Календарно-тематическое планирование по родному языку, 4 класс, УМК "ПНШ"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Шершнёва Екатерина Игоревна

Календарно-тематическое планирование по родному языку, 4 класс, УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_yazyk_rp_i_ktp.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому родному языку для 4 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе рабочей программы по УМК: Русский родной язык. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая,… М.: Просвещение. 2019 утвержденная приказом от           «Об утверждении рабочих программ на уровень»

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Русский язык: прошлое и настоящее.
  2. Язык в действии: слово, предложение.

  1. Секреты речи и текста.

Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

«Русский родной язык» в 4 класс

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

1)Слова, называющие части тела человека (например, перст,очи,ланита,чело,выя,уста,око,шуйца,десница  );

2) слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье,древко,кальчуга,шлем,науши,бармица, );

3) слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.

Раздел 2. Язык в действии

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

  • учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речиустойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  • типы текстов;
  • основные элементы композиции текста.

уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему

 - слушать и   читать фрагменты стихотворений  и сказок, в которых есть слова с необычным произношением  и  ударением;

- определять разные способы толкования значения слов. Наблюдать за сочетаемостью слов;

- совершенствовать орфографические навыки.  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать связь предложений в тексте, овладеть средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор;

- создавать тексты-повествования: заметки о посещении музеев; повествовать об участии в народных праздниках;

- создавать текст: развёрнутое толкование значения слова.

- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему.


                                        Календарно – тематическое планирование Родной язык

Тема.

Дата планируемая.

Дата по факту.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее .

     

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Путешествие в прошлое

Слова, связанные с обучением.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением

06.09

2

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Слова,        называющие        родственные

отношения   (матушка,   батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).  Пословицы,  поговорки

и   фразеологизмы,        возникновение которых   связано   с   качествами, чувствами  людей,  с  родственными отношениями                        

20.09

3

Красна сказка складом, а песня – ладом.

Русские                традиционные        эпитеты:

уточнение значений, наблюдение за использованием        в        произведениях

фольклора        и        художественной литературы.   Слова,   связанные   с

качествами   и        чувствами   людей (добросердечный,        благодарный,

доброжелательный,        бескорыстный)                        

04.10

4.

Красное     словцо не ложь.

Пословицы,        поговорки, фразеологизмы,                возникновение, которых связано   с   качествами, чувствами людей                                        

184.10

5.

Язык языку весть подает.

Лексика,        заимствованная        русским языком из языков народов России и

мира.   Русские   слова   в   языках других народов

08.11

6

Представление        результатов проектных        заданий,

выполненных при изучении раздела                                

22.11

Раздел 2. Язык в действии.

7.

Трудно ли образовывать формы глагола?

Трудные        случаи        образования формы  1-го  лица  единственного

числа        настоящего        и        будущего времени        глаголов (на

пропедевтическом уровне)                                        

06.12

8.

Можно ли об одном и том же сказать по разному?

Наблюдение        за        синонимией синтаксических        конструкций        на уровне словосочетаний        и предложений (на пропедевтическом уровне)        

20.12

9.

Как и когда появились знаки препинания?

История возникновения и функциизнаков    препинания   (в    рамках

изученного).        Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста                                                

17.01

10.

Мини –сочинение «Можно ли про одно и том же сказать по- зазному

31.01

Раздел 3. Секреты речи и текста .

11.

Задаем вопросы в диалоге.

Правила ведение диалога: корректные и некорректные вопросы

14.02

12.

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

Особенности озаглавливания текста

28.02

13.

Учимся составлять план текста.

Составление плана текста не разделенного на абзацы

14.03

14.

Учимся пересказывать текст.

Информационная                переработка прослушанного        или прочитанного

текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне)

04.04

15.

Учимся оценивать и редактировать тексты.

Оценивание  устных  и  письменных речевых        высказываний        с   точки

зрения    точного, уместного    и выразительного словоупотребления.

Редактирование        предложенных собственных текстовс целью

совершенствования        их        содержания и формы; сопоставление чернового

и отредактированного        текстов. Практический        опыт  использования

учебных        словарей        в процессе редактирования текста                

18.04

16.

Представление        результатов выполнения        проектного

задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

02.05

17.

 Тестовая работа.

16.05

Итого:

17 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по родному языку, 1 класс

Календарно-тематическое планирование по родному языку, 1 класс, по программе "Перспективная начальная школа"...

Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) в 3 классе(автор учебника Александрова О.М. и др.)

Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) в 3 классе расчитано на 34 часа в год, 1 час в неделю....

Календарно-тематическое планирование по родному языку(русскому). 4 класс. "Школа России".

Календарно-тематическое планирование по родному языку(русскому). 4 класс. "Школа России"....