Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён существительных во множественном числе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Светлана Юрьевна Шерстобитова

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе.

Предметные УУД:

1. Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имен сущ. в форме множественного числа; научатся указывать склонение имени существительного во множественном числе. Определять склонение имён существительных в форме множественного числа;

Личностные УУД:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

2. Осознавать важность грамотного письма.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

3. Отличать новое от известного, открывать новые знания.

4. Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_kl_sklonenie_imen_sushchestvitelnyh.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 г.Березники Пермский край

Открытый урок русского языка в 4 классе

«Склонение имён существительных во множественном числе»

Шерстобитова С.Ю.,

учитель 1й категории

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе.

Предметные УУД:

1. Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имен сущ. в форме множественного числа; научатся указывать склонение имени существительного во множественном числе. Определять склонение имён существительных в форме множественного числа;

Личностные УУД:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

2. Осознавать важность грамотного письма.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

3. Отличать новое от известного, открывать новые знания.

4. Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы работы: учебный диалог, дидактическая игра, упражнение, работа с учебников, с таблицей, работа по алгоритму, презентация, создание проблемной ситуации.

Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, карточки, учебник, изображение новогодней ёлки.

Этапы урока.

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся      

1.

Организационный

Приветствует учащихся. Эмоциональный настрой учащихся на урок через разные виды приветствия (улыбка, жест, слово).

Приветствуют учителя, гостей, друг друга, настраиваются на урок.

2.

Мотивационный

Словесные приемы: ответы на вопросы, объяснение учителя.

Практические приемы: грамматическое задание.

-Давайте повторим написание букв и соединения между ними. Обратите внимание на доску.

-Пишем буквы

еоньлетивтсещус

-Какое слово зашифровано? Прочитайте справа налево.

О чём пойдёт речь на уроке?

На доске появляется табличка.   Имя  существительное  

-Что вы можете рассказать  о существительном

-Это, что открыто, вы уже - знаете.

-Но у нас есть неоткрытое знание. Что это может быть?

-Какие учебные задачи вы поставите пред собой?

1.Узнать ….                

2.Учиться ….  

(как определить склонение имени сущ. мн. числа)

Сегодня мы познакомимся с новым словом

-Найдите существительное, образованное из двух слов.

    Надевай рюкзак на спину

    Скорее заканчивай сборы!

    Захвати свои храбрость и силу

    Нас ждет путешествие в горы.

-Кто может объяснить значение этого слова?

-Найдите лексическое значение этого слова, у вас на карточке, прочитайте.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.

 (по словарю С. Ожегова)

Состоит из двух корней путь и шествие

Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие

Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

А что вы можете рассказать про это слово? (помощь на каточке)

Это существительное   числа.

-лексика – путешествие – это……. …  (найти в словарях)

-фонетика – 12 звуков,   11 букв, 5 гласных, 7 согласных

-морфология – предмет, нариц., неодуш., мн. ч., скл. -…..

-составьте предложение с этим словом.

-А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? (путешественники)

-А к какому склонению относится данное слово?  Обсудите этот вопрос          в парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным.

(Путешественники – 2 скл.)

-Чья пара готова дать ответ?

-А как вы действовали?

1.Поставили сущ. в н.ф.

2.Вспомнили правило.

3.Определили склонение.

-Сравните свой алгоритм, который вы вывели самостоятельно с авторским выводом.

-Послушайте внимательно. Совпадают ли ваши рассуждения?

-По этому алгоритму вы будете работать при определении склонения сущ. мн. числа.

-А вот какие окончания имеют существительные множественного числа при склонении вы исследуете сами.

-Давайте просклоняем существительное Путешественники (по цепочке, на карточке).

-Чему мы с вами учились  (писать безударные окончания существительного во множ. числе)

- Получилось

Пишут каллиграфически.

Выполняют взаимопроверку.

Составляют кластер.

Предлагают варианты: Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие

Записывают тему. Работают в группе. Составляют алгоритм.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Самоопределение к деятельности

-А вот еще про одних путешественников вы узнаете, если прочитаете текст на доске.

 -Прочитайте текст

Синицы

  На школьный двор прилетели синицы. Пташки были ловкими и смелыми. Их не пугали звонкие детские голоса. Они подлетали к кормушкам и ловко клевали хлебные крошки, которые заботливо насыпали школьники.

-Почему синиц я навала путешественниками?

-Какие добрые дела совершали дети?

-Зачем нужно делать кормушки?

Расскажите про свои добрые дела. Молодцы!

-Выпишите существительные в форме множественного числа.

-Определить склонение.

Работают с текстом. Участвуют в диалоге.

На доске

Синицы   1скл

Пташки    1скл.

Голоса      2 скл.

К кормушкам

Крошки     1 скл

Школьники 2 скл

Физминутка

Давайте поиграем?

«Найдите лишнее слово»

Леса, озеро, поля, моря

Берёзами, елям, осине, сосна

Сестры, дедушки, братья, дяди.

Играют в игру «Лишнее слово».

Озеро (ед.ч.)

Сосна (н.ф.)

Братья (2 скл)

Диктант

Закрепление и обобщение приобретенных знаний

А теперь проверим вашу внимательность.

Мне будет помогать   Илья Он загадает загадку. Ваша задача запомнить имена существительные.

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Подарки,

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему? … 

Назовите существительные.

Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, подарки, огоньков, звёзды, снежинки, гирлянды, флажков, песни, пляски.

-Что общего  у этих слов?

-Давайте определим склонение сущ. мн. числа. Записывайте в тетрадь только цифрами склонения, через запятую.

Проверка 1, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1,

- У кого 5, 4, 3?  

Вывод 

-Как определяли склонение имен сущ. мн. числа?

-Наше путешествие продолжается.

-Выпишите из стихотворения М. Егоровой существительные, употребляющие только в одном числе – единственном или множественном. Дополните список своими примерами.

Чтоб чудесно отдохнуть,

Взять, что надо, не забудь.

Постарайся не лениться

И по списку уложиться:

Теплый свитер или куртка

Джинсы, брюки – для прогулки

Встретить солнышко с утра

Посидеть у костра –

Обувь нужно подобрать,

Чтобы в ней не замерзать,

Чтобы в горы в ней идти
В лес и не уставать в пути

Сани, шорты, качели. Сливки, отруби, дрожжи сутки сумерки, именины

Работа в рабочей тетради упр. 168-170

Отгадывают загадку.

Рассуждают. Участвуют в диалоге. Записывают существительные, употребляющие только в одном числе – единственном или множественном. Дополняют список своими примерами.

Итог урока

X. Домашнее задание

Рефлексия

Домашнее задание р.т. упр. 172

-Какие задачи на урок вы ставили? Получилось их выполнить? Почему да/нет?

-Чему мы научились? 

-Как определить склонение имен существительного, если оно употреблено во множественном числе?

-Кого хотите поблагодарить?

Спасибо за урок!

Высказывают свое мнение. Осмысливают свои цели и деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс

Технологическая карта по русскому языку на тему "«Склонение имён существительных во множественном числе». 4 класс...

Конспект урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс  по теме" Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"...