Конспект урока русского родного языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского родного языка в 1 классе
Тема урока: Как люди общаются друг с другом
Цель: познакомить с ценностью общения в жизни людей
Задачи:
Предметные: дать первоначальное представление о значении общения в жизни людей;
Метапредметные: принимать правила работы в объединении.
Личностные: развивать коммуникабельность; воспитывать уважительную позицию к другим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель общения, объяснять роль
общения в жизни людей; определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, делать
выводы; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 1 класс, О. М. Александрова и др.,
презентация к уроку, карточка со словом «Общение»
Ход урока:
I. Организационный момент
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке:
Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.
- Улыбнитесь друг другу. Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее
настроение поможет вам, ребята, справиться со всеми заданиями. Я желаю вам удачи.
II. Актуализация знаний
- Перед вами новый учебник. Прочитайте, как он называется. (Русский родной язык)
- Как вы понимаете слово "родной"? (Люди говорят на этом языке)
- Для кого из вас русский язык является родным?
Русский язык для нас является родным, и мы должны знать его. А учебник поможет нам в
этом.
III. Самоопределение к деятельности
Знакомство с учебником
- Посмотрите на обложку учебника и скажите, что изображено на ней. (Хохломская роспись и
собор.)
Это собор Василия Блаженного. Он находится в Москве, столице нашей Родины. Это
гордость русского народа.
- Откройте учебник на с. 3. Посмотрите на условные обозначения. Что показывают эти
знаки? (Ответы детей.)
- На с. 4 прочитайте название раздела. (Секреты речи и текста.)
- Прочитайте тему урока. Она написана около знака §. Этот знак называется "параграф", или
раздел, часть. (Тема называется "Как люди общаются друг с другом")
- Как думаете, что мы узнаем сегодня на уроке? (Как и для чего люди говорят друг с другом.)
2
IV. Работа по теме урока
Упр. 1 (с. 4-5).
(Выполняется коллективно.)
- Посмотрите на знак, который стоит слева от текста этого задания. Что он обозначает?
(Учимся наблюдать и делать выводы.)
- Посмотрите, что изображено на первом рисунке. Для чего здесь используется речь? (Дети в
музее. Они узнают что-то новое.)
- На втором рисунке изображены дети, которые отправились в поход. Для чего они
используют речь? (Они должны договориться, куда пойдут.)
- Составьте небольшой рассказ по третьему рисунку (на с. 5).
(Заслушивается 2-3 рассказа.)
- Для чего здесь используется речь? (Для утешения.)
- Рассмотрите четвертый рисунок. Как вы думаете, с какими словами мальчик дарит маме
кораблик?
(Заслушивается 2-3 варианта.)
- Для чего здесь используется речь? (Для благодарности, поздравления.)
- Почему такое строгое лицо у полицейского на пятом рисунке? (Мальчики нарушают
правила дорожного движения.)
- Как вы думаете, что он говорит мальчикам?
(Заслушивается несколько вариантов.)
- Для чего здесь используется речь? (Для предупреждения несчастного случая.)
- Для чего используют речь герои двух последних рисунков на странице? (Для просьбы и
похвалы.)
- Приведите свои примеры ситуаций, когда людям необходимо что-то сказать друг другу.
– Сделайте вывод: для чего человек использует речь? (Человек использует речь, чтобы
делиться знаниями, договариваться, утешать, поздравлять, хвалить и т. д.)
Все, что вы перечислили, можно заменить одним словом – общение.
(Вывешивается табличка со словом "Общение")
- Кто может попытаться объяснить понятие "общение"? (ответы детей).
Общение - это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта,
обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит
открытие друг другом самих себя.
Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком, чтобы передавать
другим информацию от себя, обмениваться информацией с другими.
- Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно?
(В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что общение играет в жизни
человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и
радость)
- Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать
искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
V. Физкультминутка
(При чтении дети показывают руками.)
Это – правая рука,
Это – левая рука.
3
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Справа – роща протянулась,
Слева – чей-то огород…
А когда я обернулась,
(Повернулись.)
Стало все наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
VI. Работа по теме урока
- Послушайте историю одного мальчика и скажите, почему он захотел стать обычным
мальчиком.
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пришёл в
школу с невыученным уроком. Он очень боялся, что учительница вызовет его к доске.
"Ах, если б я смог стать невидимкой, чтоб меня никто не видел и не слышал", –
подумал он.
А учительница посмотрела на учеников и сказала: "Жаль, что Толя не пришёл в
школу. Я сегодня как раз хотела спросить его". Тут Толя понял, что стал невидимкой.
После уроков все дети пошли домой. Они весело разговаривали, шутили, смеялись,
рассказывали забавные истории. Толя тоже шёл вместе с ними, но его никто не видел и не
слышал. Толе очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал к одному,
другому, но ребята его не замечали. Толе стало скучно, и он побежал домой. Мама стояла на
балконе. Толя крикнул: "Мама, вот он я!" Но мама ничего не ответила сыну. Она его не
видела и не слышала. Толя заплакал: "Я не хочу быть невидимкой! Хочу, чтоб мама видела
меня, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтоб учительница вызывала меня к доске. Очень
плохо быть невидимкой!" И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
- Очень интересно быть невидимкой. Вам бы этого хотелось? (Ответы детей)
- А почему Толя захотел стать обычным мальчиком? (Он хотел общаться с ребятами,
мамой. Ему не хватало общения.)
VII. Закрепление изученного материала
Упр. 2 (с. 6-7).
– Что обозначает знак слева от текста задания? (Читаем вместе.)
- Послушайте стихотворение "Я люблю ходить вдвоём" Агнии Львовны Барто.
(Учитель читает стихотворение, дети следят по учебнику.)
– А теперь ответим на вопросы на с. 7.
– Чем похож герой стихотворения на Толю из рассказа? (Ему не нравится быть одному.)
Человеку очень важно общаться с другими людьми. Мы разговариваем, когда хотим что-то
узнать, поделиться своими впечатлениями, договориться о чём-то, похвалить или порадовать
друг друга, поблагодарить, предостеречь от неправильного поступка, дать совет.
– Прочитайте Важную информацию на с. 7.
(Хоровое чтение детей.)
VIII. Подведение итогов урока
– Какое новое слово вы узнали на уроке? (Общение.)
– Что значит "общаться"? (Разговаривать, договариваться, хвалить, благодарить и т. д.)
IX. Рефлексия
- Свою работу на уроках русского родного языка вы будете оценивать с помощью оценочной
ленты "Светофор":
«зеленый» – нет вопросов по теме урока, путь открыт, можно двигаться дальше;
«жёлтый» – сомнение, нет уверенности в знаниях или допущены незначительные ошибки;
«красный» - стоп, материал не понят, идти дальше нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396460-1391333501.jpg)
Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».
Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...
«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»
laquo;Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с методами и приёмами проведения интегрированного ур...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/16/picture-83356-1626393836.jpg)
Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/08/picture-1370333-1638960996.jpg)
Конспект урока русского родного языка. "Если хорошие щи, так другой пищи не ищи."
На уроке русского родного языка для развития познавательного интереса и повышения мотивации урока применяю приём Q код (зашифрованные задания)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-1069004-1539427638.jpg)
3 класс Русский язык (родной). (Русский родной язык. 3 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.М.Александрова и др.)
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-1396512-1648218996.jpg)
Конспект урока по родному языку "Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?" 3 класс
Учитель: Трегубова Д.С.Класс: 3-ГДата: 13.01.2022г.Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и системат...
«Реализация межпредметных связей на уроках русского (родного) языка и родной литературы»
-Нужна ли интеграция?-Что дает нам межпредметная интеграция?-Как строить интегрированный урок и какие приёмы в нем использовать....