Конспект урока по русскому языку "Выделение предложения из текста"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
Класс: 3 | ||
Целевой блок | ||
Тема: Выделение предложения из текста. | ||
Цель: | Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; Овладение различными доступными видами, средствами и формами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений по предмету, обучение их «переносу» с учётом изменяющихся условий учебных, познавательных и других ситуаций; Формировать БУД: осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; понятие и принятие своей роли в семье, школе, детском коллективе; определение своего места в социальном окружении (семья, школа, социум) с помощью взрослых; принятие окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям; проявление интереса к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослых; уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности; использование элементарных правил поведения во взаимодействии с окружающим миром с помощью взрослых; понимание и соблюдение простой инструкции при выполнении учебных заданий, поручений с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; понимание правил поведения в обществе (школа, общественные места) и соблюдение их с помощью взрослых; понимание правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполнение их с помощью взрослых; - умение вступать в коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, занятиями. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; Самостоятельность в выполнении учебных заданий; Умение вступать в контакт, работать в коллективе, использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем и одноклассниками; Умение обращаться за помощью и принимать помощь Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение ориентироваться в учебнике; | |
Планируемые результаты | Предметные: формирование интереса к изучению русского языка, коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; формирование первоначальных навыков письма в процессе овладения грамотой. Формирование интереса к изучению русского языка; Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой; Формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, способствовать овладению начальными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способствовать овладению умением слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; развитие умения общаться; развитие монологической и диалогической речи. | |
Инструментальный блок | ||
Задачи урока | Образовательные: Повторение сведений о предложении, полученных обучающимися в предшествующие годы обучения. Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного и слухового внимания, фонематического слуха, элементарного звукового анализа, наглядно-образного и предметно-логического мышления, мелкой и общей моторики, активизации словарного запаса, произносительной стороны речи Воспитывать: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование мотивации универсальной нравственной компетенции, «становиться лучше», активности в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; | |
Тип урока: | комбинированный урок | |
Учебно-методический комплекс: | учебник, «Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида. Авторы Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, Москва «Просвещение», 2018 г. рабочая тетрадь, магнитная доска с набором креплений для картинок, таблиц, постеров; касса букв разрезной азбуки, наборное полотно; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по темам; | |
Организационно - деятельностный блок | ||
Основные понятия | Строчная буква, прописная буква, слово, предложение. | |
Организация пространства | фронтальная, индивидуальная работа, коллективная | |
Методы и приемы, используемые на уроке | Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: речевая ситуация, игровые методы: ситуации с игровыми персонажами «Звуковичками» Методы, направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи: сообщение темы с мотивирующим приемом Методы организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивные ( сообщение учителя; работа с учебником; ) | |
Межпредметные связи | Чтение , речевая практика, мир природы и человека | |
Технология обучения | ||
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент | 1.Приветствие. 2.Проверка готовности учащихся к уроку 3.Психологическая настройка: Будем мы писать красиво, правильно, неторопливо. Тот, кто будет буквы знать, тот научится писать. 4. Пальчиковая гимнастика: Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для ужа, эта долька для котят, эта долька для утят, эта долька для бобра… Ну а волку – кожура! | Проверяют готовность к уроку Отработка упражнений пальчиковой гимнастики, повторение речитатива вслух совместно с учителем Отработка умения слушать и понимать речь учителя, выполнять инструкцию на слух и по демонстрации
|
II.Постановка цели урока |
|
|
III. Актуализация опорных знаний, предметных умений | 1.Подготовительные упражнения на развитие скорописи и скоординированности движения рук, ориентации в разлиновке тетради: - Но прежде повторим наше правило: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. -Проверьте осанку, положение тетради. 2. Игра «Угадай слова» -Внимательно посмотрите на слова, слоги рассыпались. Вам нужно правильно составите из них слова. На доске слова: го по да, род го, до га ро, буз ар. Какие слова поучились? Поставь ударение в каждом слове. А) Прописывание буквы с Б) Повторение написания слогов в безотрывном соединении са со сы ос ас ис | -определение границы собственного знания/незнания - формирование умения слушать и понимать речь учителя Упражнение в написании букв по показу и образцу учителя с проговариванием, соблюдением наклона, интервала. Упражнение в составлении слогов из букв магнитной азбуки с четким проговариванием звуков, обозначение звука буквой.
|
IV. Введение в тему урока | 1. Упражнение на сопоставление с заданной буквой слов. А) Звуко-буквенный анализ слова : солнце | Упражнение в выполнении звуко-буквенного анализа слов. Слушание информации учителя. Осуществление самоконтроля: умение слушать и понимать речь других; -строить свои высказывания |
V.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала | 1. Работа с учебником. с.3 №1 -Кого и что ты видишь на рисунках? - Прочитай предложения, сколько их? | Отработка умения ориентироваться в разлиновке тетради: различение строки и междустрочного пространства Письмо с соблюдением наклона, ширины и высоты букв, правильным соединением букв. |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ, КРЫЛЬЯМИ МАШУТ. ПРОГНУЛИСЬ НАД ВОДОЙ, КАЧАЮТ ГОЛОВОЙ. ПРЯМО И ГОРДО УМЕЮТ ДЕРЖАТЬСЯ, БЕСШУМНО НА ВОДУ САДЯТСЯ. СЕЛИ, ПОСИДЕЛИ И СНОВА ПОЛЕТЕЛИ. | Выполняют упражнения по показу учителя, повторяют речитатив вслух совместно с учителем Отработка двигательных упражнений с речитативом
|
VI. Развитие умений - применение новых знаний в условиях выполнения упражнений | 1.Упражнение в составлении и написании предложений. -Найди предложения о солнце, о мальчике, о собаке. | Упражнение в написании слова с контролем правильного соединения букв по образцу Упражнение в соотношении печатных и письменных букв, анализ слогов по звукобуквенной структуре с опорой на графическую схему. |
VII. Самостоятельное творческое использование нового материала | 1гр.Запиши предложения в порядке следования рисунков. 2гр.Спиши предложения о мальчике и собаке. 3гр.Списывание с письменного образца. Списывание предложений с проговариванием: - Сколько в предложении слов? Как обозначили начало предложения? Как обозначили конец предложения? | Упражнение в списывании предложения с письменного образца с проговариванием и самопроверкой по образцу Упражнение в определении количества слов в предложении. Упражнение в построении графической схемы предложения.
|
Домашнее задание | Стр.3 №2 | |
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Какую цель ставили? Достигли ли цели? Какая тема урока была? Чему научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
Класс: 3 | ||
Целевой блок | ||
Тема: Выделение предложения из текста. | ||
Цель: | Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; Овладение различными доступными видами, средствами и формами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности: умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений по предмету, обучение их «переносу» с учётом изменяющихся условий учебных, познавательных и других ситуаций; Формировать БУД: осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; понятие и принятие своей роли в семье, школе, детском коллективе; определение своего места в социальном окружении (семья, школа, социум) с помощью взрослых; принятие окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям; проявление интереса к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослых; уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности; использование элементарных правил поведения во взаимодействии с окружающим миром с помощью взрослых; понимание и соблюдение простой инструкции при выполнении учебных заданий, поручений с помощью учителя в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; понимание правил поведения в обществе (школа, общественные места) и соблюдение их с помощью взрослых; понимание правил безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполнение их с помощью взрослых; - умение вступать в коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, занятиями. Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; Самостоятельность в выполнении учебных заданий; Умение вступать в контакт, работать в коллективе, использовать принятые ритуалы взаимодействия с учителем и одноклассниками; Умение обращаться за помощью и принимать помощь Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение ориентироваться в учебнике; | |
Планируемые результаты | Предметные: формирование интереса к изучению русского языка, коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; формирование первоначальных навыков письма в процессе овладения грамотой. Формирование интереса к изучению русского языка; Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой; Формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, способствовать овладению начальными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способствовать овладению умением слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; развитие умения общаться; развитие монологической и диалогической речи. | |
Инструментальный блок | ||
Задачи урока | Образовательные: Повторение сведений о предложении, полученных обучающимися в предшествующие годы обучения. Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного и слухового внимания, фонематического слуха, элементарного звукового анализа, наглядно-образного и предметно-логического мышления, мелкой и общей моторики, активизации словарного запаса, произносительной стороны речи Воспитывать: осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; формирование мотивации универсальной нравственной компетенции, «становиться лучше», активности в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; | |
Тип урока: | комбинированный урок | |
Учебно-методический комплекс: | учебник, «Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида. Авторы Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, Москва «Просвещение», 2018 г. рабочая тетрадь, магнитная доска с набором креплений для картинок, таблиц, постеров; касса букв разрезной азбуки, наборное полотно; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по темам; | |
Организационно - деятельностный блок | ||
Основные понятия | Строчная буква, прописная буква, слово, предложение. | |
Организация пространства | фронтальная, индивидуальная работа, коллективная | |
Методы и приемы, используемые на уроке | Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: речевая ситуация, игровые методы: ситуации с игровыми персонажами «Звуковичками» Методы, направленные на принятие учеником учебно-познавательной задачи: сообщение темы с мотивирующим приемом Методы организации учебно-познавательной деятельности: репродуктивные ( сообщение учителя; работа с учебником; ) | |
Межпредметные связи | Чтение , речевая практика, мир природы и человека | |
Технология обучения | ||
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Организационный момент | 1.Приветствие. 2.Проверка готовности учащихся к уроку 3.Психологическая настройка: Будем мы писать красиво, правильно, неторопливо. Тот, кто будет буквы знать, тот научится писать. 4. Пальчиковая гимнастика: Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для ужа, эта долька для котят, эта долька для утят, эта долька для бобра… Ну а волку – кожура! | Проверяют готовность к уроку Отработка упражнений пальчиковой гимнастики, повторение речитатива вслух совместно с учителем Отработка умения слушать и понимать речь учителя, выполнять инструкцию на слух и по демонстрации |
II.Постановка цели урока |
| |
III. Актуализация опорных знаний, предметных умений | 1.Подготовительные упражнения на развитие скорописи и скоординированности движения рук, ориентации в разлиновке тетради: - Но прежде повторим наше правило: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. -Проверьте осанку, положение тетради. 2. Игра «Угадай слова» -Внимательно посмотрите на слова, слоги рассыпались. Вам нужно правильно составите из них слова. На доске слова: го по да, род го, до га ро, буз ар. Какие слова поучились? Поставь ударение в каждом слове. А) Прописывание буквы с Б) Повторение написания слогов в безотрывном соединении са со сы ос ас ис | -определение границы собственного знания/незнания - формирование умения слушать и понимать речь учителя Упражнение в написании букв по показу и образцу учителя с проговариванием, соблюдением наклона, интервала. Упражнение в составлении слогов из букв магнитной азбуки с четким проговариванием звуков, обозначение звука буквой. |
IV. Введение в тему урока | 1. Упражнение на сопоставление с заданной буквой слов. А) Звуко-буквенный анализ слова : солнце | Упражнение в выполнении звуко-буквенного анализа слов. Слушание информации учителя. Осуществление самоконтроля: умение слушать и понимать речь других; -строить свои высказывания |
V.Открытие новых знаний, первичное восприятие и усвоение нового материала | 1. Работа с учебником. с.3 №1 -Кого и что ты видишь на рисунках? - Прочитай предложения, сколько их? | Отработка умения ориентироваться в разлиновке тетради: различение строки и междустрочного пространства Письмо с соблюдением наклона, ширины и высоты букв, правильным соединением букв. |
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | ЛЕБЕДИ ЛЕТЯТ, КРЫЛЬЯМИ МАШУТ. ПРОГНУЛИСЬ НАД ВОДОЙ, КАЧАЮТ ГОЛОВОЙ. ПРЯМО И ГОРДО УМЕЮТ ДЕРЖАТЬСЯ, БЕСШУМНО НА ВОДУ САДЯТСЯ. СЕЛИ, ПОСИДЕЛИ И СНОВА ПОЛЕТЕЛИ. | Выполняют упражнения по показу учителя, повторяют речитатив вслух совместно с учителем Отработка двигательных упражнений с речитативом |
VI. Развитие умений - применение новых знаний в условиях выполнения упражнений | 1.Упражнение в составлении и написании предложений. -Найди предложения о солнце, о мальчике, о собаке. | Упражнение в написании слова с контролем правильного соединения букв по образцу Упражнение в соотношении печатных и письменных букв, анализ слогов по звукобуквенной структуре с опорой на графическую схему. |
VII. Самостоятельное творческое использование нового материала | 1гр.Запиши предложения в порядке следования рисунков. 2гр.Спиши предложения о мальчике и собаке. 3гр.Списывание с письменного образца. Списывание предложений с проговариванием: - Сколько в предложении слов? Как обозначили начало предложения? Как обозначили конец предложения? | Упражнение в списывании предложения с письменного образца с проговариванием и самопроверкой по образцу Упражнение в определении количества слов в предложении. Упражнение в построении графической схемы предложения. |
Домашнее задание | Стр.3 №2 | |
Диагностика результатов урока (итог урока) | - Какую цель ставили? Достигли ли цели? Какая тема урока была? Чему научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ро русскому языку на тему: "Текст. Тема. Главная мысль.
В конспекте представлены приёмы работы при знакомстве учащихся с основными речеведческими понятиями....
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"
Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст" + презентация к уроку
Конспект + презентация к уроку русского языка на тему "Текст"...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение "
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение "...
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст. Типы текстов" 3 класс
Урок открытия нового знания....
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение"
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Текст и предложение"...
Урок по русскому языку "Предложение и текст"
laquo;Формирование представления о языке каксредстве общения в процессе развитиянавыков устной и письменной речи»...