рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Чевтайкина Анна Семеновна

здесь размещена рабочая программа по русскому языку для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx66.41 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«РАССМОТРЕНО»             «СОГЛАСОВАНО»                                «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО                    Зам.  директора по УВР                   Директор школы

Руководитель                                 _______ / Э.О.Плодухина             _______ / Е.В.Агапова          

_______/ А.Л. Сивцова        «30»  08.  2021 года                       Приказ по школе №01-18-36/6

Протокол № 1 от                                                                          от «30»  08. 2021 г.

«27»  08. 2021 г.                                                                                                                    

Рабочая программа

по русскому языку для 1 класса

на 2021-2022 учебный год

                                                             

Составитель программы:

                                                                                       учитель Чевтайкина А.С.

                                   

с. Зыково, 2021 г.

            Рабочая программа составлена на основе учебного плана начального общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской  программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 1 – 4 классы  - М.:Просвещение,  2021г, программы  В.Г. Горецкого,  В.А. Кирюшкиной,  В.А. Виноградской, М.В. Бойкиной «Обучение грамоте» - М.: Просвещение, 2021г.  Программа разработана  с учетом  межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и  направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

            Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

  

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметными  результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология

продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

 

           Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

-называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов.

      Ученик научится:

Различать:

– слово и предложение;

– слово, слог, звук;

– звуки и буквы, звуки гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

Кратко характеризовать:

– звуки русского языка (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой);

– выбор способа обозначения твёрдости/мягкости согласного звука, а также звука [й,] (изученные случаи);

Решать учебные и практические задачи:

– соблюдать основные правила участия в общении на уроке;

– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);

– выделять предложение, слово из потока речи;

– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый, строить модель звукового состава слова из 4–5 звуков;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

– правильно обозначать  твёрдость и мягкость согласных и звук  [й’] (без случаев с разделительными знаками);

– обнаруживать орфограммы («опасные  места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог  жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного  звука;

– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);

– обозначать пробелами границы слов;

– писать большую букву в собственных именах;

– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

         – правильно писать ударные слоги  жи-ши, ча-ща, чу-щу; 

         – определять количество букв и звуков в слове;

         – списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

         – находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Ученик получит возможность научиться:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения; соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

– осознавать наличие разных задач речи и в связи с этим различать деловые сообщения  и словесные картинки;

– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления; использовать записки в общении со сверстниками, с близкими;

– замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»

– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

– различать слова по их  функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы  к словам-названиям (в том числе разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие?);  

– обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й,], а также пропуски, перестановки и замены букв) в специально предложенных записях и в собственных;

– обнаруживать орфограммы («опасности письма») на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другим  парным по глухости-звонкости согласным;

-проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

 -оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;

-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

-подбирать примеры с определенной орфограммой;

-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

 -разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

-оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

 Содержание учебного предмета

Обучение грамоте и развитие речи (166 ч.)

Добуквенный период (17 ч.)

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово,предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (80 ч.)

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письмен

ного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление   с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с

печатного образца. 

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные;

обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью  речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и мно-

жественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит  из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком. В ходе чтения текстов   даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием

произношения и написания.

Работа с текстом

На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

III. Работа с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание   продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

Фонетика. Звуки речи. Осознание смысло-различительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфавитом.

Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую   гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство  с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием   письменных прописных (заглавных)   и   строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.  Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания   текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография.  Знакомство с правилами правописания и их применение:

     •        раздельное написание слов;

•        обозначение  гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи— ши),

•        прописная (заглавная) буква в начале предложения,  в именах собственных;

•        перенос слов по слогам без стечения согласных.

Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюден 

Систематический курс

 

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные словаНахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речиМорфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

 

Тематическое планирование  

Тема

Количество

 часов

Период обучения грамоте:  

-

115

Подготовительный период

20

Букварный (основной) период

80

Послебукварный  период

15

Русский язык:

51

Наша речь

1

Текст, предложение, диалог

3

Слова, слова, слова

5

Слово и слог. Перенос слов. Ударение

4

Звуки и буквы

19

Итоговый диктант

1

Обобщение изученного

2

Итого

166

Календарно - тематическое планирование

 (период обучения грамоте - 115 часов)

п/п

Название темы урока

Кол – во часов

Дата провед.

План.

Факт.

Подготовительный период – 20 ч.
Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма.

1

01.09

01.09

Рабочая строка. Наклонные прямые.

1

02.09

02.09

Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные линии.

1

03.09

03.09

Полуовал. Линия с четвертным овалом.

1

06.09

06.09

Межстрочное пространство. Верхняя и нижняя линии строки. Овал. Полуовал.

1

07.09

07.09

Плавные линии. Большая и маленькая линия с закруглением внизу.

1

08.09

08.09

Маленькая и большая линия с закруглением внизу и вверху.

1

09.09

09.09

Полуовал. Овал.

1

10.09

10.09

Письмо элементов букв. Маленькая и большая наклонная линия.

1

13.09

13.09

Письмо элементов букв. Большая и маленькая  наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

1

14.09

14.09

Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.

1

15.09

15.09

Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

1

16.09

16.09

Письмо овалов и полуовалов.

1

17.09

17.09

Написание строчной буквы а. Ударные и безударные гласные звуки.

1

20.09

20.09

Написание заглавной  буквы А.

1

21.09

21.09

Написание строчной и заглавной букв о,О.

1

22.09

22.09

Написание строчной и заглавной буквы и, И.

1

23.09

23.09

Написание строчной буквы ы.

1

24.09

24.09

Написание строчной и заглавной буквы у, У.

1

27.09

27.09

Написание заглавной буквы У. Ударные и безударные гласные звуки.

1

28.09

28.09

Букварный (основной) период – 80 ч. 

1

Написание заглавной буквы Н.

1

29.09

29.09

Написание строчной буквы  с. Соотношение предложения с его схемой.

1

30.09

Написание  заглавной буквы С.

1

01.10

Написание строчной буквы  к. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль.

1

04.10

Написание заглавной буквы К.

1

05.10

Написание строчной буквы т.

1

06.10

Написание заглавной буквы Т. Звонкие и глухие согласные.

1

07.10

Повторение пройденного. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

08.10

Написание строчной буквы л.

1

11.10

Написание заглавной буквы Л.

1

12.10

Запись слов и предложений с опорой на слого-звуковой разбор.

1

13.10

Написание строчной буквы р.

1

14.10

Написание заглавной буквы Р.

1

15.10

Написание строчной буквы  в. Твёрдые и мягкие парные звуки.

1

18.10

Написание заглавной буквы В.

1

19.10

Написание заглавной буквы В. Списывание предложений с печатного текста.

1

20.10

Написание строчной буквы  е.

1

21.10

Написание заглавной буквы Е. Признаки предметов.

1

22.10

Написание строчной буквы  п.

1

25.10

Написание заглавной буквы П. 

1

26.10

Запись предложений по вопросам. Приёмы правильного списывания с печатного шрифта.

1

27.10

Написание строчной буквы  м.

1

28.10

Написание заглавной буквы М.

1

29.10

Письменные ответы на вопросы.

1

08.11

Написание строчной буквы  з.

1

09.11

Написание заглавной буквы З.

1

10.11

Написание слов и предложений с буквами з, З.

1

11.11

Написание строчной буквы  б

1

12.11

Написание заглавной буквы Б.

1

15.11

Наблюдение связей слов в предложении по числу (единственное, множественное).

1

16.11

Наблюдение связей слов в предложении по числу.

1

17.11

Написание строчной буквы  д.

1

18.11

Написание заглавной буквы Д.

1

19.11

Написание слов с буквами Д и Т.

1

22.11

Написание слов с буквами Д и Т.

1

23.11

Написание строчной буквы  я.

1

24.11

Написание заглавной буквы Я.

1

25.11

Написание строчной и заглавной буквы  я, Я.

1

26.11

Написание строчной и заглавной буквы  я, Я.  Алгоритм списывания с печатного текста..

1

29.11

Написание строчной буквы  г.

1

30.11

Написание заглавной буквы Г.

1

01.12

Написание слов с буквами Г и К.

1

02.12

Написание строчной буквы  ч. Алгоритм списывания с письменного шрифта.

1

03.12

Сочетания ча, чу.

1

06.12

Написание заглавной буквы Ч.

1

07.12

Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предложений.

1

08.12

Написание буквы  ь  в конце слова.

1

09.12

Написание буквы ь  в середине слова.

1

10.12

Написание строчной буквы  ш.

1

13.12

Написание заглавной буквы Ш.

1

14.12

Написание слов с сочетанием ши.

1

15.12

Написание строчной буквы  ж.

1

16.12

Написание заглавной буквы Ж.

1

17.12

Написание слов с сочетаниями жи, ши.

1

20.12

Сочетания жи, ши.

1

21.12

Написание строчной буквы  ё.

1

22.12

Написание строчной буквы  ё.

1

23.12

Написание заглавной буквы Ё.

1

24.12

Написание строчной буквы  й.

1

27.12

Списывание слов и предложений с буквой й.

1

28.01

Написание строчной буквы  х.

1

10.01

Написание заглавной буквы Х.

1

11.01

Написание строчной и заглавной буквы х, Х. 

1

12.01

Слова, противоположные по значению.

1

13.01

Написание строчной буквы  ю.

1

14.01

Написание заглавной буквы Ю.

1

17.01

Написание строчной и заглавной буквы ю, Ю.

1

18.01

Написание строчной буквы ц.

1

19.01

Написание заглавной буквы Ц.

1

20.01

Написание строчной и заглавной буквы ц, Ц.

1

21.01

Написание строчной  буквы э.

1

24.01

Написание заглавной буквы Э.

1

25.01

Написание строчной буквы  щ.

1

26.01

Сочетания ща, щу.

1

27.01

Написание заглавной буквы Щ.

1

28.01

Написание строчной буквы  ф.

1

31.01

Написание заглавной буквы Ф.

1

01.02

Письмо букв Ъ и Ь.

1

02.02

Письмо букв Ъ и Ь.

1

03.02

Послебукварный  период – 15 ч.

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

1

04.02

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

1

07.02

Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

08.02

Заглавная буква в именах собственных.

1

09.02

Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

1

10.02

Сопоставление текста и отдельных предложений. Списывание  с печатного текста.

1

11.02

Закрепление изученного. Сильные и слабые позиции гласных звуков.

1

14.02

Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием.

1

15.02

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

16.02

Правописание сочетаний жи-ши.

1

17.02

Правописание сочетаний ча-ща.

1

18.02

Правописание сочетаний чу-щу.

1

28.02

Алфавит и его значение.

1

01.03

Алфавит. Нахождение случаев расхождения звукового и  буквенного состава слов.

1

02.03

Закрепление изученного. Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста.

1

03.03

Обобщение пройденного.

1

04.03

Календарно - тематическое планирование

(русский язык – 51 час )

Тема урока

Кол-во

уроков

Дата

План.

Факт.

Наша речь (1 ч.)

1.

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей. Язык и речь. Устная и письменная речь           (общее представление).

1

07.03

Текст, предложение, диалог (3 ч.)

2.

Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

1

09.03

3.

Предложение  как группа слов, выражающая законченную мысль(общее представление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в письменной речи.

1

10.03

4.

Диалог (общее  представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложений.

1

11.03

5.

Проверь себя.

1

14.03

Слова, слова, слова… (5 ч.)

6.

Слово как единица языка и речи.  Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

15.03

7.

Слова-названия предметов, признаков, действий,  предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов.

1

16.03

8.

Тематические группы слов. Слова - названия предметов,   отвечающие на вопрос что? и кто?

1

17.03

9.

Какие слова мы называем вежливыми?

1

18.03

10.

Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.  Словари русского языка.

1

21.03

11.

Проверь себя.

1

22.03

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (4 ч.)

12..

Слово как минимальная произносительная единица.   Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Слово и слог.   Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.

1

23.03

13.

Перенос слов  (общее представление) . Правило переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

1

24.03

14.

Ударение ( общее представление). Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения.

1

25.03

15.

Ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём. Слогообразующая роль ударения.

1

04.04

16.

Проверь себя. Словарный диктант.(5сл)

1

05.04

Звуки и буквы –(22 ч.).

17.

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные обозначения звуков.

1

06.04

18.

Различие звуков от букв.

1

07.04

19.

Алфавит, или азбука. Значение алфавита. Алфавит.  .

1

08.04

20.

Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе  со словарями. Словарный диктант.

1

11.04

21.

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.

1

12.04

22.

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная  роль гласных звуков.

1

13.04

23.

Слова с буквой э. Слова с буквой э , которые пришли  в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов.

1

14.04

24.

Ударные и безударные гласные звуки.

1

15.04

25.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.    Особенности проверочного и проверяемого  слова.

1

18.04

26.

Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Знакомство с орфографическим словарём. Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя.

1

19.04

27.

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными.

1

20.04

28.

Буквы й  и  и . Звук  [й’] и  звук [и ]. Перенос слов с буквой й .

1

21.04

29.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для  обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков.

1

22.04

30.

Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь.

1

25.04

31.

Непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

1

26.04

32.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком.

1

27.04

33.

Правописание слов с мягким знаком.  Работа с текстом. Составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок.

1

28.04

34.

Особенности  глухих и звонких согласных звуков. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные  по глухости-звонкости согласные звуки.

1

29.04

35.

Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова.

1

02.05

36.

Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных.

1

03.05

37.

Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

1

04.05

38.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.

1

05.05

39.

Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки.

1

06.05

40.

Буквы шипящих согласных звуков.

1

10.05

41.

Проект «Скороговорки».

1

11.05

42.

Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн.

1

12.05

43.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

13.05

44.

Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу .Словарный диктант.

1

16.05

45.

Итоговый диктант.

1

17.05

46.

Заглавная буква (общее представление).

1

18.05

47.

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях.

1

19.05

48.

Заглавная буква  в кличках животных.

1

20.05

49.

Проект «Сказочная страничка»

1

23.05

50.

Повторение изученного.

1

24.05

51.

Повторение изученного.

1

25.05

Лист корректировки рабочей программы

в 2020 – 2021 учебном году

по русскому языку    

в 1 классе

Часов по плану –  _____

Дано фактически - _____

Корректировка рабочей программы произведена за счёт ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

31.05.2022 г.

                                                                     Учитель ____________/___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...