План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Татьяна Леонидовна Еременко

Задачи:

Образовательные:

-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов

-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголов

Развивающие:

-способствовать развитию умений правописания безударных личных окончаний глаголов

-формировать устойчивый навык орфографического письма, развивать речь

Воспитательная:

-воспитывать аккуратность.

-воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

 «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»

Предмет: Русский язык

Класс: 4 «А»

Программа: Гармония

Тема: «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»

Тип урока: Урок закрепления знаний

Вид урока: Комбинированный

Методы: Объяснение, демонстрация, самостоятельная работа учащихся

Оснащение: учебник, презентация, рабочая тетрадь, тетрадь-задачник

Цель: создать условия для закрепления знаний о правописании безударных личных окончаний глаголов.

Задачи:

Образовательные:

-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов

-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголов

Развивающие:

-способствовать развитию умений правописания безударных личных окончаний глаголов

-формировать устойчивый навык орфографического письма, развивать речь

Воспитательная:

-воспитывать аккуратность.

-воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Этап урока

Образовательная задача

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Дидактический материал, средства ИКТ

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1. Организационный момент

1-2 мин

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Девиз

Проверьте свою готовность к уроку. На ваших столах должен лежать учебник, тетрадь, тетрадь-задачник и пенал. Садитесь.

Проверьте свою посадку за партой. Ваши ноги полностью должны касаться стопой пола. Между вами и партой должен проходить кулак. Руки лежать на парте.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

(Приветствуют учителя.  Проверяют готовность к уроку и свою посадку.)

Ф

Презентация 1 слайд (посадка за партой и эмоциональный настрой)

-

Умение контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных норм и правил (р)

Мотивация к учебной деятельности на личностно значимом уровне

Формирования бережного отношения к своему здоровью.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

5-8 мин

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Подводящий диалог

-Посмотрите на слайд. Какая часть речи чаще всего встречается в этом стихотворении?

-А что же такое глагол?

 -Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

-Посмотрите на слайд. Нам дано слово в котором пропущена буква.

Терп..шь (терпишь)

 -Какое правило или памятка  нам поможет вставить букву в пропуск?

-.Правильно, памятка о правописании безударных личных окончаний глаголов.

-Вспомним ее алгоритм.

1. Убедиться, что глагол в настоящем или будущем времени.

-В каком времени глагол «терпишь»?

2. Поставить глагол в неопределенную форму. (Карточка)

терпеть

3. Определить спряжение.  (Карточка)

-Определите спряжение глагола «терпеть»?

-Почему?

-«Терпеть» не заканчивается на –ить, но является глаголом-исключением. Вспомним слова исключения.

Кто назовет глаголы-исключения 2  спряжения на -ать?

-Молодец! (С помощью карточки делаем проверку)

-Кто назовет глаголы-исключения 2 спряжения на –еть?

-Молодец!  (С помощью карточки осуществляем проверку)

4. Выясни лицо и число глагола (на доске карточки)

-Какое лицо и число у глагола «терпишь»?

Правильно, а почему?

5. Вспомните нужную букву, и напиши личное окончание.

(Карточка со спряжением и окончанием»

-Какое лицо, число и спряжение у глагола «терпишь»?

-Ищем окончание по памятке.

-Какое окончание у нас должно быть?

-Пишем букву «и» вместо пропуска.

(Говорят определение)

-Памятка о правописании безударных личных окончаний глаголов.

-настоящее

-настоящее

-2 спр. т.к. глагол-исключение

-глагол-исключение

-гнать, дышать, держать, слышать

-смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть

-2лицо и ед.ч

-можно подставить местоимение «ты»

-2 лицо, 2 спр. ед.ч

-ишь

Ф

Наглядный материал

Презентация слайд 2

(слово и его характеристика всплывающая)

Повторение алгоритма проверки правописания безударных личных окончаний.

Умение вести диалог, отвечать на вопросы (К)

-

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

2-3 мин

Выявление места и причины затруднения

-Когда мы с вами вспоминали алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов, некоторые учащиеся молчали, значит, не до конца разобрались в данной теме.

-Назовите тему урока.

Тема нашего урока: повторение правописания безударных личных окончаний.

-Назовите цель урока.

Цель нашего урока: закрепить  знания о правописании безударных личных окончаний глаголов.

-повторение правописания безударных личных окончаний

-закрепить знания о правописании безударных личных окончаний глаголов

Ф

Презентация 3 (тема и цель)

-

Умение определять цель деятельности на уроке (Р) Принимать и сохранять учебную цель и задачи (П)

Осознание темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

1-2 мин

Построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению

Лишний пункт

Посмотрите на слайд. Чтобы добиться поставленной цели, я составила план, но что-то в нем лишнее.

План:

1. Повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.

2. Выполнить упражнения для закрепления.

3. Узнаю много нового про мир птиц и зверей.

4. Оценю свою работу на уроке.

Какой пункт плана лишний?

Что нам поможет выполнить план?

А есть ли пункты плана, которые мы уже выполнили?

-3

-учитель, учебник и т.д.

-да, 1

Презентация 4 (пункты плана)

-

Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата составлять план (Р)

Формирование потребности ставить цели и добиваться их.

5. Основная часть

25-30мин

Введение изучаемого понятия, выявление существенных признаков

Подводящий диалог

Откройте тетрадь. Запишите дату и классную работу.

-Откройте страницу 54 учебника. Прочитайте задание  под номером 453. Что нам нужно сделать?

-Прочитай.

-Нам нужно узнать, чем похожи все глаголы и найти один лишний.

-Подумайте сами 2 минуты.

-Чем похожи все глаголы?

-Какой глагол лишний?

-Почему?

-Какую букву мы вставим в слово «потерпим»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол-исключение 2 спряжения, 1 лица , множественного числа.

-Какую букву мы вставим в слово «подгоним»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол-исключение 2 спряжения, 1 лица , множественного числа.

-Какую букву мы вставим в слово «потушим»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол 2 спряжения -ить, 1 лица , множественного числа.

-Какую букву мы вставим в слово «посеем»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол 1 спряжения -ять, 1 лица , множественного числа.

-Какую букву мы вставим в слово «задержим»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол-исключение 2 спряжения, 1 лица , множественного числа.

-Какую букву мы вставим в слово «закрасим»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол 2 спряжения, 1 лица , множественного числа.

-Какую букву мы вставим в слово «повертим»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол-исключение 2 спряжения, 1 лица , множественного числа.

-Какую букву мы вставим в слово «поставим»?

-Почему?

- Вставим букву «и», т.к. это глагол 2 спряжения, 1 лица , множественного числа.

 Запишите номер упражнения и слова, вставляя пропущенные буквы. Над словами запишите спряжение глаголов.

-Прочитайте задание под словами.

-Нам нужно разделить оставшиеся слова на 2 группы. На какие две группы вы предлагаете разделить наши глаголы?

Подумайте минутку.

-На какие две группы мы можем разделить наши глаголы?

-Кто хочет разделить глаголы на две группы у доски? Остальные разделите глаголы самостоятельно.

(Проверка разделения на группы)

-Какие слова будут входить в группу «глаголов-исключений»?

-А какие слова будут входить в группу «глаголов 2 спряжения»

-Поднимите руку, кто допустил 2 и более ошибки.

-Поднимите руку, кто допустил 1 ошибку.

-Поднимите руку, кто выполнил работу правильно.

Чтобы нам дальше продолжать урок, нам нужно как следует отдохнуть.

Физминутка о глаголах II спряжения.

Если глаголы исключения – хлопаем, если не исключения – топаем.

Посмотрим (искл), заходим (нет), выполним (нет), гоним (искл), дышим (искл), заклеим (нет), увидим (искл), держим (искл), полюбим (нет), услышим(искл), зависим(искл), построим(нет), вытерпим(искл).

- А в каком лице были названы глаголы?

Прочитайте задание 454.

-Нам нужно прочитать стихотворение и решить орфографические задачи, устно объясняя выбор букв.

-Куда нас переносит учебник?

-Откройте страницу 47 в тетради-задачнике.

-Прочитайте первое задание до квадрата.

Нам нужно над именами существительными с пропущенными буквами указать склонение и падеж, а над всеми глаголами-спряжение.

Прочитаем первый и второй абзац.

(Чтение по цепочке предложениями)

Ребята, вы читаете полностью предложение, а потом вставляете пропущенную букву и выполняете задание.

Сидит мой сын на крыше, Сидит уже полдня. Крыше 1 скл П.п.

-Докажи.

Зову его- не слышит, не видит он меня.

Не с глагола пишется раздельно

СквОречник опуСТелый он видИт на сосне.

СквОрушка, опуСТелый(чк, чн, ст и зн без ь знака)видит 2 спр.искл.

СЕмейство улетелО, вернеТСЯ по весне.

сЕмьи улетелО-родовой гл ср.р

Не вниз, а вверх глядит он.

К сосне прикован взгляд.

И машЕт всем сЕрдито, когда внИзу шумят.

машЕт 1 спр сЕрдито(сЕрдитый) внИзу (низ)

А тот скворечник дятел облюбовал пока.

Он время зря не тратил- зима недалЕка.

(Резервное задание)

-Запишите первый абзац к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая орфограммы и указывая склонения и падеж у существительных и спряжение у глаголов с пропущенными буквами.

-Чем похожи все глаголы? А какой один лишний.

-мн.ч и 1 лицо

-посеем

-этот глагол 1 спряжения, а остальные 2 спряжения.

-«И»

(Отвечают на вопрос)

-«И»

(Отвечают на вопрос)

-«И»

(Отвечают на вопрос)

-«Е»

(Отвечают на вопрос)

-«И»

(Отвечают на вопрос)

-«И»

(Отвечают на вопрос)

-«И»

(Отвечают на вопрос)

-«И»

(Отвечают на вопрос)

-«И»

(Отвечают на вопрос)

(Выполняют задание)

(Читают задание)

-на глаголы 2 спряжения и на глаголы-исключения 2 спряжения

(Один учащийся делит глаголы у доски на 2 группы)

-потерпим

подгоним

задержим

повертим

-потушим

закрасим

поставим

(Оценивают работу)

(Выполняют физкультминутку)

-1 лица

(Читают задание)

-в тетрадь-задачник

(Читают задание)

(Чтение по цепочке предложениями)

-Крыше 1 скл.П.п.

1 скл., т.к. крыша-она моя ж.р., а П.п.- ?на чем? На крыше

-гл.искл 2 спр

пишим и

-не с гл раздельно.

-вернется-что сделает?

-внИзу (низ)

-сквОречник (сквОрушка)

-далЕко

(Выполняют задание)

И, Ф

Учебник, тетрадь, тетрадь-задачник

Закрепление знаний о правописании о правописании безударного личного окончания .

Умение обобщать и классифицировать по признакам (П)

Умение планировать устный ответ (К)

Умение на основе анализа объектов делать вывод (П)

Умение определять орфограмму в слове (П)

Формирование понимания о том, что тетрадь-  это лицо ученика.

6. Включение в систему знаний и повторения

2-3 мин

Повторение и закрепление ранее изученного

Беседа

-Вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока? Достигли ли ее?

-Какая была цель урока?

-Повторите дома это правило. Оно вам очень пригодится в дальнейшем.

-Да

-Закрепить знания о правописании личных безударных окончаний у глаголов

Структурирование знаний

Умение оценивать свою деятельность на уроке  (Р) Умение оценивать себя и свои действия на уроке (Р)

Формирование адекватной самооценки

7. Рефлексия деятельности 2-3 минуты

Самооценка результатов деятельности

Лестница успеха

— Вот и подходит к концу наш урок. У каждого из вас на партах лежит листок с лесенкой успеха.  Отметьте, на какой из ступенек вы находитесь после сегодняшнего урока. Чем выше ступеньки, тем лучше вы оцениваете себя. А теперь давайте поставим оценки. (выставить оценки учащимся)

(Оценивают свою деятельность на уроке)

И

Раздаточный индивидуальный материал: лесенка успеха.

-

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Р)

Формирование самоанализа причин успеха_ неуспеха в работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...