Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Грищенкова София Кирилловна

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект пробного урока

                                                                            русского языка во 2 классе

                                                                                                           Специальность 44.02.02  

                                                                                         Преподавание в начальных классах

                                                                                                                Курс III,  группа 31Н  

                                                                                           Грищенковой Софии Кирилловны  

                                                                      Руководитель: Соловей Наталья Викторовна

Дата  01. 04. 2021

Подпись учителя                          Оценка___________

Подпись методиста                Подпись методиста____________

Трубчевск,

                                                                                                   2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Дисциплина: Русский язык

Учитель: Николаева Алла Александровна

Практикант: Грищенкова София

Тема: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

Содержательная: обобщение  знаний о глаголе

Деятельностная: закрепление умения находить глаголы, определять их число

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать умение определять синтаксическую функцию глагола

2. Развивать умение ставить вопросы к словам, определять части речи

3. Закрепить умение определять число глаголов

4. Развив умение правильно писать слова на изученные орфограммы

5. Развивать умение правильно употреблять глаголы в речи

6. Развивать умение подбирать синонимы и антонимы к глаголам

7. Развивать умение  определять прямое и переносное значение глаголов

8. Развивать умение объяснять смысл пословицы

Развивающие:

1. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

2. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

3. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

4. Развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге;

6. Развивать умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности;

2. Развивать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение определять синтаксическую функцию глагола

2. Умение ставить вопросы к словам, определять части речи

3. Закрепление определять число глаголов

4. Умение правильно писать слова на изученные орфограммы

5. Умение правильно употреблять глаголы в речи

6. Умение подбирать синонимы и антонимы к глаголам

7. Умение  определять прямое и переносное значение глаголов

8. Умение объяснять смысл пословицы  

Личностные:

1. Положительное отношение к языковой деятельности;

2. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

2. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.

Регулятивные:

1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

2. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

1. Умение слушать собеседника и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя правила речевого поведения;

2. Умение отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.

Оборудование: слайды презентации, учебник, распечатки текста (карточка).

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России). Стр- 84-85

План:

1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

1.2. Игра на внимание «Нос, пол, потолок»

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия  

2.1. Работа с пословицей

2.2.  Орфографическая минутка

3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

3.1. Повторение признаков глагола (задание 2)

3.2 Формулирование проблемы урока

4. Построение плана по разрешению возникших затруднений

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели

4.3. Планирование деятельности

5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

5.1. Работа с формами числа глагола

5.2. Работа с глаголами «одеть», «надеть»

6. Обобщение выявленных затруднений

6.1. Подбор антонимов к данным глаголам

6.2. Подбор синонимов  и однокоренных  существительных к данным глаголам

6.3. Работа с глаголами, употребляющимися в переносном значении

7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

7.1. Работа со стихотворением  Г. Бойко

7.2. Самостоятельное списывание текста

8. Осуществление рефлексии

8.1. Подведение итогов

8.2. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

 1. Мотивационный этап

1.1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут София Кирилловна. Сегодняшний урок проведу у вас я.

1.2. Игра на внимание «Нос, пол, потолок»

Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

-Как вы думаете, почему мы с вами урок начали с игры на внимание?

Фронтальная

К1

2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия  

2.1. Работа с пословицей

«Лёжа хлеба (не) добудешь» СЛАЙД

-Прочитайте пословицу.

-Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Что бы сделать хлеб, нужно  много всего сделать: вспахать землю, посеять зерно, собрать урожай, перемолоть зерно, сделать тесто, испечь хлеб. Все это требует затрат времени и сил. Либо, учитывая, что время - деньги, денежных затрат. Лежа ни денег не заработаешь, ни землю не вспашешь. Отсюда следует, что лёжа хлеб не добудешь.)

-Ребята, что в пословице вы заметили?

-к какому слову относится частица НЕ?

-Какой части речи слово «добудешь»?

-Как же пишется НЕ с глаголом?

-Что такое глагол?

2.2.  Орфографическая минутка

-Теперь посмотрим, насколько  мы будете внимательными.

-На столах лежат карточки, возьмите их. ПОДПИШИТЕ СВОЮ ФАМИЛИЮ.           Прочитает задание …

-Вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Объясните орфограммы.
Мельница ст..яла у самой воды. Возле ее стены вращ..лось огромное колесо. Нижнюю часть колеса (не) было видно, она (на) х…дилас…  под водой.

        

-… прочитай, пожалуйста, 1 предложение. Объясни

все орфограммы.

- Выдели грамматическую основу

-Молодец

-… прочитай, пожалуйста, 2 предложение. Объясни все орфограммы.

- Выдели грамматическую основу

-… прочитай, пожалуйста, 3 предложение. Объясни все орфограммы.

- Выдели грамматическую основу

-… прочитай, пожалуйста, 4 предложение. Объясни все орфограммы.

- Выдели грамматическую основу

Передайте листочки с последних парт на первые, я их проверю.

Для чего в нашей речи мы используем глаголы?

-Ведя беседу, что мы с вами повторяли?

Чтобы хлеб получить, нужно много  делать, т.е. работать, приложить свой труд, чтобы хлеб вырос

«НЕ» стоит в скобках

«добудешь»

глагол

«НЕ» с глаголом пишется раздельно

Глагол – самостоятельная часть речи, отв. на вопросы Что делать? Что сделать?. Обозначает действие предмета. В предложении сказуемое(= выраж. гл.)

Бывают совершенного  несовершенного вида, изменяются по временам, лицам, числам и родам. Бывают 1 и 2 спряжения

«Стояла», в корне слова, проверим «стОя»

Мельница (сущ.) стояла (гл.)

«Вращалось», -ча, -ща, пиши с буквой «А»

Колесо (сущ.) вращалось (гл.)

«Находилась», корень хОд;

Приставка НА.    «Ь» для смягчения согласной

 Часть (сущ.) не было видно (гл.)

Она (сущ.) находилась (гл)

-Глагол обозначает действие предмета, без глаголов речь будут непонятная

-Повторяли не с глаголами, определяли главные члены предложения, объясняли орфограммы, значение пословицы

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР8

ПР4

ПР1

ПР4

ПР2

ПР4

ПР1

Л2

П1

К1

К2

3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). 

3.1. Повторение признаков глагола (задание 2)

Сон, спать, бежать, дорога, петь, песня СЛАЙД

-Прочит слова, все ли эти слова является  глаголом? Докажите.

-Все ли признаки глаголы мы знаем?

Как вы дум нужно ли нам повторить знания о глаголе, зачем?

И так какова проблема урока?

3.2 Формулировка проблемы урока

Все ли мы знаем о глаголе?!

СЛАЙД

Что?         Что делать?

Сон               спать

Дорога          бежать

Песня            петь

Самопроверка

Фронтальная

ПР2

П2

К2

4. Построение плана по разрешению возникших затруднений

4.1. Формулирование темы урока

А чтобы быть точными, мы сегодня с вами будем обобщать и закреплять знания по теме «Глагол»

4.2. Формулирование цели

-Убедиться что все заем о глаголе

4.3. Планирование деятельности

-Что мы будем делать, чтобы достичь цели?

Фронтальная

К2

Л2

Р2

Р1

5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы

 5.1. Работа с формами числа глагола

- А начнем мы с наблюдения над формами глаголов, прочит глаголы из упр-я 3

На какие группы можно разделить все эти слова?

-Что обозначает глагол в ед.ч? мн.ч?

-Откройте, запишите упр.-е 3

1 вариант списывает глаголы в ед.ч

2 вариант списывает глаголы мн.ч

-Обменяйтесь тетрадями, возьмите карандаш и проверьте работу товарищу (если без ошибок – на полях поставьте «+»)

-Проверьте, все ли глаголы вы записали, поднимите руки у кого  все записал правильно.

5.2. Работа с глаголами «одеть», «надеть» 

Ребята, посмотрите, какие необычные глаголы помещены в след упр-и, что у них общего, чем отличаются?

-Прочитает слова вслух…

-Ребята, как вы думаете, одинаковое ли значения имеют эти 2 слова? Рука и ответ.

-Верно, значения этих слов разное.

ОДЕЛ-кого-нибудь девочку, куклу, Машу

НАДЕЛ-что-нибудь на себя: шапку, кофту, ботинки

-Зная, понятия данных слов, составьте предложение с одним из слов и определите сказуемое

-Какой вывод мы можем сделать?

Ед.ч и мн.ч.

Ед.ч. – стоит, дарил, бежит, писал;

Мн.ч. – лечат, играют, читали, строили, пишут

Разные

Эти слова явл. глаголом

Взаимопроверка

Фронтальная

ПР3

ПР4

ПР5

ПР5

К1

6. Обобщение выявленных затруднений

6.1. Подбор антонимов к данным глаголам

-Ребята, как вы думаете, могут ли глаголы иметь антонимы и синонимы, давай проверим наши предположения, откройте упр-е 5-ое

-Давайте, Ребята вспомним, что такое антонимы?

Антонимы – это слова противоположные по значению. ЧЕРНЫЙ — БЕЛЫЙ.

-Какой антоним подберем к слову мириться?

-Какой антоним подберем к слову встречать?

-Подпишите упр.5 и запишите пары слов

-Какие молодцы.

6.2. Подбор синонимов  и однокоренных существительных к данным глаголам

-Ребята, наши глаголы очень трудолюбивые и они любят образовывать новые слова. Давайте образуем от этих глаголов имена существительные, подберем их родственников

-Посмотрите на упр. 6

-Что такое однокоренные слова? (слова, имеющие один и тот же корень)

-Подберите к слову «работать» однокоренное слово.

-Подберите к слову «обедать» однокоренное слово.

-Запишите в тетрадь каждое словосочетания с новой строки.

-Ребята, что такое синонимы?

Синонимы – слова, близкие по значению

-Попробуйте подобрать к словам синонимы

-Какой вывод мы можем сделать? (глаголы  могут иметь синонимы и антонимы)

-А еще глаголы  они могут иметь не 1 значение, а несколько, давай вместе убедимся.

6.3. Работа с глаголами, употребляющимися в переносном значении

-Прочитайте предложения.

-Найдите, где прямое, а где переносное значение?

-Сколько значений у слова «сияют»? (блестят, светятся)

Мириться – ссориться,

встречать – провожать

 

Работать – трудиться

Обедать – кушать УСН.

Сияют звезды – прямое

Глаза сияют –переносное 

Фронтальная

Фронтальная

ПР6

К1

ПР6

К1

ПР6

ПР7

7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

7.1. Работа со стихотворением  Г. Бойко

-Посмотрите на упр 147-ое

-Сейчас прочитаю стихотворение Я, а вы следите,  затем кто-то из вас мне его прочитает.

-Прочитает стихотворение Настя или Стася

-Найдите выделенные слова.

-Как вы понимаете выражение «болтать языком»?

-Как вы понимаете выражение «болтать ногами»?

-Найдите прямое значение и переносное?

-Как по-другому называют переносное значение?

-Итак, ребята, сделайте вывод, это разные слова или одно слово в  разных значениях?

7.2. Самостоятельное списывание текста

-Подпишите в тетради упр. 147

-Спишите 1-ую строчку, найти  глаголы и надпишите их

Сколько глаголов? (1)

Назовите их? (сказала) хватит, болтать.

Почему  это глаголы? (отв на вопр Что сделала?)

Много разговаривать

Перебирать ногами ПРЯ

Фразеологизмы

Одно слово в разных значениях

Взаимопроверка

ПР7

ПР2

8. Осуществление рефлексии

8.1. Подведение итогов

-Какую же цель мы с вами ставили на урок?

-Кто из вас считает, что мы достигли цели, поднимите руки

-Что мы делали, чтобы достичь цели?

-Что нового узнали?

Вот сколько много мы знаем о глаголе, но это еще не всё, вы будете узнавать о глаголе новое в 3, 4 классах

8.2. Домашнее задание

Повторить всё о глаголе

Убедиться что все заем о глаголе

Выполняли упр-я (…)

Фронтальная

Р1

К1

К2

П1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и закрепление знаний по теме глагол - 2 класс

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. А отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех эта...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол"

Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.Вид урока: Практическая работа, беседа.Цель урока: Сове...

Конспект урока по русского языка на тему: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Конспект урока по русского языка на тему: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение и закрепление знаний по теме глагол" 2 класс

Данный  урок  поможет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Глагол"...

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»"

Предмет:Русский языкКласс:2 дТип урока:Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.Вид урока:Практическая работа, беседа.Тема урока:Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»...

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глаголы»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация полученных знаний учащихся о глаголах, совершенствование умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, расширение представлений о числ...