конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Иванова Ирина Алексеевна

конспект урока русского языка 1 класс, на тему: «Звонкие и глухие согласные в конце слова».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект пробного урока

письма в 1в классе

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа 31Н

Ивановой Ирины Алексеевны

  Руководитель: Меркулова С.Г.

Дата____________                                                 Оценка_________

Подпись учителя______________                        Подпись методиста_________
Подпись методиста____________

Трубчевск, 2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 28.01.2021.
Школа: Трубчевская СОШ №1
ОС: Школа России
Учебный предмет: Русский язык 
Класс:
 1в 
Учитель:
Самусева Екатерина Михайловна
Студент-практикант:
Иванова Ирина Алексеевна 
Тема:
«Звонкие и глухие согласные в конце слова».
Тип урока: открытие новых знаний

Цели:
Содержательная:
создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, совершенствовать фонематический  слух, развивать правильное каллиграфическое письмо,  помочь соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.
Деятельностная: формировать у учащихся умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки, умение соотносить произношение и написание слов; способствовать формированию орфографической грамотности.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать знания о звонких и глухих согласных в конце слова;
2. Формировать умение подбирать проверочные слова к словам с парным звонким и глухим согласным.

Развивающие:

Формировать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о звонких и глухих согласных в конце слова.

Развивать память, внимание, интерес к изучаемому материалу.

Воспитывающие:

Создать условия для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формировать положительное отношение к урокам русского языка.

Создать условия для формирования интереса к языковой и речевой деятельности;

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Понимать различие между звуками и буквами;
  2. Знания о звонких и глухих согласных в конце слова;
  3. Умение подбирать проверочные слова к словам с парным звонким и глухим согласным.

Личностные: 

  1. Положительное отношение к урокам русского языка;
  2. Интерес к языковой и речевой деятельности;

Метапредметные:

Познавательные: 

  1. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
  2. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Регулятивные: 

  1. Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  2. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Коммуникативные: 

  1. Слушать собеседника и понимать речь других;
  2. Принимать участие в диалоге;
  3. Принимать участие в работе парами и группами;

Оборудование: презентация

План урока

  1. Этап мотивации
  1. Приветствие
  2.  Этический заряд
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Минутка чистописания
2.2. Повторение изученного
2.3. Работа с отрывком из стихотворения

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта
            5.1. Игра-путешествие
           5.2. Работа по теме урока
           5.3. Работа по карточкам

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
            6.1. Физминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

            7.1. Работа по карточкам
            7.2. Составление предложений со словами

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие
    Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Алексеевна и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я.

1.2. Этический заряд
-Ребята, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-Давайте начнем урок письма. Откройте тетради, напишите число и классная работа. Для образца посмотрите на доску и на экран.
На третьей линейке посередине запишите число:
Двадцать восьмое января.
На следующей линеечке: Классная работа. 
Пишите красиво и разборчиво.

2.1. Минутка чистописания
-Сегодня на минутке чистописания на одной строчке мы будем с вами писать заглавную и строчную букву.  А какую именно букву, вы узнаете, послушав загадку:

             Все барашки букву знают,
           Только чуточку смягчают.
           Известно мне да и тебе,
          Что за буква- буква…
 (Б)
-Верно!
-Не пропуская строчки, давайте запишем заглавную и прописную буквы Б.
-Но перед этим я бы хотела увидеть, правильная ли у вас посадка? Ножки стоят ровно на полу, спина ровная, прикасается к спинке стула. Тетрадь лежит наискосок.
-Итак, все проверили посадку? Приступаем к работе.

-Подчеркните самую красивую букву карандашом.
-На следующей строчке запишите слог ба,бу и би. Записав эти три слога, продолжите их до конца этой рабочей строки. Самый красивый слог обведите, пожалуйста, карандашом. Я сейчас пройду и посмотрю, как вы красиво прописываете данные слоги. (Показать лушые работы)

2.2. Повторение изученного.
-Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы попытайтесь их отгадать. Правильные ответы мы  с вами запишем в тетрадь через запятую.
Первая загадка. Слушайте внимательно.

Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей – зимой,
А летом с бритой головой.
 (Пень) Давайте запишем это слово в рабочей тетради с красной строки- ПЕНЬ, поставьте запятую после этого слова.

В полотняной стране
По реке- простыне
Плавает пароход,
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать.
 (Утюг) запишите это слово на той же строчке после запятой.
У меня знаковых- тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что, кто пройдет,
Тот и руку мне пожмёт.
 (Дверь) Запишите это слово

Весь я сделан из железа,
У меня ни  рук, ни ног.
А по шляпку в доску влезу,
А по мне все тук, да тук.
 (Гвоздь) Запишите это слово.


Прочитайте внимательно слова, которые мы записали. Найдите лишнее. (Утюг- т.к. на конце нет мягкого знака)
-Почему во всех словах, кроме слова утюг вы написали мягкий знак? (Потому что он обозначает мягкость согласного звука.)
-Чем похожи эти слова? (Букв больше, чем звуков) т. к. на конце ь, а он звука не обозначает.
-Ребята, что мы с вами повторили на данном этапе урока? (звуки и буквы, вспомнили, что мягкий знак звука не обозначает, что в слове букв может быть больше, чем звуков, а звуков, больше, чем букв)

2.3. Работа с отрывком из стихотворения

-Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и скажите, о чём он?

За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет-
И туман и непогоды
Осень поздняя несёт.

 -Как происходит смена времён года?  (происходит последовательно)
-Лето, какое?

-Осень, какая?

-Найдите слова, отвечающие на вопрос «Кто?» или  «Что?". Что обозначает? (предмет) Сколькими чёрточками мы подчеркнём данное слово? (Подчеркнуть одной чертой)

-Найдите слова, отвечающие на вопрос «Что делать?» и «Что сделать?» Что данные слова обозначают? (действие предмета). Подчеркнуть двумя чертами.
Найдите, пожалуйста, слова, отвечающие на вопрос «Какой? «Какое?» «Какая?» «Какие?» Подчеркните данные слова волнистой линией.

-Какие знания мы с вами повторили на данном этапе урока? (Повторили слова, которые отвечают на вопрос «Что?» «Кто?» «Что Делать?» «Что сделать?» «Какой?» «Какая?» «Какое?» Какие?») Подчеркните волнистой линией.

За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет- 
И
туман и непогоды
Осень поздняя несёт.

Записывают число и классная работа

Буква Б

Дети записывают слова, проверяют написанное, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

П2

К1

К2

К1

К2

П2

Л1

Л

Пр. 2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Ребята, посмотрите на слайд. Что изображено на предметном рисунке?
УТЮ(Г,К)
-А какие это согласные? (звонкий и глухой)

-Какую согласную вы напишете на конце слова УТЮГ?

-Давайте на сегодняшнем уроке это выясним.

УТЮГ

Л3

Пр.3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (звонкие и глухие согласные на конце слова)

- Какую цель мы поставим перед собой? (научиться писать необходимую букву на конце слова)

- А каковы задачи нашего урока.

«звонкие и глухие согласные на конце слова»

- Научиться писать необходимую букву на конце слова

- Будем тренироваться, писать упражнения.

К1

П1

Р1

Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Игра-путешествие.

– Сейчас я хотела бы с вами отправиться в путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда, ребята, сядьте ровно. Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавит. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.

− Сколько букв в русском языке? (33 буквы)

− Какие буквы не обозначают  звуков? ( ь,ъ)

− Сколько гласных звуков? (6.)

− Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.) 

− Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных. Глухие живут на первом этаже (нижнем), а  звонкие живут на втором (на верхнем) (6 пар существует)

− Послушайте сказку.

                ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные − с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были звонкие звуки.

А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Звонкие звуки весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие звуки. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество.. Пар у них не было. Это непарные звуки. С тех пор так и повелось. На праздниках парные звуки танцуют в паре со своим партнером. А непарные звуки просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

− Ребята, а как вы думаете,  какие согласные парные? Какие непарные?

5.2. Работа по теме урока

 -А теперь давайте закрепим наше знание, для этого я вам буду загадывать загадки, а ответы на них мы должны будем записывать в столбик.
Итак, первая загадка.

1.   Гладит всё, чего касается,
     А дотронешься - кусается
. (Утюг)
Выходит один ученик к доске, записывает в столбик слово.

  1. Чтобы осень не промокла,
    Не раскисла от воды,
    Превратил он лужи в стёкла,
    Сделал снежные следы.
    (Мороз)
  2. Землю пробуравил,
    Корешок оставил,
    Сам на свет явился,
    Шапочкой прикрылся
    (Гриб)

Ребята, а теперь давайте в каждом из этих слов подчеркнём последнюю букву. На что вы  обратили внимание? Чётко ли произносится последний звук? Какой звук вы слышите на конце этого слова? А какую букву пишем?
Как вы думаете, почему мы слышим звук [п], а пишем букву б.
Почему так происходит?  И что нам в этом случае делать? Ведь нам надо писать без ошибок.
- Давайте произнесем первое слово. Что вы слышите на конце слова?
А как будет много? УТЮГИ
-Как слышится этот звук в данном слове?
-Почему? (после согласного стоит гласный)

-Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании парных звонких согласных в конце слова? (Подобрать слово, чтобы после согласного стоял гласный)
-Это слово будет проверочным и поможет правильно написать букву на конце слова.

-Давайте напротив каждого слова напишем проверочное.

- Итак, первое слово УТЮГ. Какое проверочное слово можно подобрать, чтобы этот звук слышался чётко?  УТЮГИ
Давайте запишем проверочное слово для слова МОРОЗ- МОРОЗЫ
ГРИБ- ГРИБЫ.

5.3. Работа по карточкам.

-А сейчас, ребята, мы будем с вами учиться подбирать проверочные слова к словам со звонкими согласными на конце.

-У вас на партах лежит белый листок с заданием.
-Прочитайте слова.
Но (ш,ж),   шала(ш,ж),     у (ш,ж),   малы(ш,ж)
-На слайде написаны слова,  но подружки-буквы встали в скобки. Они хотят, чтобы ребята помогли и нашли правильную букву из скобок.
-Вам необходимо в своих листочках обвести правильную букву.
-Как определить, какую букву необходимо написать в этом слове. (Для этого про себя вам будет необходимо подобрать проверочное слово)

Обратите внимание на слайд. Давайте проверим, как правильно вы выполнили задание.

НОЖ, ШАЛАШ, УЖ, МАЛЫШ

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Физминутка

-Теперь давайте поиграем.
Я вам буду называть слово. А вы должны будете определить.: это проверочное слово или проверяемое.  Если это
проверяемое слово, вам необходимо будет коснуться пола, а ели это будет проверяемое, то вам необходимо поднять руки вверх. Например,  я говорю слово Нож- это проверяемое слово.  Необходимо  сделать наклон вперёд. Если я скажу ножи- это проверочное слово. Необходимо поднять руки и вытянуться вверх. Ну что, все поняли правило игры? Кто хочет повторить?
-Начинаем игру:

ШАРФЫ (поднять руки  и вытянуться вверх)
ХЛЕБ
(наклон вперёд,)
ТЕТРАДИ(поднять руки  и вытянуться вверх)
ПРИЗЫ(
поднять руки  и вытянуться вверх)
СНЕГ
(наклон вперёд,)
ШАРФ
(наклон вперёд,)
СУП(
наклон вперёд,)
СУПЫ(
поднять руки  и вытянуться вверх)

Фронтальная

Л1

К1

П1

П2

Л1

Л

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Работа по карточкам.
У вас лежат карточки зеленого цвета на столах, возьмите их. Вам необходимо будет вставить пропущенные буквы. Это работа в парах, так что давайте вспомним работать дружно, слаженно. Не ссориться; Попытаться принять или не принять мнение соседа.
Хорошо, не забудьте применить эти правила при данной работе.
Прочитайте про себя слова и напишите пропущенную букву. Если вы затрудняетесь, какую букву надо поставить, каким правилом мы пользуемся? (мы ставим слово во множественном числе)

Выполняем задание.
Хорош наш ле_. Там много сочных тра_. Вот ду_. Под дубом рос белый гри_.

- А теперь давайте сверим со слайдами.

Хорош наш лес. Там много сочных трав. Вот дуб. Под дубом рос белый гриб.

 7.2. Составление предложений со словами.

- Составьте предложение с любым из данных слов
Слова:  ДУ(Б,П)
СА(Д,Т)
МОРО(З,С)

Какие предложения у вас получились?

Учащиеся составляют предложения.

Фронтальная

К2

Пр.1

Пр.3

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу.
-Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании звонкого согласного на конце слова?

 - Оцените свою работу на уроке. Если вам сегодня на уроке все понравилось и все получалось поднимите радостное солнышко, если у вас на уроке ничего не получалось  и вы не знали что делать, поднимите тучку.
Спасибо за урок. Вы большие молодцы. Урок окончен.

Р1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Урок русского языка 2 класс по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Цель урока-          актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;-...

Конспект урока во 2 классе на тему "Звонкие и глухие согласные на конце слова".

На уроке учащиеся проводят исследовательскую работу по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". Урок проходит в форме групповой и парной работы....

Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "Звонкие и глухие согласные на конце слова".  Используется учебник Канакиной В. П. и Горецкого В. Г. На уроке дети совершат прогулку в зимн...

Методическая разработка к уроку русского языка во 2 классе на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Методическая разработка к  уроку русского языка во 2 классе "Звонкие и глухие согласные на конце слова" (УМК Школа России)....

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...

Конспект урока в 3 классе: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Конспект урока по предмету «Русский язык» в 3 классе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...