Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку

следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1          ч.1 ст.4
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»).
  • примерной программой  начального общего образования.  Русский язык 1-4 классы: – М.: Просвещение;
  • авторской программой В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык».1-4 классы. Сборник рабочих программ: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: – М.: Просвещение;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
  • основная образовательная программа МКОУ Березовской СОШ СОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx96.41 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку 1 -4  класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3  ст.47; п.1          ч.1 ст.4
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. N 1241;от 22.09.2011 г N 2357; от 18.12.2012 г. N 1060; от 29 декабря 2014 г. N 1643 и от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373»).
  • примерной программой  начального общего образования.  Русский язык 1-4 классы: – М.: Просвещение;
  • авторской программой В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык».1-4 классы. Сборник рабочих программ: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: – М.: Просвещение;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
  • основная образовательная программа МКОУ Березовской СОШ СОО.

Цели и задачи реализации учебного предмета

Целями  изучения  предмета  «Русский  язык»  в  начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Задачи реализации учебного предмета:

1.  Формирование  первоначальных  представлений  о  единстве  и  многообразии  языкового  и  культурного  пространства России,  о  языке  как  основе  национального  самосознания.

2.  Развитие  диалогической  и  монологической  устной  и письменной  речи.

3.  Развитие  коммуникативных  умений.

4.  Развитие нравственных и эстетических чувств.

5.  Развитие  способностей  к  творческой  деятельности.

Программа  определяет  ряд  практических  задач,  решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами  и  условиями  общения;

• формирование  у младших  школьников  первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование  навыков   культуры   речи   во  всех  её   проявлениях,  умений  правильно  писать  и  читать,  участвовать  в диалоге,  составлять  несложные  устные  монологические  высказывания  и  письменные  тексты;

• воспитание  позитивного  эмоционально-ценностного  отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению  его уникальности и чистоты;

• пробуждение  познавательного  интереса  к  языку,  стремления совершенствовать свою речь.

На изучение программы по русскому языку отводится:

 1 класс (письмо): 4 ч х 23 недели = 92 часов, 1 класс (Систематический курс): 4 часа х 10 недель = 40 часов,

 2 класс: 5часов х 34 недель = 119 часов,

 3 класс: 5часов х 34 недель = 119 часов,

 4класс: 5часов х 34 недель = 119 часов.

2. Результаты освоения программы

 Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  

 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории  

 и культуре других народов.  

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.  

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.  

 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.  

 8. Развитие  этических  чувств,  доброжелательности  и  эмоционально-  

 нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

 людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  

 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  

 мотивации к  творческому  труду,  к  работе  на  результат,  бережному

 отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.  

3. Использование знаково-символических средств представления информации.  

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.  

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.  

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  

 в устной и письменной формах.  

 7. Овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

 отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.  

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.  

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».  

 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,  

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в  соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1 класс

 • различать звуки и буквы;  

• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;  

 • знать  последовательность  букв  в  русском  и  родном  алфавитах,   пользоваться алфавитом  для  упорядочивания  слов  и  поиска  нужной  информации.

 • различать предложение, словосочетание, слово;  

 • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами   в словосочетании и предложении;  

 - признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие,  твердые и мягкие;

 - обозначение на письме мягкости согласных с помощью букв е, ё, ю, и,  я, ь;

 - названия, порядок букв русского алфавита;  

 - правила переноса слов;  

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;  

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях  

- составлять небольшой текст (5-6 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его.  

2 класс

 - различать  пары  согласных  по  звонкости  –  глухости,  твердости  –   мягкости:

 - обозначать на письме мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, и,  я, ь;

 - знать признаки предложения и текста;  

- производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;  

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;  

- писать по диктовку слова, предложения, текст из 30 – 40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; писать без ошибок безударные гласные проверяемые ударением  

 - различать изменяемые и неизменяемые слова;  

 - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;  

 - находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.  

 - выявлять слова, значение которых требует уточнения;  

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.  

- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;  

- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;  

- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены  предложения;

3 класс

 - знать признаки однородных членов предложения;  

 - определять грамматические признаки имён существительных — род,   число, падеж, склонение;

 - определять грамматические признаки имён прилагательных — род,  число, падеж;

 - определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в  прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени).

4 класс

 - выделять предложения с однородными членами.  

 - различать  второстепенные  члены  предложения  -  определения,   дополнения, обстоятельства;

 - различать в речи простых и сложных предложений;  

 - правила правописания безударных окончаний имен существительных   в форме единственного и множественного числа;  

 - изменение  имен  прилагательных  по  падежам,  начальную  форму,   склонение,   правила   правописания   безударных   падежных   окончаний  прилагательных;

 - изменение личных местоимений по лицам;  

- неопределенную форму глагола, спряжение глагола в настоящем и будущем времени, изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, правило правописания безударных окончаний, ь в неопределенной форме и в окончании глагола;  

 - значимые части слова;  

 - безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;  

- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;  

 - самостоятельно озаглавливать текст;  

 - составлять план текста;  

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.  

3. Содержание программы

1 класс (Обучение грамоте)

 

Виды речевой деятельности Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного

 общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника,

 чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Нахождение информации,   заданной   в   тексте,   в   явном   виде.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

 Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.

         Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,  просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения.

 Интонационное  выделение  звуков  в  слове.  Звуковой  анализ  слова.

         Число и последовательность звуков в слове.

 Изолированный звук  (выделение,  называние,  фиксация  фишкой).

Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

 Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами.     Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

 Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

 Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

 Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений  (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова.

 Слово и предложение (различение).

Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

 Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.

 Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;  

 – перенос слов по слогам без стечения согласных;  

 – знаки препинания в конце предложения.  

Развитие речи Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и

 при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

 1 класс (Систематический курс)

 Наша речь (2 ч)

 Научиться различать речь устную и письменную.

 Текст, предложение, диалог (3 ч)

Научиться различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту, составлять текст из деформированных предложений, выделять предложения в речи, определять границы предложений, различать диалог.

 Слова, слова, слова…(4 ч)

Научиться определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения, различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета, наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, составлять текст по рисунку и опорным словам.

 Слово и слог. Ударение. (5 ч)

Научиться различать слово и слог, классифицировать слова по количеству в них слогов, определять путем наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую, развивать творческое воображение.

 Определять ударение в слове, различать ударные и безударные слоги.

 Звуки и буквы (26 ч)

Научиться различать звуки и буквы, правильно называть в алфавитном порядке, применять знание алфавита при пользовании словарями, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове, находить безударную гласную написание которой нужно проверять, различать проверочное и проверяемое слово, различать в слове согласные звуки по их признакам и буквы обозначающие согласные звуки, находить слова с удвоенной согласной и усвоить правила переноса, различать согласный звук Й и гласный звук И, твердые и мягкие согласные, определять работу букв И, Е, Е, Ю, Я после согласных в слове, переносить слова с ь знаком, находить парные согласные, различать проверочное и проверяемое слово, правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, собственные имена. Научиться правильно составлять ответы на вопросы, рассказ по рисунку.

2 класс

 Наша речь (4ч)

 Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

 Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста.

 Построение текста. Воспроизведение текста.

 Предложение (12 ч)

 Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

 Слова, слова, слова… (17 ч)

 Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова.

Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

 Звуки и буквы (45 ч)

 Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука.

Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими  звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным.

 Разделительный мягкий знак (ь).

 Части речи (30 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи.

 Текст-рассуждение. Предлоги.

 Повторение (11 ч)

3 класс

 Язык и речь.(1 ч)

 Виды речи. Речь, ее назначение. Речь- отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

 Текст. Предложение. Словосочетание.(10 ч)

 Признаки текста:   смысловая   связь   предложений   в   тексте, законченность,  тема,  основная  мысль.  Построение  текста:  вступление, основная часть, заключение.

 Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

 Виды предложений   по   цели   высказывания   (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России- Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.  

Предложения с обращением. Состав предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения.  Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного

 и зависимого слов при помощи вопроса.  

 Слово в языке и речи.(16 ч)  

 Лексическое значение слова.  

 Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания  

и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарем,   словарями синонимов и антонимов.

 Омонимы. Использование омонимов в речи. Работа со словарем омонимов.

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.

 Работа со словарем фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.  Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.

 Проект «Рассказ о слове».

 Состав слова.(8 ч)

 Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне.

Сложные слова. Работа со словарем однокоренных слов. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем. Правописание сложных слов. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов.  Проект «Семья слов».

 Правописание частей слова.(27  ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

 Правописание слов с безударными гласными в корне.

 Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.

 Формирование уважительного отношения к истории языка.

 Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

 Части речи (51 ч)

 Значение и    употребление    имен    существительных    в    речи.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных.  Проект «Тайна имени».

 Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Род имен существительных. Имена существительные общего рода. Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности. Формирование навыка культуры речи: норм согласования. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. Падеж имен существительных. Определение падежа, неизменяемые имена существительные. Работа с таблицей « Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.  

Лексическое значение имен прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тесте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

 Художественное и научное описания. Использование имен прилагательных в тексте-описании. Составление текста – описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.

 Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Родовые окончания имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов,-ин, по падежам. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

 Повторение и углубление представлений о личных местоимениях.  Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Морфологический разбор личных местоимений. Совершенствовать умение употреблять местоимения в речи.

 Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Формы глагола.  Число  глаголов.  Времена  глагола.  Род  глаголов  в  прошедшем  времени.  Родовые окончания глаголов ( -а,-о). Правописание частицы НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

 Повторение (6 ч)

 Закрепить пройденный материал.

4 класс

 Повторение (14 ч)

Наша речь и наш язык. Текст.

Предложение. (4 ч.)

Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

 Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

 Слово в языке и речи (11 ч)

 Лексическое  значение  слова.  Состав  слова.  Значимые  части  слова.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Части речи.(7 ч. )

 Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

 Имя существительное (29ч)

 Изменение по  падежам.  Три  склонения  имен  существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

 Имя прилагательное (21 ч)

 Повторение  и  углубление  представлений  об  имени  прилагательном.

Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

 Личные местоимения (7 ч)

 Местоимение.   Изменение   по   падежам   личных   местоимений. Правописание местоимений.

 Глагол (18ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II  спряжение глаголов.  Правописание  глаголов  с  безударными  личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

 Повторение (8 ч)

 

4.  Учебно-тематический план

 1 класс  - Обучение грамоте (письмо)

N п/п

Тема

Количество часов

1

Письмо

59

2

Графика

8

3

Слово и предложение

5

4

Орфография

12

5

Развитие речи

8

ИТОГО

92

1 класс (Систематический курс)

1

Наша речь

2

2

Текст, предложение, диалог

3

3

Слова, слова, слова

4

4

Слово и слог. Ударение

5

5

Звуки и буквы

26

Итого

40

2 класс     

N п/п

Тема

Количество часов

1

Наша речь

4

2

Предложение

12

3

Слова, слова, слова…

17

4

Звуки и буквы

45

5

Части речи

30

6

Повторение

11

Итого

119

3 класс   

N п/п

Тема

Количество часов

1

Язык и  речь

1

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

10

3

Слово в языке и речи

16

4

Состав слова

8

5

Правописание частей слова

27

6

Части речи

51

7

Повторение

6

Итого

119

   

4 класс   

N п/п

Тема

Количество часов

1

Повторение.

14

2

Предложение

4

3

Слово в языке и речи

11

4

Части речи

7

5

Имя существительное  

29

6

Имя прилагательное  

21

7

Личные местоимения  

7

8

Глагол

18

9

Повторение

8

Итого

119

 

Контрольные работы по русскому языку 1 класс

Ф. И.____________________________________________________

Диктант.

1.Подчеркни в словах буквы, которыми обозначены гласные звуки:

дятел, ёж, журавль, мышь, орёл

2.Обозначь в словах ударение и раздели на слоги:

Ученики,  муравей, азбука, арбуз.

3 .Зачеркни лишнюю букву:

а, у, о, ё, й, и, ы

4.Закончи предложение:

У лисы пушистый _____________________________.

У зайца длинные _____________________________.

У волка острые ______________________________.

5. Составь из слов предложение и запиши его:

идёт, каток, Саша, на

6.Сколько предложений в тексте? Отметь правильный ответ

Дети играют в прятки. Саша водит. Аня и Коля спрятались. Саша, ищи!

  1.                                   4                                    5

7. Сделать звуко-буквенный разбор слова коньки

8. Спишите текст

Я люблю читать. Тётя Оля подарила мне книгу о животных. Там много картинок.

Цели работы:

  1. Проверить умения писать предложения под диктовку.
  2. Проверить умения находить гласные буквы.
  3. Проверить умения находить ударные слоги в словах.
  4. Проверить умения распространять предложения подходящими по смыслу словами.
  5. Проверить умения в составлении предложений из заданных слов.
  6. Проверить умения находить границы предложений и определять их количество в заданном тексте.
  7. Проверить умение делать звуко-буквенный разбор.
  8. Проверить умение списывать печатный текст.

                                       Текстовый диктант.

Зима. Вася идёт на каток. С ним его товарищи Коля и Света. Хорошо на катке!

                                                      « 5»  - 22-24 б

                                                      « 4»  – 18-21 б        

                                                     « 3» — 14-17 б        

        Меньше 14 б- ученик не справился

Итоговая контрольная работа.  1 класс. (для учителя)

Диктант

Осы

Был тёплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой. (22 слова)


Грамматические задания              1 вариант
1.Запиши слова. Раздели на слоги и поставь ударение.

Король, Ирина, дуб, Ольга, зайка, машина, мальчик.

2.Выполни звуко-буквенный разбор.

Книга - … слог.,  … букв, …. звуков.

Юла -… слог.,  …букв, …. звуков.

3.Составь из слов предложение и запиши его.

идёт, школу, Дима, в.        

Грамматические задания             2 вариант

  1. Запиши слова. Раздели на слоги и поставь ударение.

Дорога, Алина, конь, Ира, майка, кушать, коньки.

  1. Выполни звуко-буквенный разбор.

Котик – … слог.,  … букв, ….звуков.

Конь -…  слог.,  … букв, ….звуков.

  1. Составь из слов предложение и запиши его.

плывёт, Коля, реке, по.

Грамматические задания             2 вариант

1.Запиши слова. Раздели на слоги и поставь ударение.

Дорога, Алина, конь, Ира, майка, кушать, коньки.

2.Выполни звуко-буквенный разбор.

Котик – … слог.,  … букв, ….звуков.

Конь -…  слог.,  … букв, ….звуков.

3.Составь из слов предложение и запиши его.

 плывёт, Коля, реке, по.

Грамматические задания              1 вариант

  1. Запиши слова. Раздели на слоги и поставь ударение.

Король, Ирина, дуб, Ольга, зайка, машина, мальчик.

  1. Выполни звуко-буквенный разбор.

Книга - … слог.,  … букв, …. звуков.

Юла -… слог.,  …букв, …. звуков.

3.Составь из слов предложение и запиши его.

идёт, школу, Дима, в.        

Контрольные работы по русскому языку 2 класс

Проверочная  работа  по  русскому  языку  2  класс  по  теме  «Наша  речь».

Тест.

1.  Ребята  собрались  во  дворе,  им  нужно  договориться  об  игре  в  футбол.  Какой  речью  будут  пользоваться  дети?  

а)   устной    

б)  письменной

в)  речью  про  себя

г)  определить  нельзя

2.  Какая  пословица  о  письменной  речи?

а)   Слово  не  воробей,  вылетит – не  поймаешь.

б)  Что  написано  пером,  не  вырубишь  топором.

в)   Умную  речь  и  слушать  хорошо.

г)   Сначала  подумай,  потом  скажи.

3. В  какой  строке  записаны  только  слова  приветствия?

а)  здравствуй,  добрый  день,  благодарю

б)  доброе  утро,  привет,  спокойной  ночи

в)  добрый  вечер,  приветствую  вас,  здравствуй

г)   до  встречи,  добрый  день,   добрый  вечер

4. «Не  плачь,  дед.  Не  плачь,  баба.   Я  вам  ещё  снесу  яичко,  только  не  золотое,  а  простое».

а)   это  диалог

б)  это  монолог

в)  это  речь  про  себя

5. В  каком  слове  допущена  ошибка?

а)  здравствуй

б)  здравствуйте

в)  прощай

г)  прощяльный

Входной диктант

В лесу.

           Наступила  осень. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Слава собрали много рыжиков и маслят. Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал. Ребята потрогали зверька и выпустили. (43 слова).

Грамматическое задание:

1 вариант.

  1. Спиши слова, разделяя черточками для переноса.

Медведь, лесные, ягода.

       2.Спиши слова. Отметь буквы, обозначающие гласные звуки.

Белка, береза, красивый.

       3.Над словами 3-го предложения (Они ищут грибы) надпиши цифрой количество слогов.

2 вариант.

1.Спиши слова, разделяя черточками для переноса.

             Тетрадь, цветные, лилия.

 2.Спиши слова. Отметь буквы, обозначающие гласные звуки.

            Кошка, весело, зеленый.

 3.Над словами 7-го предложения (Ежик уколол Юру) надпиши цифрой количество слогов.

Контрольная  диктант  по  русскому  языку  2  класс по  теме  «Предложение».

Волга.

         Дорога  Волга  всем  нашим  людям.  На  Волге  в  давние  времена  русские  люди  вставали  на  борьбу  со  своими  врагами.  На  Волге  в  последнюю   войну  наши  воины  разбили  фашистов.(27 слов)

Грамматическое  задание.

1.  Подчеркнуть  заглавные  буквы  в  словах.

Контрольный диктант по  русскому  языку  2  класс  по  теме  «Слова,  слова,  слова».

Осенний лес.

               Как  красив  лес  осенью!  Кругом  деревья  в  золотом  уборе.  Хороши  высокие  берёзы  и  осины.  Под  кустом  прячется  зайка.  У  дупла  сидит  белка.  На  макушку  ели  села  птица.  (27  слов)

Грамматические  задания.

    1 вариант.

  1. Подчеркните  основу  и  выпишите  пары  слов в четвёртом предложении.
  2. В  последнем  предложении в  каждом  слове  поставьте  ударение,  подчеркните  безударные  гласные

           2 вариант.

  1. Подчеркните  основу  и  выпишите  пары  слов в пятом  предложении.
  2. В  последнем  предложении в  каждом  слове  поставьте  ударение,  подчеркните  безударные  гласные

Контрольный диктант по теме: « Предложение. Слово и его лексическое значение»

Осень.

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идет дождь. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Сороки скачут около домов. Настала скучная пора. (26 слов)

Грамматические задания.

1 вариант.

  1. Подчеркнуть главные члены первого предложения
  2. Подобрать и записать синонимы к словам. 

Дети-……., огромный-…..

3. Записать 3 многозначных слова.

2 вариант.

1. Подчеркнуть главные члены последнего предложения.

2. Подобрать и записать антонимы к словам. 

     День- ….., громкий-…..

3. Записать 3 многозначных слова.

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пёс Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам шустрые белки. Спрятались под ёлкой серые ёжики. (25 слов)

Грамматическое задание.

1.  В словах ВЕТКИ, БЕЛКИ подчеркни мягкие согласные звуки.

2.  Запиши, сколько букв и звуков в слове ЮЛЯ.

3.  Укажи количество слогов в словах ЯГОДА, ГОЛУБЫЕ, РОСЛА.

Контрольный  диктант  по  русскому  языку  2  класс по  теме  «Безударные  гласные».  

В  роще.

         Дети  пришли  в  рощу.   Там  весело  и  шумно.  Пчела  брала  мёд  с  цветка.   Муравей  тащил  травинку.  Голубь  строил  гнездо  для  голубят.  Заяц  бежал  к  ручью.  Ручей  поил  чистой  водой  и  людей,    и  животных.   (35  слов)

Проверочная  работа.

(Материал  на  стр.  111  учебника  «Русский  язык»  2  класс  1  часть.)

(Дети  записывают  в  контрольных  тетрадях  только  ответы  на  вопросы)

Контрольный диктант по теме « Твёрдые и мягкие согласные».

Фрукты.

Боря и Слава были в саду. Там растут сливы и груши. Хороши сочные сливы! Боря набрал чашку слив. Он принёс их домой. За ужином вся семья ела сливы. (29 слов)

Грамматическое задание

1.        Раздели слова черточкой для переноса. Обозначь мягкие согласные звуки.

                Палка, удочка, роза, слива.

2.        В первом предложении расставь ударения.

3.        В четвёртом предложении подчеркни главные члены.

4.         Выпиши из текста имена собственные.

Контрольный диктант  по  русскому  языку  2  класс  по  теме  «Правописание  слов  с сочетаниями  ЖИ - ШИ,  ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ». Урок  8.

На  даче.

              Настало  лето.  Дети  едут  на  дачу.  Возле  дачи  есть  роща  и  пруд.  В  пруду  водятся  щуки,  ерши  и  караси.  Дети  там  рыбачат.  Хороша  будет  уха.  (27  слов)

Грамматические  задания.

  1. В  третьем  предложении  подчеркните гласные  буквы.
  2. Выпиши  три  слова  с  сочетаниями  ча - ща,  чу - щу.

Контрольный диктант по теме: «Парные согласные»

Зимой.

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лед сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берез. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведет в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь. (41 слово)

Грамматические задания

1 вариант

1. Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное, подчеркни эту орфограмму.

2. Подчеркнуть главные члены в пятом предложении.

3. * Подбери и запиши однокоренные слова к слову березка

Выдели корень во всех словах.

2 вариант

1. Выпиши 2 слова, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное, подчеркни эту орфограмму.

2. Подчеркнуть главные члены в одиннадцатом предложении.

3. * Подбери и запиши однокоренные слова к слову мороз

Выдели корень во всех словах.

Контрольное списывание

Ненастье

Ночью поднялась вьюга. Метелью занесены дома и деревья. Ветер бьёт в окно. Наша семья с радостью собралась перед тёплой печью. Сели на стулья и диван. Пусть на улице ненастье! У нас веселье и радость. Вся семья пьёт чай.

Задания:

  1. Подчеркните слова с разделительным ь.
  2. Выпишите два слова с разделительным ь, которые нельзя переносить, два слова с одним вариантом переноса (ма-ма) и два слова с двумя вариантами переноса (ба-буш-ка).

Контрольный диктант по  русскому  языку  2  класс по  теме  «Имя  существительное».  

Друзья.

       Ребята  города  Москва  любят  ходить  в  парк  Сокольники.  У  Андрюшки  Соловьёва  есть  там  рыжий  друг  Яшка.  Это  пушистая  белочка  с  длинным  хвостом.  Мальчик  принёс  корм.  Постучал  по  сосне.  Спустился  Яшка,  взял  еду  и  скрылся  за  деревьями.  (36  слов)

Грамматические   задания.

  1. Подчеркнуть  имена  собственные.
  2. В  четвёртом  предложении  подчеркнуть  главные  члены.
  3. В  первом  предложении  обозначить  имена  существительные.
  4. Записать  имена  существительные  камыши,  кирпичи,  вещи  в   единственном  числе.  

Проверочная работа по русскому языку 2 класс по теме  «Части речи»

1.Прочитай, вставь пропущенные слова.

А) Слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются _______________________.

Например: _______________________________________

Б) Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются _______________________.

Например: _______________________________________

В) Слова, которые называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? называются ________________.

Например: _______________________________________

2.Запиши слова в три столбика.

Дышит, тропинка, облако, золотой, веселится, школьный, свежий, пирог, спит.

                 Сущ.                           Прил.                                Гл.


3. Прочитай предложения. Подчеркни главные члены предложения. Подпиши части речи над словами.
1. Светит яркое солнце.

2. Ручьи веселые звенят.

3. Дворник подгребает опавшую листву.

4.Подбери к существительному прилагательное и глагол.

_______________ книга ______________

______________ воробей _________________

______________ заяц ___________________

5.Вставь в слова пропущенные буквы.

Дев_чка, т_варищ,с_рока, п_суда, яг_да, п_нал, т_традь, к_ньки, в_рона, с_поги, д_журный, уч_ник, б_рёза.

Контрольный  диктант.

Гроза.

           Наступила  большая  засуха.   Пыль  стояла  над  полями.  Ручьи  и  речки  высохли.  На  траве  нет  росы.  Длинные  сухие  ветки  деревьев  трещат  от  жары.  Молодые  берёзки  и  дубки  опустили  свои  листочки.  Вдруг  появилась  туча.  Замолчали  птицы.  Ударил  сильный  гром.  Полил  дождь.  Травка,  деревья  осветились.  Как  всё  кругом  стало  радостно!  (  47  слов)

Грамматические  задания

  1. В  первом  предложении  подчеркните  главные  члены  предложения,  обозначьте  части  речи.
  2. Выпишите  два  слова  с  проверяемой  безударной  гласной,  подберите  проверочные  слова.  
  3. Разделите  слова  для  переноса.

Сильный,  длинные,  пыль.

Контрольное  списывание.

Родина.

          Родина  начинается  на  пороге  твоего  дома.  Она  огромна  и  прекрасна. Родина  всегда  с  тобой,  где  бы  ты  ни  жил.  И  у  каждого  она  одна.  Как  мама. Родина – мать  своего  народа.  Она  гордится  своими  сыновьями,  дочерьми,  переживает  за  них,  приходит  на  помощь,  придаёт  силы.

Мы  любим  Родину.  Любить   Родину – значит  охранять  её,  жить  с  ней  одной  жизнью.

Грамматические  задания

  1. В  первом  предложении  подчеркните  главные  члены  предложения,  укажите,  какие  это  части  речи.
  2. Выпишите  слово,  в  котором  букв  больше,  чем  звуков.

            3.  Разделите   для  переноса  слова  холодные,  лесные.   

Контрольные работы по русскому языку 3 класс

Входная контрольная работа по русскому языку 3 класс

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало нового учебного года; умения самостоятельно работать, оформлять предложение.

Друзья

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Яркие краски радуют глаз. Под горой течёт речушка Быстрянка. Летом ребята работали в колхозе. Они ходили на прополку свёклы и моркови. Потом бежали в ближний лесок. Там  много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок: раскинулись, ближний.

Грамматическое задание

  1. Составьте предложение из слов и разберите его по членам предложения и частям речи. Выпиши словосочетания: вариант 1 – листья, падают, берёз, золотые, с; вариант 2 – ногами, шуршит, трава, под, сухая.
  2. Прочитайте слова.

Маяк, кольцо, длинный, Игорь, юнга,  друзья, Юрий.

1 вариант.  Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.

2 вариант. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Укажи в них количество слогов, звуков, букв.

  1. Вспомни, какие бывают  орфограммы. Подбери на каждое правило по 2 своих примера.

Живут, шина –

Часы, щавель –

Чудо, щупальца –

Ночка, ручной –

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают осенние листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое, определите части речи.
  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умение разбирать слова по составу.

Зимний холод

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание

  1. Разберите по составу слова: сторожка, зимний, душистое.
  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков.  Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
  2. Разберите по составу слова: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Декабрь

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

(Так же необходимо чётко проговорить окончания в словах: веселая, пушистые.)

Грамматическое задание

  1. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
  2. Разберите по составу слова: осинка, переход.
  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».

Село Юрьево

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
  2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
  3. Разберите по составу слова: рыбка, тишина, лесною.

Контрольный диктант по теме «Части речи.

Имя существительное»

Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
  3. Разберите по составу слова: интересное, глазки, находит.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвёртое предложение; вариант 2 – пятое.
  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
  3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях: сосновую шишку, крепким клювом.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое; вариант 2 – девятое.
  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
  3. Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.

Степь

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А. Куприну

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

Контрольные работы по русскому языку 4 класс

Контрольная работа № 1

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматические задания:

  1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
  2. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 – в третьем предложении, вариант 2 – в шестом предложении.

3. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Контрольная работа № 2

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».

Трусиха.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Слова для справок: врассыпную, нёсся, заслонила, наперерез, навзрыд, убежищ.

Грамматические задания:

  1. Разобрать по членам предложения и указать части речи следующего предложения:

Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

2. Найти в тексте сложное предложение, обозначить его основы.

3. Сделайте звуко - буквенный разбор слов:

1 вариант – вдруг 2 вариант - очень

4.Спишите, заменяя прилагательные синонимами с непроизносимыми согласными:

Печальный рассказ - ………………

Знаменитый писатель - …………...

Весёлый народ - ……………

Контрольная работа № 3

за 1 четверть

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи»

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковер листвы.

Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб. Но вершины берез уже оголились.

Слова для справок: медленно.

Грамматическое задание:

  1. Выписать предложения:

1вариант – с однородными членами,

2 вариант – сложное предложение.

  1. Разобрать слова по составу:

1 вариант – ранняя, подберезовики, грустно;

2 вариант – холодная, подосиновики, медленно.

  1. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Контрольная работа № 4

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание:

  1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончание существительных, определить падеж.
  2. Выполнить звуко – буквенный разбор слова :

вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.

  1. Разобрать имя существительное как часть речи:

вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 – инженеров.

4. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

  1. Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
  2. Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
  3. Радость, шаг, один, печаль.

Контрольная работа № 5

за 2 четверть

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, теплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова.)

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматические задания:

  1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
  2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

  1. Разобрать имя существительное как часть речи:

вариант 1 - вредители, вариант 2 – гусениц.

4. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.

Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.

Контрольная работа № 6

по русскому языку в 4 классе.


Цель: проверить знания, умения и навыки по теме « Имя прилагательное»

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц - беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматические задания:

  1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

  1. Составить три словосочетания: прил.+сущ. м.р. в Т.п, прил.+сущ. ср.р. в Д.п., прил.+сущ. ж.р. в П.п.

  1. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные
  1. В….., ……, … уборе стоит зимний лес.
  2. На ….. небе загорелись….. звёзды.







Контрольная работа № 7

за 3 четверть

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, навыки и умения по теме « Местоимение».

Лесной голосок.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!(119 слов)

Грамматические задания:

  1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
  2. Распределить слова по группам и записать в два столбика.

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

  1. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу …. пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. ….. встал под деревом. На …. дождём посыпались осенние листья.







Контрольная работа № 8

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме « Глагол».

Совесть.

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматические задания:

  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

  1. Поставить глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.








Контрольная работа № 9

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнем снежу.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)



Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

  1. Разобрать слова как части речи.

Укрыли, молочным, (за) ночь.


Итоговая контрольная работа № 10

по русскому языку в 4 классе.

Цель: проверить универсальные учебные действия выпускников начальной школы по русскому языку.

Майское чудо.

       Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

      Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В  верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

     Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!

 

Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.

Грамматические задания:

1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.

1-й вариант – в 3-м предложении (В тенистой прохладе...)

2-й вариант – в 4-м предложении (В зелени высокой...)

2. Разобрать по составу слова:

    Бежишь, тенистой, подарок, подарила.

3. В первом предложении у существительных определить падеж.

4. Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.

9. Литература для учителя

 

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011.  

 

2. Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011.  

 3. Федосова Н. А., Горецкий В. Г. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 –  

 М.: Просвещение, 2014.

4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.  

 5. Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1  

 класс. М.: Экзамен. 2012.

 6. Крылова О.Н. Карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г.  

 Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». – М.: Экзамен, 2012.

 7. Канакина  В.П.,  Горецкий  В.Г.  Русский   язык:  Учебник  для  1  

 класса. М.: Просвещение, 2011.

8. Крылова О. Н. Контрольные работы по русскому языку. Рабочая тетрадь. М.: Экзамен, 2014.  

9. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс.  

 10. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов  

 и самостоятельных работ.1-4.  

 11. Канакина  В.П.,  Горецкий  В.Г  Русский  язык.  2  класс:

учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

12. Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский Язык. Методическое пособие. 2 класс.

13. Канакина  В.П.,  Горецкий  В.Г.  Русский  язык.  3класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.

 14. Сборнитникова   Т.Н.,   Яценко   И.Ф.,   Васильева   Н.Ю. Поурочные  разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. (В  помощь учителю)

 15. Канакина  В.П.,  Горецкий  В.Г.  Русский   язык.  4  класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2014.

 

Литература для учащихся

 

1. Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., - М: Просвещение, 2011.  

 2. Федосова Н. А., Горецкий В. Г. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 –   М.: Просвещение, 2014.

 3. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: Учебник для 1  класса. М.: Просвещение, 2011.  4. Крылова  О. Н. Контрольные работы по русскому языку. Рабочая тетрадь. М.: Экзамен, 2014.  5.  Канакина  В.П.,  Горецкий  В.Г.  Русский язык.  2класс: учебник для общеобразовательных    учреждений  с  приложением  на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012. (Школа России)

6.  Никифорова В.В. Контрольно-измерительные   материалы. Русский язык. 2 класс. - М.: ВАКО, 2012.  

7.  Канакина  В.П.,  Горецкий  В.Г.  Русский язык.  3класс: учебник для   общеобразовательных   учреждений   с   приложением   на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013. (Школа России)

 8.  Никифорова  В.В.  Контрольно-измерительные  материалы. Русский язык. 3 класс. - М.: ВАКО, 2014.  

9. Канакина  В.П.,  Горецкий  В.Г.  Русский   язык.  4  класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014. (Школа России)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...