Конспект урока по русскому языку "Выделение предложения из текста"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Воронкова Ирина Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА                                                      

Учебный предмет:  РУССКИЙ  ЯЗЫК

Класс: 3

Целевой  блок

Тема:    Выделение предложения из текста.

Цель:

Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Уточнение  и  обогащение  представлений  об  окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);  Формирование  первоначальных  «дограмматических»  понятий  и развитие коммуникативно-речевых навыков;  Овладение различными доступными видами, средствами  и формами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений по предмету, обучение их «переносу» с учётом изменяющихся условий учебных, познавательных и других ситуаций;

Формировать БУД: осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; понятие и принятие своей роли в семье, школе, детском коллективе; определение своего места в социальном окружении (семья, школа, социум) с помощью взрослых; принятие окру­жающей действи­тельности  в соответ­ствии с возрастными и индивидуальными особенностям; проявление интереса к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослых; уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности; использование эле­ментарных правил поведения во взаи­модействии с окру­жающим миром с помощью взрослых; понимание  и соблю­дение  простой  ин­струкции  при вы­полнении учебных заданий, поручений с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; понимание  правил поведения в обще­стве (школа, обще­ственные места) и соблюдение  их с помощью взрослых; понимание  правил  безопасного и бе­режного поведения в природе и обще­стве и выполнение  их с помощью взрослых;

- умение вступать в коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением  школы, занятиями. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; Самостоятельность в выполнении учебных заданий; Умение вступать в контакт, работать в коллективе, использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем и одноклассниками; Умение обращаться за помощью и принимать помощь Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение ориентироваться в учебнике;

Планируемые результаты

Предметные: формирование интереса к изучению русского языка, коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; формирование первоначальных навыков письма в процессе овладения грамотой. Формирование интереса к изучению русского языка; Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой; Формирование элементарных представлений о русском  языке как средстве общения и источнике получения знаний; Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, способствовать овладению начальными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни,  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  способствовать овладению умением  слушать  и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; развитие умения общаться; развитие монологической и диалогической речи.

Инструментальный  блок

Задачи урока

Образовательные: Повторение сведений о предложении, полученных обучающимися в предшествующие годы обучения.

Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного и слухового внимания, фонематического слуха, элементарного звукового анализа, наглядно-образного и предметно-логического мышления, мелкой и общей моторики, активизации словарного запаса, произносительной стороны речи

Воспитывать:  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование мотивации универсальной нравственной компетенции, «становиться лучше», активности в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

Тип урока:

комбинированный урок

Учебно-методический комплекс:

учебник, «Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида. Авторы Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, Москва «Просвещение», 2018 г.  рабочая тетрадь, магнитная доска с набором креплений для картинок, таблиц, постеров;  касса  букв разрезной азбуки, наборное полотно;  наборы предметных картинок;   наборы сюжетных картинок по темам;

Организационно - деятельностный  блок

Основные понятия

Строчная буква, прописная буква,  слово, предложение.

Организация пространства

 фронтальная, индивидуальная работа, коллективная

Методы и приемы, используемые на уроке

Методы  стимулирования  и мотивации учебно-познавательной деятельности: речевая ситуация,  игровые методы: ситуации с игровыми  персонажами «Звуковичками»

Методы,  направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи: сообщение темы  с мотивирующим приемом

Методы  организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивные ( сообщение учителя; работа с учебником; )

Межпредметные связи

Чтение , речевая практика, мир природы и человека

Технология обучения

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся к уроку

3.Психологическая  настройка:

Будем мы писать красиво, правильно, неторопливо.

Тот, кто будет буквы знать, тот научится писать.

4. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для ужа, эта долька для котят, эта долька для утят, эта долька для бобра…

Ну а волку – кожура!

Проверяют готовность к уроку

Отработка упражнений пальчиковой гимнастики, повторение речитатива вслух совместно с учителем

Отработка умения слушать и понимать речь учителя, выполнять инструкцию на слух и по демонстрации

 

 

II.Постановка цели урока

  

 

III.  Актуализация  опорных знаний, предметных умений

1.Подготовительные упражнения на развитие скорописи и скоординированности движения рук, ориентации в разлиновке тетради:
 Раскроем тетрадь и запишем сегодняшнее число, выполним каллиграфическую минутку.

- Но прежде повторим наше правило:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Проверьте осанку, положение тетради.

2. Игра «Угадай слова»

-Внимательно посмотрите на слова, слоги рассыпались. Вам нужно правильно составите из них слова.

На доске слова: го по да, род го, до га ро, буз ар.

Какие слова поучились?

Поставь ударение в каждом слове.

А)  Прописывание буквы  с

Б) Повторение написания  слогов  в безотрывном соединении  са со сы ос ас ис

-определение  границы собственного знания/незнания

-  формирование умения слушать и понимать речь учителя

Упражнение в написании букв по показу и образцу учителя с  проговариванием, соблюдением наклона, интервала. Упражнение в составлении слогов из букв магнитной азбуки с четким проговариванием звуков, обозначение звука буквой.

 

IV. Введение в тему урока

1. Упражнение на сопоставление   с заданной буквой слов.

А)  Звуко-буквенный анализ слова : солнце

Упражнение в  выполнении звуко-буквенного анализа слов. Слушание информации учителя.  Осуществление самоконтроля: умение слушать и понимать речь других;

-строить свои высказывания

V.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала

1.  Работа с учебником.

с.3 №1

 -Кого и что ты видишь на рисунках?

- Прочитай предложения, сколько их?

Отработка умения ориентироваться в разлиновке тетради: различение строки и междустрочного пространства

Письмо с соблюдением наклона, ширины и высоты букв, правильным соединением букв.

ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА

ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ, КРЫЛЬЯМИ МАШУТ.

ПРОГНУЛИСЬ НАД ВОДОЙ, КАЧАЮТ ГОЛОВОЙ.

ПРЯМО И ГОРДО УМЕЮТ ДЕРЖАТЬСЯ, БЕСШУМНО НА ВОДУ САДЯТСЯ.

СЕЛИ, ПОСИДЕЛИ И СНОВА ПОЛЕТЕЛИ.

Выполняют упражнения по показу учителя, повторяют речитатив вслух совместно с учителем

Отработка двигательных упражнений с речитативом

 

VI. Развитие умений - применение новых знаний в условиях выполнения упражнений

1.Упражнение в составлении и написании предложений.

 -Найди предложения о солнце, о мальчике, о собаке.

Упражнение в написании слова с контролем правильного соединения букв по образцу

Упражнение в соотношении печатных и письменных букв, анализ слогов по звукобуквенной структуре с опорой на графическую схему.

VII. Самостоятельное творческое использование нового материала

1гр.Запиши предложения в порядке следования рисунков.

2гр.Спиши предложения о мальчике и собаке.

3гр.Списывание с письменного образца.

Списывание предложений с проговариванием:

  - Сколько в предложении слов? Как обозначили начало предложения? Как обозначили конец предложения?

Упражнение в списывании предложения с письменного образца с проговариванием и самопроверкой по образцу

Упражнение в определении количества слов в предложении.

Упражнение в построении графической схемы предложения.

 

Домашнее задание

Стр.3 №2

Диагностика результатов урока  (итог урока)

- Какую цель ставили? Достигли ли цели? Какая тема урока была?  Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА                                                      

Учебный предмет:  РУССКИЙ  ЯЗЫК

Класс: 3

Целевой  блок

Тема:    Выделение предложения из текста.

Цель:

Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Уточнение  и  обогащение  представлений  об  окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);  Формирование  первоначальных  «дограмматических»  понятий  и развитие коммуникативно-речевых навыков;  Овладение различными доступными видами, средствами  и формами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений по предмету, обучение их «переносу» с учётом изменяющихся условий учебных, познавательных и других ситуаций;

Формировать БУД: осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; понятие и принятие своей роли в семье, школе, детском коллективе; определение своего места в социальном окружении (семья, школа, социум) с помощью взрослых; принятие окружающей действительности  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям; проявление интереса к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослых; уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности; использование элементарных правил поведения во взаимодействии с окружающим миром с помощью взрослых; понимание  и соблюдение  простой  инструкции  при выполнении учебных заданий, поручений с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; понимание  правил поведения в обществе (школа, общественные места) и соблюдение  их с помощью взрослых; понимание  правил  безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполнение  их с помощью взрослых;

- умение вступать в коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением  школы, занятиями. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; Самостоятельность в выполнении учебных заданий; Умение вступать в контакт, работать в коллективе, использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем и одноклассниками; Умение обращаться за помощью и принимать помощь Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение ориентироваться в учебнике;

Планируемые результаты

Предметные: формирование интереса к изучению русского языка, коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; формирование первоначальных навыков письма в процессе овладения грамотой. Формирование интереса к изучению русского языка; Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой; Формирование элементарных представлений о русском  языке как средстве общения и источнике получения знаний; Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, способствовать овладению начальными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни,  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  способствовать овладению умением  слушать  и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; развитие умения общаться; развитие монологической и диалогической речи.

Инструментальный  блок

Задачи урока

Образовательные: Повторение сведений о предложении, полученных обучающимися в предшествующие годы обучения.

Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного и слухового внимания, фонематического слуха, элементарного звукового анализа, наглядно-образного и предметно-логического мышления, мелкой и общей моторики, активизации словарного запаса, произносительной стороны речи

Воспитывать:  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование мотивации универсальной нравственной компетенции, «становиться лучше», активности в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

Тип урока:

комбинированный урок

Учебно-методический комплекс:

учебник, «Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида. Авторы Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, Москва «Просвещение», 2018 г.  рабочая тетрадь, магнитная доска с набором креплений для картинок, таблиц, постеров;  касса  букв разрезной азбуки, наборное полотно;  наборы предметных картинок;   наборы сюжетных картинок по темам;

Организационно - деятельностный  блок

Основные понятия

Строчная буква, прописная буква,  слово, предложение.

Организация пространства

 фронтальная, индивидуальная работа, коллективная

Методы и приемы, используемые на уроке

Методы  стимулирования  и мотивации учебно-познавательной деятельности: речевая ситуация,  игровые методы: ситуации с игровыми  персонажами «Звуковичками»

Методы,  направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи: сообщение темы  с мотивирующим приемом

Методы  организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивные ( сообщение учителя; работа с учебником; )

Межпредметные связи

Чтение , речевая практика, мир природы и человека

Технология обучения

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся к уроку

3.Психологическая  настройка:

Будем мы писать красиво, правильно, неторопливо.

Тот, кто будет буквы знать, тот научится писать.

4. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для ужа, эта долька для котят, эта долька для утят, эта долька для бобра…

Ну а волку – кожура!

Проверяют готовность к уроку

Отработка упражнений пальчиковой гимнастики, повторение речитатива вслух совместно с учителем

Отработка умения слушать и понимать речь учителя, выполнять инструкцию на слух и по демонстрации

II.Постановка цели урока

  

III.  Актуализация  опорных знаний, предметных умений

1.Подготовительные упражнения на развитие скорописи и скоординированности движения рук, ориентации в разлиновке тетради:
 Раскроем тетрадь и запишем сегодняшнее число, выполним каллиграфическую минутку.

- Но прежде повторим наше правило:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Проверьте осанку, положение тетради.

2. Игра «Угадай слова»

-Внимательно посмотрите на слова, слоги рассыпались. Вам нужно правильно составите из них слова.

На доске слова: го по да, род го, до га ро, буз ар.

Какие слова поучились?

Поставь ударение в каждом слове.

А)  Прописывание буквы  с

Б) Повторение написания  слогов  в безотрывном соединении  са со сы ос ас ис

-определение  границы собственного знания/незнания

-  формирование умения слушать и понимать речь учителя

Упражнение в написании букв по показу и образцу учителя с  проговариванием, соблюдением наклона, интервала. Упражнение в составлении слогов из букв магнитной азбуки с четким проговариванием звуков, обозначение звука буквой.

IV. Введение в тему урока

1. Упражнение на сопоставление   с заданной буквой слов.

А)  Звуко-буквенный анализ слова : солнце

Упражнение в  выполнении звуко-буквенного анализа слов. Слушание информации учителя.  Осуществление самоконтроля: умение слушать и понимать речь других;

-строить свои высказывания

V.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала

1.  Работа с учебником.

с.3 №1

 -Кого и что ты видишь на рисунках?

- Прочитай предложения, сколько их?

Отработка умения ориентироваться в разлиновке тетради: различение строки и междустрочного пространства

Письмо с соблюдением наклона, ширины и высоты букв, правильным соединением букв.

ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА

ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ, КРЫЛЬЯМИ МАШУТ.

ПРОГНУЛИСЬ НАД ВОДОЙ, КАЧАЮТ ГОЛОВОЙ.

ПРЯМО И ГОРДО УМЕЮТ ДЕРЖАТЬСЯ, БЕСШУМНО НА ВОДУ САДЯТСЯ.

СЕЛИ, ПОСИДЕЛИ И СНОВА ПОЛЕТЕЛИ.

Выполняют упражнения по показу учителя, повторяют речитатив вслух совместно с учителем

Отработка двигательных упражнений с речитативом

VI. Развитие умений - применение новых знаний в условиях выполнения упражнений

1.Упражнение в составлении и написании предложений.

 -Найди предложения о солнце, о мальчике, о собаке.

Упражнение в написании слова с контролем правильного соединения букв по образцу

Упражнение в соотношении печатных и письменных букв, анализ слогов по звукобуквенной структуре с опорой на графическую схему.

VII. Самостоятельное творческое использование нового материала

1гр.Запиши предложения в порядке следования рисунков.

2гр.Спиши предложения о мальчике и собаке.

3гр.Списывание с письменного образца.

Списывание предложений с проговариванием:

  - Сколько в предложении слов? Как обозначили начало предложения? Как обозначили конец предложения?

Упражнение в списывании предложения с письменного образца с проговариванием и самопроверкой по образцу

Упражнение в определении количества слов в предложении.

Упражнение в построении графической схемы предложения.

Домашнее задание

Стр.3 №2

Диагностика результатов урока  (итог урока)

- Какую цель ставили? Достигли ли цели? Какая тема урока была?  Чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ро русскому языку на тему: "Текст. Тема. Главная мысль.

В конспекте представлены приёмы работы при знакомстве учащихся с основными речеведческими понятиями....

Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"

Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Текст" + презентация к уроку

Конспект + презентация  к уроку русского языка на тему "Текст"...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение "

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение "...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение"

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение"...

Урок по русскому языку "Предложение и текст"

laquo;Формирование представления о языке каксредстве общения в процессе развитиянавыков устной и письменной речи»...