Систематизация морфологических понятий у младших школьников
статья по русскому языку

Сульдяйкина Надежда Владимировна

Статья посвящена вопросу систематизации морфологических понятий младшими школьниками. Данная проблема возникает из-за формального механического заучивания учащимися  признаков морфологических категорий, что приводит к недостаточному усвоению материала из курса морфологии. Применение технологии «Майндмеппинг» позволит учителю повысить уровень систематизации морфологических понятий детей, а также удовлетворить требования ФГОС НОО к всестороннему развитию личности ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vk-1_belova_n._n._statya.docx225.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Сульдяйкина  Н. Н.,
учитель начальных классов

Кузнецова Н. В.,

к. пед. н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

г. Саранск

Аннотация. Статья посвящена вопросу систематизации морфологических понятий младшими школьниками. Данная проблема возникает из-за формального механического заучивания учащимися  признаков морфологических категорий, что приводит к недостаточному усвоению материала из курса морфологии. Применение технологии «Майндмеппинг» позволит учителю повысить уровень систематизации морфологических понятий детей, а также удовлетворить требования ФГОС НОО к всестороннему развитию личности ученика.

Ключевые слова: систематизация морфологических понятий, грамматика, части речи, морфология,  начальная школа.

Изучение грамматической системы русского языка, которая включает в себя морфологию как учение о частях речи, способствует развитию мышления младших школьников и их речевых способностей, а также формированию у  них представлений о языковых принципах организации речевой деятельности, о правилах изменения слов и нормах построения высказываний [1].

В начальной школе выделяют две взаимосвязанные цели изучения морфологии:

  1. формирование представлений об основной единице языка – слове – с точки зрения его грамматического значения;
  2. формирование представлений о морфологической системе русского языка (об основных частях речи и синтаксических отношениях, в которые вступают слова русского языка).

В курсе морфологии младшими школьниками изучаются части речи и их формоизменения: имена существительные, имена прилагательные, глаголы; личные местоимения (также происходит знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений); знакомство с наречиями, предлогами, союзами, в программах с углубленным изучением русского языка – с именами числительными. Три крупнейшие темы: имя существительное, имя прилагательное и глагол – концентрически представлены в каждом классе начальной школы. В 1 классе учащиеся наблюдают и группируют слова по значению: названия предметов, признаков или действий. Во 2 классе вводится понятие «части речи» и некоторые их признаки. В 3-4 классах это понятие расширяется на основе изучения новых категориальных признаков каждой из частей речи. Такой порядок освоения данных тем связан с тем, что понятия развиваются в сознании учащихся постепенно. Каждая из частей речи имеет множество признаков, которые не могут быть полностью обобщены детьми.

Усвоение морфологических понятий – процесс достаточно длительный и сложный для учащихся начальной школы. Работа над понятиями должна быть грамотно организована учителем. Педагог должен учитывать лингвистическую сущность изучаемого морфологического понятия, психолого-дидактические особенности процесса усвоения знаний младшими школьниками, а также взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся,  роль морфологических знаний в речевой практике детей.

Методику изучения морфологических понятий можно представить следующим образом [5]:

                                                 наблюдение

выделение существенных признаков изучаемого объекта

введение термина и определение понятия

обогащение понятия новыми признаками

применение понятия в практических действиях.

Формальное механическое заучивание морфологических понятий является основным приемом изучения данного блока грамматики учащимися в современной начальной школе. Последствиями «зубрежки» определений понятий (правил) является исключение практически полной возможности осознания сущности и связи изучаемых явлений между собой.

Все морфологические понятия взаимосвязаны, представляют систему. Однако слабое внимание со стороны учителя начальных классов к систематизации морфологических понятий влечет за собой недостаточное усвоение учебного материала.

Систематизация знаний представляет собой достаточно сложный всесторонний процесс. Например, Р. Д. Клочковская рассматривает систематизацию как «дискурсивный логический процесс обобщения, систему завершающих знаний, упорядочивающих знания по системообразующим свойствам» [3], а в педагогическом энциклопедическом словаре данное понятие характеризуется как «мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа [4, с. 259].

В процессе изучения системы морфологических понятий, педагог начальных классов должен опираться на уже имеющиеся знания ребенка, тем самым он  покажет взаимосвязь изучаемых объектов. Из этого следует, что при предъявлении учащимся нового морфологического знания главное, что должен сделать учитель, – провести актуализацию уже имеющихся морфологических знаний учащихся, которые тесно взаимосвязаны с изучаемым понятием; далее – плавно перейти к изучаемой теме, демонстрируя взаимосвязь между изученными явлениями и изучаемым, раскрыть особенности и сущность нового понятия; и последнее – изучаемое явление необходимо включить в общую систему морфологических понятий. Такой подход, по нашему мнению, создаст предпосылки для формирования устойчивой конструкции знаний по морфологии, а также позволит детям усвоить суть изучаемого явления.

Многократное возвращение к изучаемой теме необходимо, так как ни один элемент системы не должен быть исключен. Целевая установка в обозначенной системе делается не на продолжительность затраченного времени, а на систематизацию знаний.

Для младших школьников характерно наглядно-образное мышление, это свидетельствует о том, что при изучении какого-либо материала учащимся необходимо наглядное изображение всех взаимосвязей изучаемой темы. Использование определенной модели, которая целостно отражает все взаимосвязанные элементы изучаемой темы, позволит учащимся легко запомнить такую информацию. Модель будет представлять собой изучаемый материал, который содержит в себе основные понятия.

Одной из современных технологий моделирования информации, которую можно и нужно использовать для систематизации морфологических понятий у младших школьников, является «майндмеппинг». «Майндмеппинг» – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Данная технология имеет множество названий:  это и «ментальные карты» [2], и «интеллект карты» [2], и «карты ума» [2] и др.

Ментальные карты были разработаны Тони Бьюзеном – известным писателем, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Проводя разнообразные исследования, Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным, так как наш мозг воспринимает данные не линейно, а целостно. Именно это натолкнуло его строить преподаваемую студентам информацию таким образом, как воспринимает её мозг.

Сущность структуры организации мышления и ментальных карт заключается в том, что есть центральный образ или ключевое слово, от которого, в свою очередь, разветвляется огромное количество ассоциаций (образов). Данные ассоциации образуют совокупность и являются нашей памятью.

Цель использования ментальных карт на уроках русского языка (не только в начальной школе) – это систематизация, структурирование, обобщение учебного материала для наглядного представления взаимосвязей между изучаемыми объектами знания, а также развитие творческих способностей учащихся, что полностью удовлетворяет требованиям ФГОС НОО.

На рисунке 1 представлена ментальная карта имени существительного. В карте отражены все признаки имени существительного, изучаемые в начальной школе. Рассмотрев данную модель, учащиеся смогут не только воспринять информацию системно, но и проследить все взаимосвязи категориальных признаков данной части речи.

oo.jpg

Рисунок 1 – Ментальная карта имени существительного

На уроках учитель может сразу использовать готовую карту, составлять её совместно с учащимися, а также предложить учащимся составить её самостоятельно.

Педагогическая технология «Майндмеппинг» является эффективной при повышении уровня систематизации знаний обучающихся, так как полностью повторяет процесс радиантного мышления, с помощью которого мозг человека мыслит и генерирует идеи. Составляя ментальные карты, учащиеся не ограничиваются  в творчестве, так как это позволяет снять их умственное напряжение, а также повысить интерес к учебной деятельности и развивать творческие способности.

Таким образом, одним из способов решения проблемы систематизации морфологических понятий младшими школьниками является применение на уроках русского языка технологии «Майндмеппинг». Основным морфологическим понятием в начальной школе является понятие «часть речи». Части речи – это классы слов, которые выделяются с учетом обобщенных лексических признаков и признаков грамматических. Все перечисленные признаки могут постепенно составляться в ментальную карту, а могут быть представлены на уроке обобщения и систематизации знаний. Благодаря тому, что дети будут получать знания не путем механического заучивания, у них будет формироваться морфологическая система знаний, которую они будут успешно применять при обучении в средней школе.

Список литературы:

  1. Бьюзен, Т. Супермышление : пер. с англ. / под ред. П. А. Самсонова. – Минск : ООО «Попурри», 2010. – 120 с.
  2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва // – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 448 с.
  3. Клочковская, Р. Д. Систематизация знаний как логический процесс : в кн. «Анализ системного научного знания». – Саратов : СГУ, 1973. – С.46–47
  4. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б. М. Бим-Бад // – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
  5. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие  Урал. гос. пед. ун-т / Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова // – М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. – 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий  у младших  школьников по  предмету «Окружающий мир»...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИЗМА

В статье рассмотрены идеи изучения геометрии по теории фузионизма. Установлено, что основными идеями программ по изучению и формированию геометрических понятий выступает акцентирование внимания на раз...

Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Теоретические основы  проблемы формирования естественнонаучных понятий  у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...

Глоссарий основный экологических понятий для младших школьников

Содержит всебе определения экологических понятий...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО

В статье актуализируется работа, направленная на формирование геометрических понятий у младших школьников согласно требованиям ФГОС НОО на основе компетентностного подхода. В статье представлены вопро...