Рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия» 3 класс
рабочая программа по логопедии (3 класс)

Игина Ольга Владимировна

Рабочая программа

для обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия»

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_dlya_obuchayushchihsya_s_zpr_7.2_3_klass.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Каменского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 имени Е.Е. Парфёнова»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №

 «   » май  2021г.  

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР

______________________

«   » июня 2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

____________________

«    » июня 2021г.

Рабочая программа

для обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия»

3 класс

                                      Срок реализации: 2021-2022 учебный год

                                                                                                                                                                      Составитель: Игина О.В.,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

г. Камень-на-Оби, 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия»
  3. Содержание курса «Логопедические занятия»
  4. Тематическое планирование
  5. Учебно-тематический поурочный план
  6. Лист коррекции

Пояснительная записка

Рабочая программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников, группа риска по письму и чтению (ОНР, ЗПР, ФФНР) для учащихся 3-х классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373».
  3. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда  при общеобразовательной школе» под. ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996г.
  4. Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  5. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической  работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения» Т.П. Бессонова. – М., АПК и ППРО РФ, 2010г.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
  7. Примерная программа начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной «Русский язык. 1-4 классы»  (учебно-методический комплект «Школа России»).
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).
  9. Адаптированной основной образовательной программой начального общего для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

10.     Уставом МБОУ «Гимназия № 5».

11.      Календарно-учебного графика МБОУ «Гимназия № 5» на 2021-2022 учебный год.

12.     Учебного плана МБОУ «Гимназия № 5» на 2021-2022 учебный год.

13.      Положения о рабочей программе учебного предмета.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно - акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

- упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;

- формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 3 классов начальной школы для детей с нарушением речи.

Программа рассчитана на 70 ч, 2 ч в неделю, 35 учебных недель. В 2020-2021 учебном году из-за праздничных дней 4.11.20, 8.03.21, 10.05.21 расчасовка учебно-тематического плана была скорректирована. Тема: «Буквы а – я после твердых и мягких согласных», «Дифференциация [с]-[ц]», «Приставка. Словообразование.» корректирование осуществляется за счёт сжатия учебного материала, вместо 70 планируемых часов, фактических 65 часов.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты 

1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Результаты коррекционной работы:

В конце коррекционного обучения учащиеся  должны:

  • знать и дифференцировать понятия «слово», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак»,  «словосочетание», «предложение», «текст», «ударение», «предлог», «приставка»,
  • уметь правильно строить предложение, грамматически и интонационно его оформлять,
  • усвоить способы смягчения согласных с помощью гласных ІІ ряда,
  • усвоить слоговую структуру слова с опорой на слогообразующую роль гласных,
  • выполнять  звуко-буквенный  анализ слов,

У учащихся  должны повысится:

  • активный словарный запас за счёт накопления новых слов разных частей речи,
  • устойчивость внимания,
  • познавательная активность
  • навыки самоконтроля.

Содержание коррекционного курса

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

Основной этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы:

  • Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
  • Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
  • Звукобуквенный анализ и синтез.
  • Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
  • Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой «ь».
  • Разделительный «ь».
  • Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно - акустическим и графическим признакам.
  • Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно - акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста в 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

Тематическое планирование

Номер п/п

Тема

Кол-во часов

1

Логопедическая диагностика

4

2

Звуки и буквы.

2

3

Гласные звуки и буквы.

2

4

Согласные звуки и буквы.

2

5

Слоговой анализ и синтез слов.

2

6

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

2

7

Твердые и мягкие согласные.

2

8

Буквы а – я после твердых и мягких согласных.

2

9

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных.

2

10

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных.

2

11

Дифференциация гласных ё – ю

2

12

Обозначение мягкости согласных буквой «ь» знак.

2

13

Разделительный «ь» знак.

2

14

Дифференциация твердых и мягких согласных.

2

15

Звонкие и глухие согласные.

2

16

Дифференциация  [в]-[ф],[в']-[ф']

2

17

Дифференциация  [б]-[п], [б']-[п']

2

18

Дифференциация  [г]-[к], [г']-[к']

2

19

Дифференциация  [д]-[т], [д']-[т']

2

20

Дифференциация  [ж]-[ш]

2

21

Дифференциация  [з]-[с], [з']-[с']

2

22

Дифференциация  [с]-[ш]

2

23

Дифференциация  [з]-[ж]

2

24

Дифференциация  [с]-[ц]

2

25

Дифференциация  [ч]-[щ]

2

26

Дифференциация  [ч]-[т']

2

28

Дифференциация  [щ]-[ш]

2

29

Дифференциация  [р]-[л]

2

30

Однокоренные слова.

2

31

Суффикс. Словообразование.

2

32

Приставка. Словообразование.

2

33

Предлоги.

2

34

Логопедическая диагностика

4 (2)

Итого

70 (68)

Учебно-тематический поурочный план (3 «В, Г» классы)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Ресурсное обеспечение

План

Факт

Логопедическая диагностика

4

3.09

7.09

10.09

14.09

Диагностические материалы

Звуки и буквы.

2

17.09

21.09

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Гласные звуки и буквы.

2

24.09

28.09

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Согласные звуки и буквы.

2

1.10

5.10

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Слоговой анализ и синтез слов.

2

8.10

12.10

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

2

15.10

19.10

Презентация

Твердые и мягкие согласные.

2

22.10

2.11

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Буквы а – я после твердых и мягких согласных.

2 (1)

9.11

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных.

2

11.11

16.11

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных.

2

18.11

23.11

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация гласных ё – ю

2

25.11

30.11

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Обозначение мягкости согласных буквой «ь» знак.

2

2.12

7.12

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Разделительный «ь» знак.

2

9.12

14.12

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация твердых и мягких согласных.

2

16.12

21.12

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Звонкие и глухие согласные.

2

23.12

28.12

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [в]-[ф],[в']-[ф']

2

11.01

13.01

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [б]-[п], [б']-[п']

2

18.01

20.01

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [г]-[к], [г']-[к']

2

25.01

27.01

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [д]-[т], [д']-[т']

2

1.02

3.02

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [ж]-[ш]

2

8.02

10.02

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [з]-[с], [з']-[с']

2

15.02

17.02

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [с]-[ш]

2

22.02

24.02

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [з]-[ж]

2

1.03

3.03

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [с]-[ц]

2 (1)

10.03

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [ч]-[щ]

2

15.03

17.03

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [ч]-[т']

2

5.04

7.04

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [щ]-[ш]

2

12.04

14.04

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Дифференциация  [р]-[л]

2

19.04

21.04

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Однокоренные слова.

2

26.04

28.04

Презентация

Суффикс. Словообразование.

2

3.05

5.05

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Приставка. Словообразование.

2 (1)

12.05

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Предлоги.

2

17.05

19.05

Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова

Логопедическая диагностика

4 (2)

24.05

26.05

Диагностические материалы

Лист коррекции

№ п/п

Дата занятия по учебно-тематическому планированию

Тема занятия по учебно-тематическому планированию

Способ корректировки с указанием фактической даты занятия

Причина корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...

Примерная адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1. / 7.2.)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом осо...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития  ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...

Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету Математика» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизирует содержание ко...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...