ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мельникова Людмила Ивановна

Формировать представление детей о местоимениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Личные местоимения»

Цель: актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:   - формировать представление детей о местоимениях;

                - совершенствовать навык правильного употребления местоимений

                   в речи;

                - формировать регулятивные УУД - навыки контроля и

                   самоконтроля;

                - способствовать формированию коммуникативных УУД – умению

                   работать в парах.

Оборудование: презентация; учебник Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой; рабочие листы.

                                       

Ход урока

I.Организация класса.

                                    Дыхательная гимнастика.

- Ребята, закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.

II. Словарная работа.

  1. - Посмотрите внимательно на таблицу со словами. Какие это слова?                                                                                                              СЛАЙД 2

- Запоминаете их в течение минуты.

- Запишите те, которые запомнили.

за.ц

к.рова

м.дведь

п.тух

с.бака

с.рока

в.р.бей

в.рона

л.сица

2. - Сколько слов записали? Проверьте правильность написания. (Самопроверка: без ошибок -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3).     СЛАЙД 3

3. - Дайте общее название этой группе слов. (Животные)

- Ответьте письменно на вопросы:                                                         СЛАЙД 4

1). На какие 2 группы делятся животные по образу жизни?( Животные бывают дикими и домашними.)

2). Чем питаются животные? (Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами.)

3). В какое время года могут выводиться детёныши у животных?( У животных могут выводиться детёныши в любое время года.)

- Прочитайте  текст. Запишите текст в тетрадь.

- Какую речевую ошибку вы обнаружили? (Повторяется слово ЖИВОТНЫЕ)                                                                                                                     

- Отредактируйте текст. (Работа простым карандашом)            СЛАЙД 5

- Какую часть речи использовали?

-Вместо какой части речи встали местоимения? (Имен существительных)

IV. Постановка целей и задач.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Местоимения.)

В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна группа указывает на лица, поэтому местоимения называются личными.(Мы сегодня узнаем о личных местоимениях)                                                                   СЛАЙД 6

- Что такое местоимение? Что нового вы можете узнать о нем? Обсудите в парах ответ. (Какие бывают местоимения и как изменяются)

Выслушать мнения детей.

V. Углубление знаний.

1.- Какие местоимения вы знаете, назовите?

Послушайте стихотворение и доскажите недостающее слово. Постарайтесь запомнить встретившиеся местоимения.                                        СЛАЙД -7

2. - Откройте страницу 26 учебника, прочитайте текст упражнения 2.

- Составьте задания к данному тексту. (Работа в парах)

- Какие задания вы составили?   (Заменить повторы слов местоимениями.)

-Вместо какой части речи употребили местоимения? (Имя сущ-е) 

Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

Выполнение заданий: 1 вариант – о солнце, 2 вариант – о Каштанке. Взаимопроверка.(без ошибок – «+»)

3. - Сделайте вывод. Что мы сейчас сделали? (Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова).

- Как вы думаете, место какой части речи заняли в предложении новые слова?  (Существительное)

- Можно ли сказать, что местоимения называют конкретный предмет или они на него только указывают?    СЛАЙД -8

- Дайте понятие, что такое местоимение?   СЛАЙД -9                                       

4. Игра «Открой секрет».                                                          СЛАЙД -10

- Какой секрет в этом упражнении?(В словах «спрятались» местоимения) Задание на зелёном фоне – более лёгкое, на красном – более трудное. Выберите, какое вы будете выполнять и приступайте. Запишите местоимения в тетрадь через запятую.

Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Поменять, любимый, синего, ананас, мнение, намёк, квас, аквамарин, стих, дремучий.

Самопроверка. (Если первый вариант сделали правильно – 1балл, второй – «+»)                                                                                         СЛАЙД -11

ФИЗМИНУТКА

Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если любую другую часть речи, топаете.

Ребята, они, деловой, оно, она, метла, снег, он, горка, учиться, я, ты, друг, вы, ученики, мы.

5. Три лица местоимений.

Рассмотреть, как подразделяются местоимения по лицам и числам. Заполнить распечатанные листы для тетради-помощницы.    СЛАЙД -12

- С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя? (Я)

- А несколько человек указывают на себя? (МЫ)                      СЛАЙД -13

- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к своему другу? (ТЫ)

- Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам? (ВЫ)                                                                   СЛАЙД -14

- С помощью какого местоимения вы укажите на человека мужского пола, который не участвует в разговоре? (ОН)

- Какое местоимение поможет вам указать на предмет среднего рода? (ОНО)

- Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, не участвующего в разговоре? (ОНА)

- С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят? (ОНИ)                                                                              СЛАЙД -15-16

ФРОНТАЛЬНО: -какое местоимение относится к ед.ч 1 лица? (Я)

                             - к ед.ч. 3 лица (он, она,оно)

                             - к мн.ч 2 лица (вы)

6. Игра «Четвертое - лишнее»   

    СЛАЙД -17

VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

  1. Тест.

                                                                                        СЛАЙДЫ 18-22

1). Найди лишнее:

 я  ты   как она

2). Найди признак личного местоимения:

Называет предмет

Указывает на предмет, не называя его

Указывает на действие предмета

Служит для связи слов в предложении

 3). Каким членом предложения является местоимение?

   Он долго ходил около школы.

Сказуемым

Подлежащим

Определением

Дополнением

4).Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

5). Определи лицо и число местоимения ВЫ

Взаимопроверка теста. (без ошибок -5баллов, 1 ош. – 4б., 2-3 ош.- 3 балла,)                                                                        СЛАЙД 23

VII. Рефлексия.           СЛАЙД 24

 Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой.

На уроке я работал  …

Своей работой на уроке я  …

 Урок для меня показался  …

 За урок я  …

 Мое настроение  …

VIII. Итог. Выставление оценок.

Домашнее задание: с. 27-29 правила, с.30 Упр. 7.             СЛАЙД 25


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Личные местоимения» 4 класс

Слайд 3

о н я / + д ревня е

Слайд 4

т и ца / + л сица и

Слайд 5

, , , а р кета а

Слайд 6

, , , , , о ок л о о

Слайд 7

л ш м лина а

Слайд 8

, и , г р зон о и т

Слайд 9

Словарная работа Д е ревня, л и сица, р а кета, о к о л о , м а лина , г о р и зонт .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.

Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...