Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка по теме « Род имён существительных»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока русского языка

по теме « Род имён существительных»

Учитель: Гореликова  Алла Юрьевна

ОУ: ГБОУ лицей № 486                      Класс: 3 А

УМК «Начальная школа XXI века»

Учебный предмет

Русский язык

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

создание условий для  обобщения знаний по теме «Род имён  существительных» 

Задачи урока

- воспитывать интерес к языку и культуру учебного труда;

 - развивать у учащихся умения исследовать и анализировать при определении рода неизменяемых имён существительных;

-  развитие речевых умений,  внимания, мышления; формирование навыков грамотного письма.

Используемые образовательные технологии

Здоровье сберегающий подход, информационно-коммуникативные технологиии, индивидуальный и дифференцированный подход

Образовательные ресурсы и оборудование

учебник «Русский язык» С.Иванов, А.О.Евдокимова и др.  для 3 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, презентация к уроку, мультимедийный проектор, экран, ПК

Планируемый результат

личностный:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения;

- высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных:  формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками  и учителем, умения выражать свои мысли;

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Настрой на работу в стих.форме

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

 И урок сейчас начнём.

Подготовка класса к работе

Правила посадки, положение тетради

Слайд №2

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Физминутка для глаз.

Сидя за партой: движение глазами влево-вправо, вверх-вниз, над доской-на  нос (по 5 раз каждое движение), закрыть глаза- открыть.

Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро! – сказало.

-Доброе утро! – кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься -

 -А дождик в окно

Стучит, да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро, друзья, все равно…

Придумано мудро:
-Доброе утро!

Желаю вам доброго дня и солнечного настроения.

А как ещё мы приветствуем друг друга?

Узнайте род имён существительных день, вечер, ночи, утро.

Как узнать род имени существительного?

Выполняют минутку чистописания;

Тренировка  написания буквы Д,д;

Запись словосочетаний:

 Добрый день, доброе утро,  добрый вечер.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют род сущ.: день (м.р.,), утро (ср.р.),  вечер (м.р.)

Называют слова-помощники для определения рода имён существительных: ж.р. – она, м.р. – он, ср.р. – оно.

Чтобы узнать род имени существительного, надо заменить существительное одним из слов – он, она, оно. Слайд № 3

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Создает проблемную ситуацию.

Слайд  №4.

Распределите имена существительные в столбики по родам:

Марка, окно, воробей, игрушка, луч, яблоко, книга, солнце, машина, дождь, кенгуру.

Всё ли получилось?

Что не получилось? (разошлись мнения: кенгуру – ср.р. и  м.р.) Кто прав?

Алгоритм определения рода подходит для всех имён существительных?

Что же сегодня надо обсудить?

Проверьте себя.

 Слайд № 5.

Ставят цели урока,  уточняют тему урока.

Марка, игрушка, книга, машина – ж.р.

Воробей, луч, дождь – м.р.

Окно, яблоко, солнце  - ср.р.

Запомним: кенгуру – м.р.

Обсудим, как узнать род неизменяемых имён существительных, тренируемся в определении рода имён существительных.

Слайд № 6

Регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: постановка вопросов;
познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

Логические – формулирование проблемы 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Обратите внимание, что написано в учебнике о роде  неизменяемых имен существительных. (Стр.163)

Слайд №7 Определите род следующих имён существительных:

Кафе, шимпанзе, кино, шаль, кофе, шасси.

Значение всех ли слов вам понятно?

Слайды №8, №9, № 10.

Составьте словосочетание прил.+ сущ. со словами шаль и шасси, запишите словосочетания.

Кафе (ср.р.), шимпанзе(м.р.), кино(ср.р.), шаль (ж.р.), кофе (м.р.), шасси (ср.р.)

Шасси – ср.р. -  1) основная часть автомобиля, трактора и др.транспортного средства, рама, на которой укрепляется кузов, двигатель, все механизмы и детали;

2) взлётно-посадочное устройство самолета.

Шаль – ж.р. – 1)большой вязаный или тканый платок;

2)отложной воротник с цельными отворотами, обычно закруглёнными.

Запись: тёплая шаль – ж.р.

огромное шасси – ср.р.

Регулятивные: планирование работы, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,

доказательство;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
 

 Физминутка

Карусели, карусели,

Мы с тобой  в машину сели  и поехали (повороты туловища влево-вправо).

Карусели, карусели,

Мы с тобою в лодку сели и поплыли (имитируют движения   гребцов)

Карусели, карусели,

Мы с тобой в ракету сели и полетели (руки в стороны),

И полетали и приземлились (присели-встали).

 

5. Первичное закрепление.

Упр.2 (стр. 163) – устно.

Прочитайте предложения.

Какие слова  могут помочь определить род существительных?

Что вы можете сказать об имени прилагательном, которое зависит от имени существительного?

Имена прилагательные помогут определить род существительных: метро (какое?)  московское.

Московское метро – ср.р.

Забавный кенгуру – м.р.

Крепкий кофе – м.р.

Делаем вывод: имя прилагательное согласуется с именем сущ. в роде, ставится в той же форме, что и имя сущ. Слайд № 11

Познавательные: общеучебные- умение структурировать задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Самостоятель-

ная  работа с самопроверкой по эталону

Организует работу в парах.

Упр.3 (стр.163)

Задание:  поставьте слова в нужную форму и запишите сочетания слов.

Упр.5 (стр. 164) – устно.

Ответьте на вопрос:

 Может ли слово не иметь рода?  

Самостоятельная работа в парах.

 

Осуществляют самопроверку, при необходимости пользуются словарем.

Читают диалог и отвечают на вопрос: «Существительное  не может не иметь рода. Род неизменяемых существительных

надо запомнить»

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и  осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня  усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке:

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое самым трудным?

Домашнее задание:

Стр. 164 упр. 4

Высказывания учащихся.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...