Тема: Имена существительные, неизменяемые по числам
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цыжипова Юлия Булатовна

Тема:  Имена  существительные,  неизменяемые  по  числам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цыжипова Ю. Б.,  учитель  начальных  классов  МАОУ  «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов»».                    

Тема:  Имена  существительные,  неизменяемые  по  числам.                                                                                                                                       Класс: 2           Тип  урока:  урок  «открытия нового знания».                                                                                  

Цели  урока: 1) Дать  понятие  об  именах  существительных,  не  изменяющихся  по  числам. 2) Развивать  умения высказывать свои предположения, предложения, развивать умения правильно употреблять такие существительные в речи, сопоставлять, анализировать, обобщать и делать выводы. 3) Воспитывать  умения сотрудничать, работать в группе,   культуру речи обучающихся                                                                                                         Личностные  УУД: умение  осознавать  роль  языка  и  речи  в  жизни  людей.                                  

Познавательные  УУД: наблюдать  над  формами  имён  существительных,  употребляемых  в  одном  числе: единственном  или  множественном  и  делать  выводы,  подбирать  примеры  таких  имён  существительных.                                                                                                                                    Коммуникативные  УУД: умение  с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в  соответствии  с  задачами  урока  и  условиями  коммуникации,  взаимодействовать  в  паре.  Регулятивные УУД:  умение  определять  и  формулировать  цель  деятельности  на  уроке  с  помощью  учителя.                                                                                                                                              

 Ресурсы  урока:  Учебник: Русский  язык.  3  класс: учебник  для  общеобразовательных  учреждений / В. П. Канакина,            В. Г. Горецкий,  сигнальные  карточки,  карточки  с  текстом  для  индивидуальной  работы,  мультимедиа  проектор,  компьютер.

Технологическая  карта  урока.                                                                                           

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Универсальные  действия

1.Организационный  момент.

Приветствие,  проверка  подготовленности  к  учебному  занятию,  организация  внимания  детей.  

 (СЛАЙД2) Какое солнце,  дарящее  свет,  Подарит  ли  радость  сегодня  для  всех?  Солнце иногда закрывается тучами.  Тучки – это наши опасения, это      трудности, с которыми мы можем столкнуться на уроке.  А что нам  поможет справиться с нашими трудностями?(СЛАЙД 3)

Вспомним  наш  девиз:                 Вместе  не  трудно,                         Вместе  не  тесно,                          Вместе  легко  и  всегда  интересно!                                    

Подготовка  класса  к  работе,  настрой  на  доброжелательное  сотрудничество.  Создание  комфортной  обстановки.

Личностные:  самоопределение.  Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  сверстниками.

2.Актуализация  знаний.

Актуализирует  учебное  содержание, необходимое  и  достаточное  для  восприятия  нового  материала. Создаёт  условия  для  активной  деятельности  учащихся  на  уроке  при  изучении  нового  материала.          

Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

О какой части речи идет речь? (СЛАЙД 4)

Имя существительное. Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи?

В  картах  заполните схему, записав  каждый признак в отдельный кружок.

     Составление кластера.

Слайд  5  (щелчок )            

 Самопроверка.

Учитель: Давайте  проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные -  зачёркиваем.

Те ребята, кто выполнил работу без ошибок,  поставьте звёздочку рядом с заданием.

Отгадывают загадку. Отвечают  на  вопросы.

Составляют кластер.

Предметные:   создание  условий  для  активной  работы  учеников  при  изучении  нового  материала. Регулятивные: осознание  учащимися  того, что  уже  освоено, осознание  уровня  усвоения. Коммуникативные: умение  точно  и  полно  выражать свои  мысли.

3.Поста новка  учебной  задачи.                         Цель: выявле ние  причины  затруднения. Постановка  цели  урока.

Создание  проблемной ситуации.

Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать про них?

Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Назовите, в каком  числе  стоят данные  имена  существительные? Измените число у них. (СЛАЙД 5,6,7,8,9).                                язык-языки,  народ – народы,                               Москва-?   каникулы - ?                                          Что заметили? Встречаются ли ещё в русском языке  такие слова? Давайте проверим.                  Определите, в каком числе стоит слово «молоко»? Можно изменить число? Значит, что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное?                    Аналогично со словом «брюки». Как думаете, какова тема нашего урока?

 (СЛАЙД 10)

Сформулируйте задачи урока, используя слова: познакомиться…., учиться находить… и     правильно  …(СЛАЙД 11)

Записывают   словарные  слова  в  тетрадь.  Сравнивают  с  эталоном. Самооценка.

Отвечают  на  вопросы. В ходе  работы  выясняют, что не все существительные  изменяются по числам.               Слово «молоко» обозначает вещество, его мы не можем посчитать  как другие предметы   (яблоко, стол, книга и т. д.) Значит это существительное не изменяется по числам.                           Тема урока: «Имена существительные, которые не изменяются по числам».                        Задачи урока: познакомиться с именами существительными,которые не изменяются по числам, научиться находить такие имена существительные (СЛАЙД 5-6)

Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные: формулирование проблемы.

4.Объяснение нового материала.

Раздадим мы вам предметы, Определите их приметы,-               Коль предмет всего один – его  в коробку  поместим.                                      А коль в количестве большом – На прилавок отнесём.                   

Задание 1.   Слова в ед. ч. кладём в коробку. Слова во мн. ч. на прилавок.  Работа в парах.                        Вспомним правила работы в паре.

 Задание 2.     Выпишите сначала имена существительные, которые употребляются только в ед. ч., затем только во мн. ч.              Проверка (СЛАЙД 12).                    Какой мы можем сделать вывод? Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только одного числа числа.

 Проверим наше предположение по учебнику стр.64.

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто  во множественном числе?

Дети вспоминают правила работы в паре:                                   1. Будь вежлив. Помни, мы делаем общее дело.                          2. Чётко высказывай своё мнение.                    3. Умей слушать других.                                4. Не смейся над чужими ошибками.

Дети выполняют задание: по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука,очки, брюки, торты, банты, картина, книга,  стол,  пирог, игрушки).             Остальные  ученики оценивают ответ одноклассников с помощью сигнальных карточек.

Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа.

Регулятивные: работать по плану, отличать верно выполненное задание, от неверного, осуществлять самоконтроль. Познавательные: овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Физкультми нутка.                      Цель: здоровьесбере жение, умение заботиться о своём здоровье.

Коммуникативные: сотрудничество в выполнении  упражнений. Личностные:                  какое значение  имеет для меня физкультминутка.

6. Закрепление. Включение в систему знаний.

(Слайд 13)А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но  покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками?

В какой отдел направимся мы? Работа в группах.

Продовольственный:      Канцтовары:       Косметика:

(В каждом отделе группа щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров).

Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.

Косметика: духи, бусы, бигуди

Продовольственный: макароны, сливки, хлопья

Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей.

Выполняют задание.

7.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний.

(СЛАЙД 14)                                       Тема:                                                 Знал:                                                  Узнал:                                      Продолжите высказывание.  Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме единственного числа. Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме  множественного числа.                                                                       Предлагаю вам закончить предложения:                                      На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за то …                                              После урока мне захотелось…

Рефлексия.

Слайд 15

Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если ваши опасения сбылись, прикрепите тучку на доску. А если сбылись ваши ОЖИДАНИЯ, то прикрепите солнышко, которое  сегодня будет  весь день вам ярко светить.  Спасибо вам за урок.

Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока. Дополняют высказывания. Приводят примеры существительных, не изменяемых по числам.

Личностные: рефлексивность, любознательность. Регулятивные: оценка, самооценка.

8. Домашнее задание.

Задаёт домашнее задание: выписать из орфографического словарика существительные, не изменяемые по числам.

Записывают домашнее задание.


  1.Прочитайте. Найдите и  подчеркните  имена  существительные, неизменяющиеся по числам.  

1.  Я провёл каникулы в деревне у бабушки.

2. Весь день стояла хорошая погода.

3. Бабушка пекла  вкусные  блины.

3. К блинам  она  подавала сметану.


Существительные, неизменяющиеся по числам.

Существительные, имеющие форму

и ед. ч. и мн. ч. 

М.    роща

В.     клещи        

Е.    жмурки

О.    учитель

Р.    молоко

Н.    сливки

Л.      имя

О.      урок

Д.     язык

О.    шахматы

Е.     лимон

Ц.     перемена