Технологическая карта урока по развитию речи. Обучающее изложение
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Цель урока

Учащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в тексте

Задачи урока

  •  способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

 воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке  под  руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchee_izlozhenie.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

УМК, автор программы

Школа России, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель

Агаджан Е.А.

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Р. р. Обучающее изложение

№23

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Учащиеся познакомятся с фразеологизмами, научатся находить фразеологизмы в тексте

Задачи урока

  •  способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

 воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

Формирование УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке  под  руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая,

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она сложна, но без неё –

Плохое было бы житьё!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Постановка учебной задачи

Работа
по учебнику,
с. 20–21,

– Сегодня урок по развитию речи.

– На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.

ТЕМА   ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).

        Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».

– Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».

– Что было не ясно при чтении памятки?

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Работа по теме урока.

1.Работа над текстом изложения.

2.Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.

Чтение текста про себя.

– Внимательно прочитайте текст про себя.

– Кто автор текста? (Н. Сладков.)

– Какую  картину  вы  представили,  читая  текст?  (Высказывания учащихся.)

– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

– Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?

Определение темы и главной мысли текста.

– О чем текст? (О ёлочке.)

– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

– Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.) 

– Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)

– Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)

- Найдите элементы описания.

а) Чтение первой части, определение темы.

– Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)

– Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)

– Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)

– Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)

– Чему она удивилась?

Читают текст, отвечают на вопросы.

3. Структура текста.

4.Пересказ текста.

5.Орфографическая подготовка.

– Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)

– Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)

б) Чтение второго абзаца, определение темы.

– С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.

– Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)

– Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)

в) Чтение третьего абзаца, определение темы.

– Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)

– Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)

– Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)

– Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)

– Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)

– Сколько частей в тексте? (Три части.)

– О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

– О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

– Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

– Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)

– А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

– О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)

– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

– Соответствует ли содержание рассказа теме?

– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.

Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.

Письменное изложение текста.

– Закройте учебники. Запишите текст.

 Самопроверка.

Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.

Чтение записанного текста.

Рефлексия.

Дом.задание

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что писали? (Изложение текста.)

– Как готовились к написанию изложения?

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Повторить словарные слова

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 79. Развитие речи. Обучающее изложение + презентация

      Урок 79. Развитие речи. Обучающее изложение    Цели: учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формироват...

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Технологическая карта урока по развитию речи. Тема: Подробное изложение текста повествовательного типа

Предмет: русский языкКласс: 3Тема: Подробное изложение текста повествовательного типаТип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя:   - развивать умения пересказывать письменно текст по пла...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

Технологическая карта урока по развитию речи "Осень"

Дети, обучающиеся в школе для глухих и слабослышащих, имеют объективные проблемы в развитии и обучении. Коррекционная направленность на преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, ко...

Технологическая карта урока по развитию речи "Описание белки" 1 класс по АООП НОО Вариант 2.2

Технологическая карта урока по развитию речи "Описание белки"   1 класс по АООП НОО Вариант 2.2. Цель: Дать представление о белке. (Внешний вид, части тела, питание, пер...

Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»

Обучающие получат возможность:  - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты.   Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...