Работа над ошибками в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку

Корнева Любовь Ивановна

Памятка работы над ошибками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samost-rabota.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Важными условиями работы над ошибками является учет ошибок, их предупреждение и преодоление.

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.

Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Важное звено в обучении правописанию имеет самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.

Приемы самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий.

Приемы самостоятельной работы учащимися:

  1. исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми значками на полях;
  2. объяснение правописания тех слов, в которых были допущены ошибки;
  3. подбор проверочных слов к данным словам;
  4. выбор слов из словаря для сопоставления и проверки написания;
  5. взаимопроверка работ учащимися;
  6. подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
  7. подбор примеров, противоположных по написанию;
  8. письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
  9. выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.

Работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками».

В этой «Памятке» даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму.

Полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных словариков с разделом «Мои ошибки». Такие слова учитель должен включать в тренировочные упражнения, творческие и контрольные работы.

Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец как исправить эту ошибку. Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила.

Как надо работать над ошибками (памятка для ученика)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,  обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай как он пишется, и напиши еще два слова с этим же суффиксом. Выдели суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.

Памятка.

  1. Перенос слов: ма – ленький, малень – кий.
  2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн, нч, нщ.

Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.

Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун.

  1. Большая буква в именах собственных.

Санкт – Петербург – название города.

Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество.

С Жучкой – кличка животного.

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

гро'зы – гроза', сне'г - снега'.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Грибы – гриб, шуба – шубка.

  1. Непроизносимые согласные.

Солнышко – солнце, но: опасен – опасный.

  1. Правописане приставки.

Из садика; но переход.

  1. Разделительные Ъ и Ь знаки.

Подъезд, вьюга.

  1. Раздельное написание предлога со словом.

В лес, в густой лес.

  1. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж.р., мяч – м.р.

  1. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.

  1. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл., Д.П. (по степи)

Читали (о чём?) об улице – 1 скл., П.п. (о земле)

Мечтал (о сём?) о космосе – 2 скл., П.П. (о коне)

  1. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на –ить, не исключение, 1 спр.) – пишет

Смотреть (исключение, 2 спр.) – смотришь

  1. Глаголы 2 лица единственного числа. Играешь – 2л., ед.ч.

Работа по памятке

К традиционной палочке на полях, обозначающей орфографическую ошибку, приписывается номер орфограммы, помещенной в памятке.

После проверенной работы пропускается две строчки и пишется «Работа над ошибками».

Далее выполняется работа над ошибками строго по памятке.

        Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

  1. самостоятельное отыскивание и исправление ошибок;
  2. самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков;
  3. самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;
  4. составление предложений со словами, в которых допущена ошибка;
  5. работа с орфографическим словарем;
  6. выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Работа над ошибками в начальной школе

Памятка поможет учащимся самостоятельно работать над своими ошибками....

Работа над ошибками в начальной школе

Памятка по выполнению работы над ошибками для обучающихся начальной школы....

Памятк для работы над ошибками в начальной школе

Памятки для работы над ошибками по русскому языку и математике...

Система работы над ошибками в начальной школе

Данный материал посвящен методам и приемам работы над ошибками в начальной школе....

Памятка работы над ошибками в начальной школе

Памятка работы над ошибками в начальной школе...