Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку "Наречие как часть речи"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Матявина Елена Петровна

    Конспект открытого урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_uroka_narechie.docx92.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.

    Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

    Задачи:

    - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

    - (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

    - (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

    Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс

    Ход урока.

    Организационный момент.

    - Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

    Я надеюсь на Вашу активность и взаимопомощь. Желаю нам плодотворной работы

    - Откройте, пожалуйста, тетради, запишите 14 ноября, классная работа

    Минутка чистописания.

    -Наш урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

    - Послушайте меня внимательно. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, готовы? Приступаем!

    1. Безударная гласная в слове земля  …(е)

    2.Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… (с)

    3. Удвоенная согласная в слове тонна  …(н)

    4. Буква, похожая на окружность…(о)

    5. какая буква пишется у существительных женского рода после шипящих на конце …(ь)

    - Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку, только честно, у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

    ( е с н о ь)

    - Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).

    - Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

    - А какая орфоргамма есть в слове осень?

    - Подберите проверочное слово (осенний)

    -Что еще Вы можете сказать про это слово? (сущ, нариц, неодуш, ж.р., ед.ч, И.п.)

    -Молодцы. Составьте предложение с этим словом(устно)

    1 стадия. Вызов.

    Актуализация знаний.

    Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. И прежде, чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?

    Для этого я предлагаю Вам составить интеллектуальную карту.

    Прием «Интеллектуальная карта»

    Возьмите лист белого цвета, составьте карту по изучаемой теме.

    Я попросила вас вспомнить части речи не просто так, я предлагаю Вам выполнить след.задание

    - Запишите  отрывок из стихотворения и подпишите какой частью речи выражены слова

    Осень наступила,

    Высохли цветы,

    И глядят уныло

    Голые кусты.

    - Посмотрите внимательно на предложение, скажите какое оно? (сложное)

    - Докажите (3 грамосновы осень наступила, высохли цветы, глядят кусты)

    - Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

    (что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые - прилагательное)

    - У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

    - Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)

    - Задайте вопрос (как ? уныло)

    Постановка учебной задачи.

    - Знакомы ли мы с вами с частью речи слова которой отвечают на вопрос как?

    Значит, какую тайну нам предстоит открыть сегодня ( мы познакомимся с новой частью речи)

    - Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,

    либо попробуйте предположить.

    - И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). 

    - Верно, тема нашего урока Наречие как часть речи. Признаки наречия.

    - Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).

    - Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?

    «Корзина идей»

    • Что обозначает?
    • На какие вопросы отвечает?
    • Каким членом предложения является?
    • С чем связано в предложении?
    • Какую роль выполняют в речи?
    • Как изменяется?

    - У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

    2 стадия. Осмысление содержания.

    Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

    - Для открытия нового знания выполним задание на карточках.(Розовый)

    Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах) и словами которые к ним относятся.

    1)Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.

    2) Я возвращался с охоты вечером.

    3) Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.

    4) Кругом ещё ярко светило солнце.

    5) Я благополучно спустился с холма вниз.

    - Проверим выполнения задания.

    Поднималась (Где?) впереди, поднималась (как?) медленно

    Возвращался (когда?) вечером;

    Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо;

    Светило (как?) ярко

    Спустился (как?) благополучно

    - Итак, на какие же вопросы отвечает наречие? (где, как,куда и т.д.)

    - Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

    - На какие же ещё вопросы может отвечать наречие. 

     Отвечаем на следующий пункт плана:

    - Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

    - Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

    - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной )

    Рассказ о наречии (Винокуров Артем)

    Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом.

    http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/192/191526/img1.jpg

    -Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»

    (это буквальный перевод).

    -А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)

    -Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)

    - Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.

    Физминутка.

     

    «Мозговой штурм» (работа в парах)

    -А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия. Для этого возьмите лист зеленого цвета и ответьте на поставленный вопрос. Работаем в паре.

    - Итак, какой вывод мы сделаем?  (Наречие неизменяемая часть речи)

    -Так какой же мы свами сделаем вывод, кто поможет мне сформулировать определение наречию (Наречие-это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы как, где куда, когда и обозначает признак действия)

     - Давайте откроем учебник на стр. 74 и проверим, правы ли мы с вами?

    «Творческая мастерская»

    - Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. Из слов, которые находятся в конвертах, надо составить предложение записать его и сделайте полный синтаксический разбор.

    яркое, заблестело, солнышко, весело. (Весело заблестело яркое солнышко).

    (Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), простое).

    - Назовите наречие? (весело)

    - На какой вопрос отвечает? (как?)

    - С какой частью речи связано? (с глаголом)

    - Что обозначает наречие? (признак действия)

    - Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством и подчеркивается: точка, тире).

    Итог урока:

    - Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

    - Какие же открытии мы сегодня сделали?

    С какой частью речи мы сегодня познакомились? (наречие)

    - Что узнали о наречии? (один ученик пробует дать полный ответ на вопрос «Что такое наречие?»)

    3 стадия. Рефлексия

    Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…

    А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

    Домашнее задание.

    Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

    Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....

    Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

    Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....

    Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

    Знакомство со служебными частями речи....

    Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

    Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

    Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

    Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

    Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

    Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...