Открытый урок по русскому языку "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Матявина Елена Петровна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_narechie.docx92.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс

Ход урока.

Организационный момент.

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

Я надеюсь на Вашу активность и взаимопомощь. Желаю нам плодотворной работы

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите 14 ноября, классная работа

Минутка чистописания.

-Наш урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Послушайте меня внимательно. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, готовы? Приступаем!

1. Безударная гласная в слове земля  …(е)

2.Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… (с)

3. Удвоенная согласная в слове тонна  …(н)

4. Буква, похожая на окружность…(о)

5. какая буква пишется у существительных женского рода после шипящих на конце …(ь)

- Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку, только честно, у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е с н о ь)

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- А какая орфоргамма есть в слове осень?

- Подберите проверочное слово (осенний)

-Что еще Вы можете сказать про это слово? (сущ, нариц, неодуш, ж.р., ед.ч, И.п.)

-Молодцы. Составьте предложение с этим словом(устно)

1 стадия. Вызов.

Актуализация знаний.

Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. И прежде, чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?

Для этого я предлагаю Вам составить интеллектуальную карту.

Прием «Интеллектуальная карта»

Возьмите лист белого цвета, составьте карту по изучаемой теме.

Я попросила вас вспомнить части речи не просто так, я предлагаю Вам выполнить след.задание

- Запишите  отрывок из стихотворения и подпишите какой частью речи выражены слова

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Посмотрите внимательно на предложение, скажите какое оно? (сложное)

- Докажите (3 грамосновы осень наступила, высохли цветы, глядят кусты)

- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

(что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые - прилагательное)

- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

- Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)

- Задайте вопрос (как ? уныло)

Постановка учебной задачи.

- Знакомы ли мы с вами с частью речи слова которой отвечают на вопрос как?

Значит, какую тайну нам предстоит открыть сегодня ( мы познакомимся с новой частью речи)

- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,

либо попробуйте предположить.

- И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). 

- Верно, тема нашего урока Наречие как часть речи. Признаки наречия.

- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).

- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

«Корзина идей»

  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Каким членом предложения является?
  • С чем связано в предложении?
  • Какую роль выполняют в речи?
  • Как изменяется?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия. Осмысление содержания.

Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.(Розовый)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах) и словами которые к ним относятся.

1)Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

2) Я возвращался с охоты вечером.

3) Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

4) Кругом ещё ярко светило солнце.

5) Я благополучно спустился с холма вниз.

- Проверим выполнения задания.

Поднималась (Где?) впереди, поднималась (как?) медленно

Возвращался (когда?) вечером;

Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо;

Светило (как?) ярко

Спустился (как?) благополучно

- Итак, на какие же вопросы отвечает наречие? (где, как,куда и т.д.)

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие. 

 Отвечаем на следующий пункт плана:

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной )

Рассказ о наречии (Винокуров Артем)

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом.

http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/192/191526/img1.jpg

-Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»

(это буквальный перевод).

-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)

- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.

Физминутка.

 

«Мозговой штурм» (работа в парах)

-А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия. Для этого возьмите лист зеленого цвета и ответьте на поставленный вопрос. Работаем в паре.

- Итак, какой вывод мы сделаем?  (Наречие неизменяемая часть речи)

-Так какой же мы свами сделаем вывод, кто поможет мне сформулировать определение наречию (Наречие-это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы как, где куда, когда и обозначает признак действия)

 - Давайте откроем учебник на стр. 74 и проверим, правы ли мы с вами?

«Творческая мастерская»

- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. Из слов, которые находятся в конвертах, надо составить предложение записать его и сделайте полный синтаксический разбор.

яркое, заблестело, солнышко, весело. (Весело заблестело яркое солнышко).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), простое).

- Назовите наречие? (весело)

- На какой вопрос отвечает? (как?)

- С какой частью речи связано? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством и подчеркивается: точка, тире).

Итог урока:

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

- Какие же открытии мы сегодня сделали?

С какой частью речи мы сегодня познакомились? (наречие)

- Что узнали о наречии? (один ученик пробует дать полный ответ на вопрос «Что такое наречие?»)

3 стадия. Рефлексия

Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

Домашнее задание.

Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...