Тема «Словари».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип урока: изучение нового ма­териала.

Планируемые результаты

Предметные: ориентироваться в написании слов женского и мужского рода с шипящими на конце,понимать определение термина «обратный словарь»; понимать структуру словаря; ориентироваться в содержании; использовать словари в практической работе;


Метапредметные: знать  о возможностях использования обратного словаря на уроках ,использовать словарь с целью поиска инфор­мации.

Личностные: осознавать значи­мость словаря как источника познания окружающей действительности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык
Тема урока: Тема «Словари».  «Слова женского и мужского рода с шипящими на конце»

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты

Предметные: ориентироваться в написании слов женского и мужского рода с шипящими на конце,понимать определение термина «обратный словарь»; понимать структуру словаря; ориентироваться в содержании; использовать словари в практической работе;


Метапредметные: знать  о возможностях использования обратного словаря на уроках ,использовать словарь с целью поиска информации.

Личностные: осознавать значимость словаря как источника познания окружающей действительности.

Ход урока
Организационный момент

Чистописание


Бб Рр

Бор,спор,ворона,корона

— Что интересного вы заметили в этих словах? (Они рифмуются.)

Молодцы! Сегодня  на уроке  мы узнаем,  как  можно быстро научиться рифмовать слова, и что нам сможет в этом помочь.

 Актуализация знаний

Ребята ,на прошлом уроке мы познакомились с толковым словарем русского языка.Этот словарь нам помог узнать значение многих незнакомых для нас слов, так как чтобы быть грамотными и образованными, мы должны знать что обозначает то или иное слово Сегодня мы продолжим наше знакомство и с другими словарями, которые помогут вам научиться писать и говорить правильно


3
Работа по теме урока

 Раздать карточки со словами, основа которых оканчивается на -ч и -чь, -ш и -шь, -щ и -щь, -ж и -жь — с тем, чтобы выявить закономерность. –

Откройте Обратный словарь на букву -Ч. Есть ли среди слов-названий предметов, основа которых оканчивается на -Ч, слова женского рода? Слова мужского  рода? Какого рода все эти слова? Выпишите 5 любых слов, определите их род

    -Откройте Обратный словарь на букву -Ь: найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на -ЧЬ. Выпишите пять любых слов. Какого рода ВСЕ эти слова? Какой вывод вы можете сделать о работе Ь: а) Ь обозначает мягкость согласного; б) Ь показывает, что все слова— женского рода.

- Какой вывод вы сделали о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на -Ч и -ЧЬ?»

- Существует утверждение, что только слова женского рода могут оканчиваться на -а. Давайте проверим.

 -Откройте Обратный словарь на букву - А. Найдите слова, оканчивающиеся на - шка. Обратите внимание есть ли среди них слова мужского рода? (дедушка, трусишка, сынишка, братишка, зайчишка и т. д.).  Изменилось ли ваше мнение теперь?

-Ребята, давайте проверим следующее мнение, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания.

- Найдите в Обратном словаре   букву -Ь. Отыщите слова, оканчивающиеся на -ль. Вы соглашаетесь с тем, что у всех этих слов нулевое окончание? Просмотрите их. Есть ли среди них слова женского рода? (Дети обнаруживают слова боль, соль и т. д.)

- Посмотрите также слова, основа которых оканчивается на -нь. (Дети обнаруживают ПЕНЬ, ЛЕНЬ и т. д.) Какого они рода: только ли мужского? К какому выводу вы придёте? Вы теперь соглашаетесь с мнением, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания?

  - Откройте Обратный словарь на букву К. Прочитайте первые 10 слов. Что можно сказать об этих словах? (Они рифмуются.)
А почему
 дом с ними никак не рифмуется, а крыльцо-яйцо-лицо - опять рифмуются?
В чем же дело?
 (Примерный ответ. Один и тот же звук должен быть под ударением, чтобы слова рифмовались: в первых трех словах это звук [а]. В четвертом слове звук [м] ни с чем не рифмуется, и в последних словах один и тот же звук [о]: .)

Давайте вернемся к словам на букву
 К. Какой же звук в них  стоит под ударением?

 Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы  №8 (с. 6).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

Подведение итогов урока

Чем мы занимались на уроке?

Какие трудности были?

Кто доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание №11 стр 7

Спасибо за урок!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка методической темы "Словарь фантазий как способ запоминания слов с непроверяемыми гласными".

Практическая значимость состоит в том, что "Словарик" поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку, интересно и с пользой организоватьповседневную словарную работу, создаст о...

Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."

Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Словарь происхождения слов".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Словарь происхождения слов"....

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Тема: Словари, справочники, энциклопедии.

Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними.Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Структура энциклопедий. Расположение ма...

Проверочная работа по теме "Словари"

Материал содержит проверочную работу, цель которой - проверить умения второклассников пользоваться словарями учебника. Работа приводится в двух равноценных вариантах. Даны критерии оценки....