке

(Слайд 7)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЧАСТИ РЕЧИ Им Имя существи - тельное Глагол Имя прилага - тельное Какие части речи вы знаете?

Слайд 3

Прочитайте текст. Определите части речи . Кружатся снежинки в холодном воздухе. Катаются дети на коньках по льду. Весело детям в зимнее время на улице. гл. г л. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. с ущ. п рил. п рил.

Слайд 4

ЧАСТИ РЕЧИ Им Имя существи - тельное Глагол Имя прилага - тельное П редлог

Слайд 5

на над за в под перед

Слайд 6

к из по об от на у за с о под над предлоги в без около перед возле

Слайд 7

предлог ч асть речи о тдельные самостоятельные слова н ельзя поставить вопрос с лужит для связи слов в предложении

Слайд 8

Тест-опрос 1 – Б 2 – В 3 – А 4 – А, В 5 – А, Б



Предварительный просмотр:

Тест – опрос.

1.Выбери верное утверждение, обведи в кружок номер с правильным ответом.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

3.Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

4.Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

5.В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.



Предварительный просмотр:

1 группа.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа.

Объединить пары слов с помощью предлогов.

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа.

Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

1 группа.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа.

Объединить пары слов с помощью предлогов.

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа.

Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

1. Стр. 109 - 110 – выучить правило.

2. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котенка, используя данные предлоги.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/22/s_58d27f66a9158/592875_5.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока « Общее понятие о глаголе». 3 класс. Рамзаева.

Ознакомление учащихся с понятием глагол; обогащение речи учащихся употреблением глаголов....

План урока "Общее понятие о предлоге"

План урока "Общее понятие о предлоге"  по программе Школа России " класс. План представлен в форме технологической карты с презентацией....

Урок русского языка на тему: "Общее понятие о предлоге" 2 класс

Открытый урок давался во 2 классе компенсирующего обучения....

урок русского языка по теме" общее понятие о предлоге"

Урок русского языка проведенный во 2 классе в соответствии с ФГОС по программе "Школа России" ( знакомит учащихся с предлгом как частью речи)...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Предлог.Общее понятие о предлоге"

Открытый урок  русского языка  с  мультимедийной  презентацией.....