АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1- 4 года) учебного предмета «Русский язык» для 4 класса (обучение на дому/инклюзивно) 136 часов (4 часа в неделю)
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4-_arp_rus.yazyk_2021-2022.docx96.57 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1- 4 года)

учебного предмета «Русский язык»

для   4  класса (обучение на дому/инклюзивно)

136 часов  (4 часа  в неделю)

Составитель  рабочей программы:

Строжкова Н.В.

Квалификационная категория

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Название рабочей программы:

Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития  (вариант 7.1-4 года) учебного предмета «Русский язык» для 4 класса (обучение на дому/инклюзивно).

  1. Место предмета в структуре основной образовательной программы:

Данная рабочая программа адаптирована для обучающегося на дому/инклюзивно с задержкой психического развития.

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Е.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1–4 классы» (учебно–методический комплект «Школа России»).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно–нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 4 классе ведущее направление работы по русскому языку функционально– синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи, с новой частью речи – наречием.

  1. Срок, на который разработана рабочая программа:

        Рабочая программа разработана на 2021–2022 учебный год.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане:

        В соответствии с учебным планом на изучение курса  «Русский язык» отводится  170 ч  (5 ч в неделю, 34 учебные недели), из них 17 ч (1 ч в неделю во 1 полугодии) выделены  на изучение родного русского языка, на основании ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данная программа составлена с учётом индивидуального учебного плана для обучающихся на дому/инклюзивно, на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

  1. Цель рабочей программы  по русскому языку:

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

–ознакомлениеучащихсясосновнымиположенияминаукиоязыкеиформирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

–формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

  1. Краткое содержание учебного предмета, курса:

        

        Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 4 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.:«Просвещение», 2011.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология исинтаксис);
  • орфография ипунктуация;
  • развитиеречи.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой иявляющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развитиядетей.

Построена с учетом реализации межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Основные разделы:

  1. Повторение
  2. Развитие речи
  3. Предложение
  4. Слово в языке и речи
  5. Имя существительное
  6. Имя прилагательное
  7. Местоимения
  8. Глагол

  1. Описание  учебно–методического  и  материально–технического  обеспечения образовательного  процесса.

Программа обеспечена учебно–методическим комплектом:

Для учителя:

1. Канакина В. П. Русский язык.  Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. П.  Канакина. —М.: Просвещение, 2013.

2. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014

3. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росии». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. – М.: Просвещение, 2014.

Для учащихся:

Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / В.П.Канакина, В.Г. Горецкий   – М.: Просвещение, 2019

Электронные образовательные ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Единая коллекция Цифровых  образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil -

Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»

http://nsc.1september.ru/

Издательский центр «Мой учебник»

http://my-tbook.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования

http://ndce.edu.ru

Сообщество взаимопомощи учителей

https://pedsovet.su

Список файлов - Клуб классных руководителей

https://proshkolu.ru

Сеть творческих учителей  

https://it-n.ru

Социальная сеть работников образования  

https://nsportal.ru

Первый учительский портал  

https://uchi.ucoz.ru

Профессиональное сообщество педагогов

https://metodisty.ru

Учительский портал  

https://uchportal.ru

Диск «Русский язык 4 класс»

www. infourok.ru

Учи.ру

https://uchi.ru/

Яндекс.Учебник

https://education.yandex.ru/lab/classes/343719/lessons/mathematics/complete/

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • МФУ;
  • Документкамера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа обеспечивает достижение учеником         четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

• становление  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования  регулятивных УУД:

принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования  познавательных УУД:

уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

КоммуникативныеУУД:

Обучающийся получит возможность для формирования  коммуникативных УУД:

• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

В результате освоения курса русского языка в 4 классах учащиеся научатся и получат возможность научиться:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

• практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

• овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

оформлять результаты исследовательской работы;

редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые—мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

•пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

•различать звуки и буквы;

•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

работать с разными словарями;

приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

•различать изменяемые и неизменяемые слова;

•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс  -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•узнавать сложные слова (типа  вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы

личных местоимений;

•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•понимать роль союзов и частицы  не в речи;

•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

различать родовые и личные окончания глагола;

наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы  и, а, но, частицу  не при глаголах;

находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами  и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

находить в предложении обращение;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Обучающийся научится:

•применять ранее изученные правила правописания:

✓ раздельное написание слов;

✓сочетания  жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

✓ сочетания  чк, чн, чт, нч, щни др.;

✓ перенос слов;

✓ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

✓ проверяемые безударные гласные в корне слова;

✓ парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

✓ непроизносимые согласные;

✓ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;

✓ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

✓ разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

✓ мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

✓соединительныеоиев сложных словах  (самолёт, вездеход);

✓е  ии  в суффиксах имён существительных  (ключик — ключи-ка, замочек — замочка);

✓ безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на  -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

✓ безударные падежные окончания имён прилагательных;

✓ раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

✓ раздельное написание частицы  не  с глаголами;

✓ мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

✓ мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании  -ться;

✓ безударные личные окончания глаголов;

✓ раздельное написание предлогов с другими словами;

✓ знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки;

✓ знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

•подбирать примеры с определённой орфограммой;

•пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

•безошибочно списывать текст (объёмом 80—90 слов);

•писать под диктовку тексты (объёмом 75—80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

применять правила правописания:

✓ соединительные гласные  ои  ев сложных словах (самолёт, вездеход);

✓еиив суффиксах  -ек-, -ик-;

✓ запятая при обращении;

✓ запятая между частями в сложном предложении;

объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на  -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

объяснять правописание личных окончаний глагола;

объяснять написание сочетаний  -тьсяи  -тсяв глаголах;

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);

определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

ЧИСТОПИСАНИЕ

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПОВТОРЕНИЕ (9 ч)

Лексика

Диалогическая  и  монологическая  речь.  «Волшебные  слова»  русской  речи  (формулы вежливости):  слова-приветствия,  слова-прощания,  слова-просьбы,  слова-извинения  и  др.

Нормы речевого этикета.

Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

Синтаксис, пунктуация и лексика

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура текста, план текста.

Комплексная  работа  над  структурой  текста  (чтение,  определение  темы  и  главной мысли  текста,  озаглавливание,  структура  текста,  определение  микротем,  составление плана).

Развитие речи.  Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создание  собственных  текстов  по  предложенным  темам  с  использованием  разных типов речи.

Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Виды  предложений  по  цели  высказывания:  повествовательные,  вопросительные  и побудительные;  по  эмоциональной  окраске  (интонации):  восклицательные  и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.

Предложения  с  обращением.  Нахождение  в  предложении  обращения  в  начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Грамматика (синтаксис и морфология)

Связи  между  словами  в  предложении.  Нахождение  главных  членов  предложения: подлежащего  и  сказуемого.  Различение  главных  и  второстепенных  членов  предложения. Предложения  распространённые  и  нераспространённые.  Моделирование  предложений. Разбор предложений по членам предложения.

Выделение    словосочетаний  из  предложений.  Определение  в  словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие  речи.  Составление  предложений  по  теме,  по  схеме;  восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (7 ч)

Грамматика (синтаксис и морфология), орфография и пунктуация

Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении:  при  помощи  интонации  перечисления,  при  помощи  союзов  (и,  а,  но). Предложения  с  однородными  членами  без  союзов  и  с  союзами  и,  а,  но.  Запятая  между однородными членами, соединёнными союзами.

Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности.

Развитие  речи.  Составление  рассказа  по  репродукции  картины  И.И.  Левитана «Золотая осень».

Различение  простых  и  сложных  предложений.  Различение  сложного  предложения  и простого  предложения  с  однородными  членами.  Союзы  в  сложном  предложении. Знаки препинания в сложных предложениях.

Развитие речи.  Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (17 ч)

Лексика

Понимание  слова  как  единства  звучания  и  значения.  Выявление  слов,  значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Углубление  представлений  об  однозначных  и  многозначных  словах,  о  прямом  и переносном  значениях  слов,  о  синонимах,  антонимах,  омонимах,  устаревших  и  новых словах,  заимствованных  словах,  фразеологизмах.  Наблюдение  за  использованием  слов  в тексте. Работа с лингвистическими словарями.

Высказывания о русском языке русских писателей.

Развитие  речи.  Наблюдение  над  изобразительно-выразительными  средствами  языка (словами,  употреблёнными  в  переносном  значении,  значениями  фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

Морфемика и лексика, орфография

Корень,  приставка,  суффикс,  окончание,  основа.  Значение  суффиксов  и приставок.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных  слов  и  синонимов,  однокоренных  слов  и  слов  с  омонимичными корнями. Выделение  в  словах  с  однозначно  выделяемыми  морфемами  окончания,  корня,  суффикса (постфикса  –ся),  основы.  Различение  изменяемых  и  неизменяемых  слов.  Образование однокоренных  слов  с  помощью  суффиксов  и  приставок.  Разбор  слова  по  составу. Моделирование слова по составу.

Фонетика и орфоэпия, графика, орфография

Правописание  слов  с  безударным гласным  в  слове,  с парным по  глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.

Правописание суффиксов и приставок.  Правописание     слов с суффиксами   –ик и -ек.

Правописание  слов  с  разделительными  твёрдым  (ь)  и  мягким  (ь)  знаками.  Работа  с орфографическим словарём.

Развитие  речи.  Письменное  изложение  повествовательного  деформированного текста. Составление объявления.

Грамматика (синтаксис и морфология)

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя  существительное  имя  прилагательное,  имя  числительное,  местоимение,  глагол. Формирование  представлений  о  национальных  ценностях  России  и  бережном  к  ним  от-ношении.

Наречие (общее представление).Значение и употребление в речи.

Развитие  речи.  Сочинение-отзыв  по  репродукции  картины  В.М.  Васнецова  «Иван-царевич и Серый Волк».

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (34 ч)

Грамматика (синтаксис и морфология), орфография, морфемика и лексика

Определение  падежа,  в  котором  употреблено  имя  существительное.  Различение падежных  и  смысловых  (синтаксических)  вопросов.  Начальная  форма  имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

Три  склонения  имён  существительных  (общее  представление).1-е  склонение  имён существительных.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

Развитие  речи.  Составление  сочинения  по  репродукции  картины  художника  А.А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

2-е  склонение  имён  существительных.  Падежные  окончания  имён  существительных 2-го склонения

3-е  склонение  имён  существительных.  Падежные  окончания  имён  существительных 3-го склонения

Развитие  речи.  Составление  сочинения-отзыва  по  репродукции  картины  художника В.А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

Правописание  безударных  падежных  окончаний  имён  существительных  в единственном числе.

Способы  проверки  безударных  падежных  окончаний  имён  существительных. Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. Именительный, родительный и винительный  падежи  одушевлённых  имён  существительных.  Дательный  падеж. Творительный  падеж.  Правописание  имён  существительных  в  творительном   падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Предложный падеж.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Развитие речи.  Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Правописание  безударных  падежных  окончаний  имен  существительных  во множественном  числе.  Общее  представление  о  склонении  имён  существительных  во множественном  числе.  Именительный  падеж.  Родительный  падеж.  Винительный падеж одушевлённых  имён  существительных.  Дательный,  творительный,  предложный  падежи. Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.

Обсуждение  вопросов  экологической  этики  и  правил  поведения  в  лесу  на  основе содержания текстов учебника.

Обобщение  знаний  об  имени  существительном.  Морфологический  разбор  имён существительных.

Развитие речи.  Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

Проект «Говорите правильно!».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (26 ч)

Лексика, морфология, орфография, морфемика

Значение  и  употребление  имён  прилагательных  в  речи.  Словообразование  имён прилагательных.

Род  имён  прилагательных.  Изменение  имён  прилагательных  по  родам  (в единственном числе).

Начальная форма имён прилагательных.

Развитие  речи.  Сочинение-описание  по  личным  наблюдениям  на  тему  «Моя любимая игрушка».

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин».

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Развитие речи.  Составление текста-рассуждения  по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

Правописание  падежных  окончаний  имён  прилагательных.    Склонение  имён прилагательных  мужского  и  среднего  рода  в  единственном  числе.  Именительный  падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Именительный, винительный, родительный падежи. Творительный и предложный падежи. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода  в  каждом  из  падежей.  Развитие   чувства  к родному  краю  –  частичке  своей  большой родины на основе содержания текстов.

Склонение  имён  прилагательных  женского  рода  в  единственном  числе. Именительный  и  винительный  падежи.  Родительный,  дательный,  творительный падежи. Формирование  уважения  к  национальному  достоянию  Российского государства,  древним архитектурным  памятникам,  созданным  руками  русского народа, а  также  к  национальному достоянию других стран и народов.

Развитие  речи.  Письмо  по  памяти  сравнительного  описательного  текста. Составления сообщения о достопримечательностях своего города.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Развитие  речи.   Подробное  изложение  повествовательного  текста;  составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Именительный  и  винительный  падежи,  Родительный  и  предложный  падежи. Дательный и творительный падежи.

Нормы  правильного  согласования  имён  прилагательных  и  имён  существительных  в речи. Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов.

Обобщение  знаний  об  имени  прилагательном.  Морфологический  разбор  имён прилагательных.

Развитие  речи.  Составление  устного  сообщения о  своих  впечатлениях,  связанных  с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (8 ч)

Морфология, лексика, орфография, морфемика

Местоимение  (повторение  и  углубление  представлений  о  личных  местоимениях). Роль  местоимений  в  речи.  Личные  местоимения  1,  2  и  3-го  лица  единственного  и множественного числа.

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Склонение личных  местоимений  1-го  и  2-го  лица  единственного  и  множественного  числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах.

Правописание  косвенных  форм  личных  местоимений,  раздельное  написание местоимений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений. Формирование почтительного отношения к родным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам.

Развитие  речи.  Составлений  небольших  устных  высказываний  по  рисункам  с использованием них диалога; подробное изложений повествовательного текста; составление поздравительной открытки.

ГЛАГОЛ (31 ч)

Лексика, морфология, орфография

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов  (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

Неопределённая  форма  глагола.  Формирование  представлений  о  гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.

Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельному плану.

Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов.

Глаголы,  которые  не  употребляются  в  форме  1-го  лица  настоящего  и  будущего времени.  2-е  лицо  глаголов.  Правописание  окончаний  глаголов  во  2-м  лице настоящего  и будущего времени в единственном числе.

Развитие речи.  Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I  и  II  спряжения  глаголов  с  безударными  личными окончаниями.   Правописание  глаголов  с безударными личными окончаниями.

Возвратные  глаголы  (общее  представление).  Правописание  возвратных  глаголов  в настоящем и будущем времени.

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

Развитие  речи.  Работа  с  текстом.  Подробное  изложение  деформированного повествовательного текста.

Правописание глаголов в прошедшем времени.  Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глаголов.

Развитие речи. Подробное (или сжатое) изложение повествовательного текста.

ПОВТОРЕНИЕ (4 ч)

Грамматика (синтаксис и морфология), орфография, морфемика и лексика

Язык.  Речь.  Текст.  Предложение  и  словосочетание.  Лексическое  значение  слова.

Развитие  речи.  Сочинение  на  тему  «Мои  впечатления  от  картины  И.И.  Шишкина

«Рожь»».

Состав слова. Части речи.

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Части речи. Звуки и буквы.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Повторение

9

Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст о речи или языке. Составлять самостоятельно текст по рисунку с включением в него диалога. Выделять части текста, составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста(последовательность, связность, соответствие теме)

2

Предложение

7

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Соблюдать интонацию перечисления. Составлять предложения с однородными членами. Сравнивать простые и сложные предложения.

3

Слово в языке и речи

17

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы и антонимы. Оценивать уместность использования слов в предложениях. Объяснять алгоритм разбора слов. Составлять объявления.

4

Имя существительное

34

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов. Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Различать имена существительные. Определять признаки, присущие именам существительным. Различать падежные и смысловые (синтаксические)вопросы. Определять принадлежность имен существительных к 1,2,3 склонению. Составлять текст по репродукции. Сравнивать имена существительные разных склонений. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания, определять способ проверки. Обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах ед. и мн. числа. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».

5

Имя прилагательное

26

Находить имена прилагательные среди других слов. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род, число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в ед. числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памятками в учебнике. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных среднего и мужского рода по таблице. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки. Анализироватьи излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Находить информацию о своём городе в разных источниках. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста.

6

Местоимения

8

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Различать начальную и косвенную форму местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Редактировать текст.

7

Глагол

31

Различать глаголы среди других слов в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении).Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола. Трансформировать текст, изменяя форму глагола. Образовывать временные формы глагола. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.Определять лицо и число глаголов. Определять роль Ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени (ешь-ишь).Работать с таблицами спряжений.Оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

8

Повторение

4

ИТОГО

136 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно–тематический план 4 класс

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные диктанты

Проверочные работы

Контрольное списывание

Тесты

Проекты

1.

Повторение

9

1

2.

Предложение

7

1

3.

Слово в языке и речи

17

1

1

1

4.

Имя существительное

34

3

1

1

1

5.

Имя прилагательное

26

1

1

1

6.

Местоимения

8

1

7.

Глагол

31

1

2

8.

Повторение

4

1

1

Итого

136

9

1

3

6

1

Календарно–тематическое планирование 4 класс

Тема

Часов

Дата проведения

Повторение

9

1

Наша речь и наш язык

1

2

Текст. Признаки текста

1

3

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение

1

4

Виды предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные, по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные

1

5

Знаки препинания в конце предложения

1

6

Предложения с обращением. Знаки препинания при обращении.

1

7

Связи между словами в предложении. Нахождение и различение главных и второстепенных  членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые

1

8

Контрольный диктант по теме: «Повторение» № 1

1

9

Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса. Восстановление деформированного текста

1

Предложение

7

10

Представление о предложениях с однородными членами

1

11

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов

1

12

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1

13

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами

1

14

Различение простых и сложных предложений

1

15

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами

1

16

Союзы в сложном предложении. Проверочная работа

1

Слово в языке и речи

17

17

Понимание слова как единства значения и звучания. Значение изобразительно-выразительных средств языка

1

18

Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря

1

19

Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, фразеологизмах. Контрольное списывание текста №1

1

20

Составление текста по рисунку и фразеологизму

1

21

Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок

1

22

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Разбор слова по составу

1

23

Правописание слов с безударным гласным в слове

1

24

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.

1

25

Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик, -ек. Сл. д. № 2

1

26

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Работа с орфографическим словарём

1

27

Контрольный диктант № 2

1

28

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные

1

29

Повторение и углубление представлений о существительном, прилагательном, глаголе

1

30

Повторение и углубление представлений о числительном, местоимении. Тест № 1

1

31

Общее представление о наречии

1

32

Значение наречий в речи

1

33

Значение и употребление наречий в речи.

1

Имя существительное

34

34

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное

1

35

Различие падежных и смысловых (синтаксических) вопросов

1

36

Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

1

37

Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме

1

38

Три склонения имени существительного. 1–е склонение имени существительного

1

39

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

40

2–е склонение имени существительного

1

41

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

42

3–е склонение имени существительного.

1

43

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

1

44

Диктант по теме: «Три склонения имени существительного» № 3

1

45

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

46

Именительный и винительный падежи имён существительных.

1

47

Родительный падеж имён существительных

1

48

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

49

Безударные падежные окончания имён существительных в дательном падеже

1

50

Дательный падеж имён существительных. Контрольное списывание текста № 2

1

51

Творительный падеж имён существительных

1

52

Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и Ц

1

53

Безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже

1

54

Предложный падеж имён существительных

1

55

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Тест № 2

1

56

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

57

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

58

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных имён существительных в единственном числе» № 4

1

59

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

60

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе

1

61

Именительный падеж имён существительных во множественном числе

1

62

Родительный  падеж имён существительных во множественном числе

1

63

Правописание падежных имён существительных множественного числа в родительном падеже

1

64

Винительный падеж одушевлённых имён существительных

1

65

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

1

66

Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных имён существительных во множественном числе» № 5

1

67

Морфологический разбор имён существительных. Проект "Говори правильно"

1

Имя прилагательное

26

68

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных

1

69

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам

1

70

 Начальная форма имён прилагательных

1

71

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

1

72

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Тест № 3

1

73

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном падеже

1

74

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в родительном падеже

1

75

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в дательном падеже

1

76

Именительный, родительный, дательный падежи

1

77

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в творительном и предложном падежах

1

78

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей

1

79

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

80

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

81

Склонение имён прилагательных женского рода Контрольное списывание текста № 3.

1

82

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

83

Родительный, дательный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

84

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

85

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода

1

86

Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1

87

Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

1

88

Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе

1

89

Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе

1

90

Согласование имён прилагательных и имён существительных. Морфологический разбор мён прилагательных.

1

91

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» № 6

1

92

Морфологический разбор имён прилагательных

1

93

Составление устного сообщения о своих впечатлениях по  репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Местоимения

8

94

Местоимение как часть речи. Повторение и углубление знаний о личных местоимениях

1

95

Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа

1

96

Склонение личных местоимений 1,2-го лица по падежам

1

97

Склонение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

98

Окончания личных местоимений в косвенных формах

1

99

Контрольный диктант  № 7

1

100

Морфологический разбор личных местоимений

1

101

Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием диалога

Глагол

31

102

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи

1

103

Значение глаголов в языке и речи

1

104

Время глаголов. Изменение глаголов по временам. Тест № 4

1

105

Неопределённая форма глагола

1

106

Различение неопределённой формы глагола среди других форм глагола

1

107

Образование от глаголов в неопределённой форме. Временные формы глагола

1

108

Классификация глаголов, отвечающих на вопросы что делать?  что сделать?

1

109

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

1

110

Лицо и число глаголов

1

111

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени

1

112

2-е лицо глаголов. Правописание глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе

1

113

Спряжение глаголов в настоящем времени

1

114

Спряжение глаголов в будущем времени

1

115

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

1

116

1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени

1

117

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени

1

118

Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1

119

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

1

120

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

1

121

Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени

1

122

Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени. Тест № 7

1

123

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени

1

124

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание -тся и - ться в возвратных глаголах

1

125

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

1

126

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

1

127

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

128

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

129

Обобщение по теме: «Глагол»Морфологический разбор глагола

1

130

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени

1

131

Контрольный диктант по теме: «Глагол» № 8

1

132

Обобщение по теме «Глагол»

1

Повторение

4

133

Язык. Речь. Текст. Связь слов в предложении

1

134

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Тест № 6

1

135

Контрольный диктант  № 9

1

136

Лексическое значение слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

 

 Итого

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1. / 7.2.)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом осо...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"

М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) по курсу «Литературное чтение»

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»

А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия» 3 класс

Рабочая программадля обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия»3 класс...