Русский язык, 3 класс «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Русский язык, 3 класс. Программа "Школа России" Тема урока: "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

технологическая карта урока, рабочий лист, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

«Правописание родовых окончаний имен прилагательных»

Класс

3

Цель

Закрепить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных, уметь распознавать имена прилагательные в предложении , устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род.

Задачи

 

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.

Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания родовых окончаний имен прилагательных

Исправлять ошибки в написании родовых окончаний имен прилагательных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Планируемые  результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение, уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия.

 Регулятивные УУД.

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

 Коммуникативные УУД.

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы.

Познавательные УУД.

Предметные:

- умение  определять родовые окончания имён прилагательных;

- умение составлять устную схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

Межпредметные связи

построение графика

Ресурсы:

Проектор, экран, презентация, рабочие листы

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в парах.

 

Этапы урока

 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. 

Организационный момент.

Цель:

-Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

 

- Здравствуйте, дорогие  ребятаПеред вами лежат рабочие листы, пожалуйста подпишите их. Обратите внимание, что после ФИ есть лента, которая разделена на пять окошек, столько заданий мы должны выполнить на уроке. После каждого выполненного задания вы должны оценить свою работу. Если после выполненного задания у вас всё получилось, вам было легко и вы довольны своей работой, вы должны раскрасить окошко зелёным цветом. Если у вас почти всё получилось, но вы допустили ошибки вам нужно раскрасить окошко жёлтым цветом. Если у вас было много ошибок, вам многое непонятно и вам нужна помощь раскрасьте окошко красным цветом.

 (Коммуникативные, Регулятивные УУД)

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Записывают в рабочих листах.

Объясняют, где встречаются данные сочетания

Выдвигает проблему.

 

Минутка чистописания

- На доске слайд. На слайде записаны соединения букв.

ая       ое        ый     ее  яя    ой     ый

В какой части слова мы можем увидеть соединение этих букв?

Дети отвечают (Окончания имён прилагательных)

- Запишите соединения до конца строки

Фронтальная работа

III.  Формулировка темы урока, постановка цели

Цель:

-создание условий для формулировки учащимися темы урока;

Задача:

организовать постановку цели урока детьми.

Формулируют тему урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Вам нужно дописать пропущенную часть слова в словосочетаниях.

смешн… котёнок   красив… цветок беленьк…зайчик сильн… метель    светл… небо

А какой часть речи являются эти слова? Какую часть слова вы дописывали? Выделите окончания.  А почему окончания оказались разными?  Как вы думаете? ( сущ разного рода)

Если не ответят (На какой вопрос отвечают имена прилагательные в словосочетаниях?)

СЛАЙД  Проверьте свою работу. Оцените свою работу. Как вы справились с этим заданием. Предположите, какая будет тема урока, что будем изучать?

- Тема урока: «Правописание родовых окончаний имён прилагательных»

Учащимся на уроке  предстоит составить алгоритм для определения рода имён прилагательных и его окончаний. (Регулятивные УУД)

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

IV. Работа по теме урока.

Цель:

-Отработка навыка правописания родовых окончаний имён прилагательных

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа. Исправляют ошибки в предложениях. Работа в парах.

Организует фронтальный опрос

 

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

 

Прочитайте. Найдите и исправьте ошибку в тех словах перед которыми стоит цифра. Цифра перед словом,  в котором вы искали ошибку, расположена в нижней части графика. Родовые окончания  имён прилагательных находятся с левой его стороны. Вам нужно поставить точку на пересечении линий. Если в первом слове вы вписали окончание -ый, тогда точку ставите на пересечении соответствующих линий. Отметьте все точки и соедините их по порядку. Проверьте слайд

Почему окончания должны быть такими? Как вы узнавали от чего это зависит? Прилагательные согласовываются в роде и числе с именами существительными. Поставьте плюсик под цифрой, если окончания определили верно и минус если допустили ошибку. Посчитайте количество плюсов и впишите соответствующую цифру в квадратик.

Стоит  (1) чудесная день.

Светит (2) яркий солнце.

Блестит (3) серебристый трава.

Стучит (4) весенное капель.

Дует (6) свежая ветерок.        

IV. Работа по теме урока.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.(Познавательные УУД) 

V. Физминутка.

 

 

Я прошу вас принять удобную позу, расслабиться, закрыть глаза. Послушайте стихотворение и попробуйте представить такую картину.

А. Фет «Чудная картина»

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

На счёт три откройте глаза. Какие слова вам помогли представить красоту природы? (прилагательные)А какие окончания у имён прилагательных?

VI. Контролирующее задание

 Цели:

- проверка освоения учащимися умения определять родовые окончания имён прилагательного мужского женского и среднего рода.

-проверить знания учащихся по теме урока

 

 

1.Выбирают нужное прилагательное, указывают род, выделяют окончания.

2. Работа в парах. Проверяют и оценивают.

Фронтальная работа.

Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу.

Организует

оценочные высказывания учащихся.

 

 

Прочитай. Выбери имена прилагательные.  По алгоритму найди существительное задай вопрос от имени существительного, укажи род, выдели окончания. Первое предложение выполним вместе.

Сегодня (отличная, замечательный, чудесное) день.

Вдали ( старинная, каменный, таинственное) крепость.

Слайд. Проверьте . Оцените свою работу.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания(Познавательные УУД)

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Взаимопроверка выполненной работы

Называют правило, на которое опирались при выполнении задания (Коммуникативные УУД, (Познавательные УУД )

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Задачи:

- подвести итог проделанной работе на уроке

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся

на уроке.

- Какие задачи ставили? Достигли цели?

 

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

(Регулятивное УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

VII.Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневниках

Дает:

-комментарий к домашнему заданию

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

Голуб… небо.

Речка голуб….,

Голуб… дымок на берегу.

Поле золот…, солнце золот….,

Золот… Родина моя.        

        

Приложение 1.

Вид работы

Критерии

Баллы

Оцениваю сам

Оценивает сосед

Оценивает учитель

1

Минутка чистописания

Умение писать правильно и красиво

Правильно и аккуратно

Правильно, но не аккуратно

Не правильно и грязно

2.

Словарная работа

Умение писать словарные слова.

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

3.

Составление предложения.

Умение составлять предложения, разбирать по членам.

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

4.

Группировка по орфограммам

Умение группировать слова по орфограммам

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

5

Самостоятельная работа

Умение изменять словосочетания (сущ.=прил.) по падежам

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

6

Орфографическая пятиминутка

Умение составлять словосочетания, умение объяснить правильное написание

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

7

Творческая работа

Умение составлять связный текст из прилагательных

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

0 б

>2 ошибок

8.

Обобще

ние знаний о прилага

тельном

Знание свойств имён прилагательных (тест)

Нет ошибок

1 ошибка

2ошибки

>2 ошибок

0 б

21-24 балла – «5»

20-16  баллов  - «4»

15-8  баллов -  «3»

Менее 7 баллов «2»

Приложение 2

Тест.

Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета,
б) предмет.
в) действие предмета.

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом,
б) с существительным.

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) -ой, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.

5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) -ой, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -й, -ый, -ий,
б) -ая, -яя,
в) -ое, -ее.

Приложение 3

Работа по карточкам.

Лист контроля.

Для ребят, испытывающих трудности:

Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

Голубое небо, 
Речка голубая, 
Голубой дымок на берегу.
Поле золотое, солнце золотое,
Золотая Родина моя.

Для ребят более одаренных.

Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня (отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Какое (ясн.., голуб.., лазурн..) небо!
Впереди виден (густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу (высок.., зелен.., могуч..) деревья.
Вдали (старин.., камен.., таинствен..) крепость.
Мы идем по (узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.

Выделите окончания прилагательных.

Творческая работа

Сегодня

отличный
замечательный
чудесный

день

Какое?

ясное
голубое
лазурное

небо

Какое?

спокойное
синее 
тихое

море

Впереди

небольшой
одинокий
таинственный 
незнакомый

остров

На берегу

чистый
тёплый 
жёлтый

песок

Какая?

изумрудная
сочная 
зелёная

трава

Вдали

старинная
каменная 
таинственная

крепость

Мы садимся в шлюпку и плывём к

незнакомому
удивительному 
чудесному

острову

1-й рассказ:

Сегодня замечательный день. Какое ясное небо, какое синее море! Впереди небольшой остров. На берегу чистый песок и зелёная трава. Вдали старинная крепость. мы садимся в шлюпку и плывём к незнакомому острову.

2-й рассказ:

Сегодня чудесный день какое лазурное небо, какое спокойное море! Впереди незнакомый остров. На берегу жёлтый песок и изумрудная трава. Вдали таинственная крепость. мы садимся в лодку и плывём у удивительному острову.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _____________________________________________________________

1. Допиши пропущенную часть слова в словосочетаниях.

смешн_________      котёнок

красив_________      цветок

беленьк________      зайчик        

сильн__________      метель

светл__________       небо

        

2. Составь алгоритм определения рода имён прилагательных и его окончаний. Расставь номера алгоритма.

____ По роду имени существительного и вопросу определи род имени прилагательного.

____ Найди имя существительное, определи его род.

____ Выдели окончание.  

____ Задай от имени существительного вопрос к имени прилагательному.

3. Найди и исправь ошибки в предложениях.

Стоит   (1)чудесная   день.

          Светит   (2)яркий   солнце.

Блестит   (3)серебристый   трава.

Стучит   (4)весенное   капель.

Дует   (5)свежая   ветерок.

     

           Построй график.


                          1             2             3            4             5            

         

                                                             

4. Прочитай. Выбери имена прилагательные.  По алгоритму задай вопрос, укажи род, выдели окончания.

 

Сегодня (отличная, замечательный, чудесное) день.

Вдали (старинная, каменный, таинственное) крепость.

5. Прочитай. Впиши окончания имён прилагательных.

Голуб______      небо.

          Речка голуб_____,

Голуб_______  дымок на берегу.

Поле золот_______, солнце золот_______,

Золот_______ Родина моя.

6. Впиши родовые окончания имён прилагательных. Раскрась рисунок.

https://educationalcoloringpages.com/wp-content/uploads/2014/05/flower9.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ой ый ий ая яя ое ее

Слайд 3

смешн ой котёнок красив ый цветок беленьк ий зайчик сильн ая метель светл ое небо

Слайд 5

Тема урока: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Слайд 6

Алгоритм. 1. Найди имя существительное, определи его род. 2. Задай от имени существительного вопрос к имени прилагательному. 3. По роду имени существительного и вопросу определи род имени прилагательного. 4. Выдели окончание.

Слайд 8

1 2 3 4 5 -ый -ий -ая -яя -ое

Слайд 9

1 2 3 4 5 -ый -ий -ая -яя -ое

Слайд 11

Сегодня замечательный день. Вдали старинная крепость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание родовых окончаний имен прилагательных."

Ковалева Людмила Ивановна.Данный материал использовался при изучении темы "Имя прилагательное"....

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Урок русского языка в 3 классе. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

В основу урока положен проблемно-поисковый метод решения учебной задачи. На уроке использованы коллективные и групповые формы работы....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"

Урок проводится в 3 классе (возраст детей - 9-10 лет).Материал урока способствует развитию умений изменять имена прилагательные по родам в единственном числе, образовывать словосочетания, состоящие из...

Интегрированный урок по русскому языку и развитию речи «Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Толерантность»

Цели:1. Образовательные:-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;-развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами с...