Материалы к уроку по русскому языку. Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чигрина Алена Владимировна

В разработке представлен конспект урока и приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx28.43 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Чигрина Алена Владимировна

Предмет: Русский язык

Дата проведения: 22.10.2020

Класс: 4 «А»

Тема: Наречие как часть речи

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Создать условия для ознакомления с новой частью речи – наречием

Задачи урока:

Дидактические: актуализировать знания о знакомых частях речи; познакомить учащихся с новой частью речи – наречием; учить задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются учить находить наречия в тексте.

Развивающие: развивать умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение работать в группах.

Методы: словесный (беседа, рассказ), практический (выполнение заданий), наглядный (презентация, карточки с заданиями).

Средства обучения:

 - для учителя: мультимедийный проектор, презентация, учебник Русский язык 4 класс 1 часть В.П. Канакина

- для учащихся: интерактивная доска, учебник Русский язык 4 класс 1 часть В. П. Канакина, карточки с заданиями

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностные

1.Организационный этап

Цель: мотивация к учебным действиям

1 минута

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»   Марсель Ашар

(Только имея хорошее настроение можно достигнуть цели.)

- Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, двадцать второе октября, классная работа.

-Не забывайте о посадке во время работы с тетрадью.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Анализируют эпиграф к уроку

Записывают число, классная работа

Ф

К – умение слушать и слышать друг друга

Ориентация на понимание причин успеха мотивационной деятельности

2.Актуализация опорных знаний

Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала

3 минуты

-Поиграем в игру «Назови лишнее».

Корень, имя существительное, глагол (корень, т.к. часть слова)

Сказуемое, подлежащие, словосочетание (словосочетание, не член предложения)

Хозяин, машина, прекрасный (прекрасный – прилагательное)

Приставка, корень, дополнение (дополнение – член предложения)

-Ребята, посмотрите на доску. Предложите задание.

-Вам нужно разделить слова на группы имя прилагательное, имя существительное, глагол.

Смеяться, красный, сегодня, поздно, солнце, туман, бежать, спешить, смешной, светит, счастливый, счастье, трава, хохотать, радостно, здесь, дворняга, пушистый, осень, гроздья, роняет, печально.

Играют в игру «Назови лишнее»

Делят слова на группы

Ф

Ф

К: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: овладевать умением выполнять учебные действия в устной форме.

П: умение извлекать информацию, делать логические выводы.

Осознание важности обучения на личностно-значимом уровне

3. Постановка цели и задач урока. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

7 минут

-Все ли слова вы отнесли к той или иной группе? (нет)

-Какие это слова? (сегодня, поздно, радостно, здесь, печально)

-Предположите, какой частью речи являются эти слова?

- Предположите, какой будет тема урока?

- Правильно, тема урока: “Наречие, как часть речи”.

-Поставьте цель на наш урок, что нужно узнать и чему научиться? (Узнать, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, узнать о правописание наречий и о их роли в предложение. Научиться находить наречия в тексте)

-Молодцы!

-Для того, чтобы достичь нашей цели нам придется наблюдать, размышлять, делать выводы.

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют цель урока

Ф

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

К- умение слушать и слышать друг друга

Р- принимать и сохранять учебную задачу

П: выполняют логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия)

Р – умение формулировать учебную задачу урока, планируют свою деятельность

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

15 минут

-Проведем небольшую исследовательскую работу.

-Прочитайте и сравните предложения.

1.Зазеленеют деревья.

2. Забегают по кочкам муравьи.

3.Прилетят к  нам пернатые гости

4.Зовёт их родная земля.

1.Скоро зазеленеют деревья.

2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи

3.Издалека прилетят к нам пернатые гости.

4.Сюда зовёт их родная земля.

-Чем отличаются предложения?

-Что делают эти слова? (Правильно, они уточняют, дополняют, делают предложение понятнее красивее.)

- Запишите в тетрадях словосочетания с данными словами, задавая вопрос (один ученик выполняет работу на доске).

Зазеленеют (когда?) скоро, (вр.)

Забегают (как?) хлопотливо, (приз.)

Прилетят (откуда?) издалека, (мест.)

Зовёт (куда?) сюда, (мест.)

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечает? Сделайте вывод.

- Закрепим полученные знания и познакомимся с другими признаками наречий.

-Работаем на карточках в парах. -Найдите наречия, на какой вопрос они отвечают, что обозначают? Разберите предложения по членам предложения и укажите части речи.

Горная тропинка шла вверх. Скоро ребята вышли на лесную поляну.

-Каким членом предложения являются наречия? (обстоятельством) С какой частью речи связаны наречия в предложении? (глагол) Сравним наши выводы с учебником на странице 74. Совпадают наши выводы с выводами авторов?

-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

-Работаем в карточках. По рядам. (Приложение 1)

-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам!        

Наречие не изменяется по временам!        

Наречие не изменяется по лицам!

Наречие не изменяется по падежам!

Наречие не изменяемая часть речи.

Сравним наш вывод с учебником на стр 73

-Запишем слова в словарь: впереди, медленно.

-Какой частью речи являются данные слова? (наречие)

-Какое окончание?

Сравнивают предложения в таблице

Делают вывод

Записывают словосочетания с наречиями и задают вопросы

Выполняют задание в парах и делают вывод о роли наречия в предложениях

Ф

Ф

И,Ф

П

Умеют задавать вопрос от главного слова к зависимому

Умеют находить в предложении главные и второстепенные члены предложения

К: Умение выстраивать свою речь в устной форме.

П: осуществление поиска информации.

Р: оценивают свои промежуточные результаты

5.Физминутка

1минута

Ф

К – умеют слушать и слышают друг друга

Установка на здоровый образ жизни

6. Первичная проверка понимания

Цель этапа: выявить понимание учащимся нового знания

8 минут

-Выполним упражнение 126.

-Что нужно сделать?

-Мы уже знаем какую роль выполняют наречия в предложения. Какую, напомните?

-Выполним упражнение устно, задавая вопрос к каждому наречию.

-Молодцы.

-Откройте тетради на печатной основе на стр 50, найдите упр 115.

-Что нужно сделать?

-Выполните упражнение самостоятельно, а затем проверим.

Выполняют упражнение 126

Выполняют задание в рабочей тетради самостоятельно

Ф,

И

Умеют находить в тексте наречия и задавать к ним вопросы

П – умеют работать и извлекать нужную информацию из учебника

К: строят устное речевое высказывание

К: умеют работать в парах, слышать и слушать друг друга

Осознают содержание прочитанного

8.Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, оценка и самооценка работы на уроке

5 минут

- Итак, мы неплохо поработали.

-Повторим, что такое наречие, а какие вопросы отвечает? Что еще узнали о наречии?

Оцените свою работу на уроке в листах самооценки.

-Сегодня на уроке я поставлю отметку «5» (ИМЯ). Они активно работали на уроке, отвечали на мои вопросы, выполняли верно задание.

Обобщают полученные знания

Оценивают себя

Ф

Р – умение оценивать свою работу и работу других

К – умение слушать и слышать других

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Предварительный просмотр:

1 карточка- 1 ряд

 Понаблюдайте!                                                     Обсудите!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел     (когда?)         рано  –     прилетели      (когда?)       рано;

                 запел            (               ?)                 -  запели             (______?)                      ;

                 проснулся   (________?)   _______-  проснулись     (______?)   __________;  

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

2 карточка -2ряд

Понаблюдайте!                                                     Обсудите!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                 пришла   (_______?)    _________;

                 пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

3 карточка -3 ряд

Понаблюдайте!                                                     Обсудите!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

4 карточка

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец:   1 л:   мы встаем      ( когда ? )     рано;

                  2 л:   вы встаете     (_______?)    _________;

                  3 л:   они встают    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

5 карточка -

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________________________________________________

Чего? __________________________________________________________________

Чему? __________________________________________________________________

Чем? ___________________________________________________________________

О чем? __________________________________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку Наречие как часть речи+ презентация

Тема: Наречие как часть речи.Цель урока:О - Дать общую характеристику наречия как части речи; показать отличие    наречия от других частей речи,Р - расширение словарного запаса, повтори...

Конспект урока по русскому языку "Наречие, как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Наречие, как часть речи.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях деятельнос...

урок русского языка "Наречие -неизменяемая часть речи"

Цель:- дать понятие о наречии как о части речи;- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении:- воспитывать у учащихся интерес к изучению ру...

Урок по русскому языку "Наречие как часть речи", 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Наречие как часть речи"...