Технологическая карта урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нефедова Ирина Александровна

В материалах: технологическая карта, приложение и  презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока  русского языка  

  по теме: «Род имён существительных»  

УМК «Школа России»

                                                                                                                                           

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

Нефедова Ирина Александровна

Тема урока

 Род имён существительных

Цель

Создать условия для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

 Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

   

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация

- Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

- Карточки для работы в парах

- Кластер  «Имя существительное»

-Смайлики для рефлекесии.

Формы работы

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий, использование кластера, как одного из методов критического мышления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.

1.Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

- Итак, приступим к делу. Прочитайте слова, записанные на доске.

Терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

 Все ли  из данных качеств вам понадобятся сегодня на уроке?

 Какой частью речи являются данные слова?

Про что же мы продолжим говорить на уроке?

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок,

проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний.

-Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме на данный момент. Перед вами карточки с ответами (да или нет). Если вы согласны с утверждением, то поднимайте карточку с ответом «да», если нет, то «нет».

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные в начальной форме отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Имя существительное «стол» в форме единственного числа? (Да!)

Имя существительное «Москва» пишется со строчной буквы? (Нет!)

Обобщение

Учащиеся работают с карточками

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять,

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3

Чистописание

- Прочитайте цепочку из букв (ОРД).

- Назовите каждую букву грамотно.

- Что вы можете сказать о каждом звуке? (фонетика)

Пропишите буквы в тетради по образцу.

Составьте из данных букв слово. (род)

Объясните значение слова -род.

Найдите к этому слову однокоренные слова (устно):

Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.

Запомните это слово, в нем будет заключаться тайна нашего урока.

Учащиеся пишут в тетрадях

4.

5.

Орфографическая работа.

Постановка проблемы.

На доске слова: н…чной, д…ждливые, м…рской, в…селый, л…довый, тр…вяной.

Найдите проверочные слова, вставьте пропущенную букву, подчеркните ее.

Запишите слова. Что их объединяет? (часть речи -имя прилагательное, орфограмма- проверяемый безударный гласный). Найдите в этой цепочке  лишнее слово, по какому признаку вы его нашли? Разберите его по составу (у доски).

Образуйте от имен прилагательных однокоренные слова, чтобы они были именами существительными в начальной форме.

Ночь, дождь, море, веселье, лёд, трава.

На какие группы вы сможете разделить эти слова?

- В чем затруднение?

 Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)-тема на доске

Какие задачи мы перед собой поставим?(на доске)

Вы знаете, а я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало – то значит, кто-то непременно должен прийти. Слышали о такой примете? И я вам даже скажу больше - по упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего?

Например, если упадёт вилка или ложка - говорят, придёт женщина, а если упадёт нож - то придёт мужчина.

 А почему так определяют?

- Какая стоит перед нами 1 задача?

- Послушайте сказку. В сказке вы найдете ответ на наш вопрос.

Грамматическая сказка о том,  как у существительных род появился

Что нового вы узнали из сказки?

Какого рода бывают имена существительные?

На какие три группы делятся существительные?

Выполнили мы первую задачу урока?   Кому было трудно?

Какую 2 задачу мы поставили перед собой?. Это наша следующая задача.

А может кто-то догадался, как определить род имён существительных? (памятка у каждого)

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

Давайте сделаем вывод.

Учебник (знакомство с правилом),с.25

Фронтальная работа с учащимися

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить…  (новое знание при выполнении заданий)

ответы детей

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

6.

Применение полученных знаний и умений

Давайте вернемся к нашим словам и распределим их в 3 столбика.(работа у доски)

Дети, как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам? По

родам имена существительные не изменяются , т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

Работа детей

Дети работают у доски и в тетради

 

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Физминутка.

Если называю имена сущ .женского рода -должны присесть девочки, мужского рода- мальчики, среднего рода -все вместе хлопаем: парта, стол, ручка, пенал, цветок, дерево, доска, яблоко, машина, велосипед.

Выполняют двигательные упражнения

А)Работа в парах

Б)Работа с учебником

Распредели слова в 3 столбика по родам: (задание дети формулируют самостоятельно)

Труд, стол, девочка, зло, радость, мир, ссора, дружба, веселье, снежки, солнце,дерево.

- А какое слово вызвало у вас затруднение?

- Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?

с.25 упр.39?

Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.

Снежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа.

Поставить это существительное  в форму единственного числа.

Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

В)Фронтальная работа

 

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

  (ж.р метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка)

 (с.р.солнце, небо, облако)

(м.р.снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод)

Ответы детей

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Работа с кластером по теме «Имя существительное.»

Рефлексия «Светофор»

Дети соотнесите свои смайлики с одним из слов.

Скажите, почему я выбрала именно эти слова? Как эти слова соотносятся с нашей темой?

Домашнее задание: на выбор

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

-нарисовать по 3 предмета каждого рода;

Заполнение кластера детьми

Сложность- красный смайлик

Понимание-зеленый смайлик

Вопрос- желтый смайлик

 

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,

оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.



Предварительный просмотр:

1.Узнаем какого рода бывают имена существительные.

2.Научимся определять род имён существительных.

3. Будем применять полученные знания при выполнении заданий.

СЛОЖНОСТЬ

ПОНИМАНИЕ

ВОПРОС

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИ-

ТЕЛЬНЫХ.



Предварительный просмотр:

ДА   НЕТ

ДА   НЕТ

ДА   НЕТ

ДА   НЕТ

ДА   НЕТ

Ж.Р.

М.Р.

С.Р.

Труд, стол, девочка, зло, радость, мир, ссора, дружба, веселье, снежки, солнце,дерево.

Труд, стол, девочка, зло, радость, мир, ссора, дружба, веселье, снежки, солнце,дерево.

Труд, стол, девочка, зло, радость, мир, ссора, дружба, веселье, снежки, солнце,дерево.

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.

А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».
В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.

И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.
Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.

Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это ЗАНЯТИЕ. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.

Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми ссорамии сказала: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».

 Девочкам и мальчикам был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

     

    

    

      

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестнадцатое февраля. Классная работа.

Слайд 2

Терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

Слайд 4

Н … чной , д… ждливые , м… рской , в… селый , л… довый , тр … вяной .

Слайд 5

Н о чной , д о ждливые, м о рской, в е селый, л е довый, тр а вяной.

Слайд 6

. Ночь, дождь, море, веселье, лёд, трава.

Слайд 7

Кластер «Имя существительное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»...

технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"

Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме: Число имён существительных.

Урок отработки умений и рефлексии. Учащиеся закрепят умение определять число имени существительного и изменять имя существительное по числам....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Число имён существительных"

Материал относится к уроку русского языка для 3 класса по программе "Школа России"....