Урок по русскому языку по теме: «Последовательность предложений в тексте»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Зиганшина Регина Фаритовна

Данный урок по русскому языку для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по русскому языку42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Альметьевск

Открытый урок по русскому языку по теме: «Последовательность предложений в тексте» в рамках                                        зонального  семинара учителей начальных классов  по теме « Развитие профессиональных компетенций                                   современного учителя в рамках реализации ФГОС»

                                                                                                                                                                 Подготовила и провела:

                                                                                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                                                                                   Зиганшина Р.Ф.

15 марта 2019 г.

Цель: Формирование у обучающихся представления о тексте, как информации, состоящей из нескольких предложений, связанных друг с другом.  Создание условий для расширения знаний обучающихся о тексте, формирование орфографической зоркости.

 Задачи:

Образовательные:

  • обобщать знания о тексте и его основных признаках;
  • наблюдать за последовательностью предложений в тексте;
  • учить редактировать тексты

Развивающие:

  • способствовать развитию умения работать в микро группах;
  • развивать внимание, наблюдательность

Воспитательные:

  • воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу,

УУД

  • Личностные УУД:

-самоопределение;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

  • Регулятивные УУД:

-целеполагание, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в микро группе);

-учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения

  • Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения;

-согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

  • Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов;

- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

- составлять ответы на вопросы

        

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

- что такое текст и его основные признаки;

-правила оформления предложений на письме;

  • Уметь

-определять последовательность предложений в тексте;

-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений; включать недостающие по смыслу предложения и исключать избыточные в смысловом отношении предложения;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности и на основе наблюдения за собственной речью;

- уметь осознавать и определять свои эмоции;

- уметь чувствовать красоту и выразительность речи;

- проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения, интерес к изучению языка

Метапредметные:

- способность ориентироваться в задачах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Формы организации учебной деятельности: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

  • Презентация
  • Индивидуальные задания для групп
  • Оценочные листы

Оборудование:

-   Иванов С.В., Евдокимова А. О., Кузнецова  М.И. «Русский язык» 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений («Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.)

-     компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Приветствие учителя детей. Положительный настрой на работу на уроке.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Руки? – НА МЕСТЕ!

Ноги? – НА МЕСТЕ!

Локти? – У КРАЯ!

Спина? – ПРЯМАЯ!

Желаю вам хорошего урока!

II. Актуализация

знаний.

- Какое сейчас время года?

-Подберите к слову   «весна»  слова  признаки или … кто продолжит?

- А слова           действия или …

- Составим предложение с любым из этих слов.

-Какой знак поставили в конце предложения?

-Как обозначаем на письме начало предложения?

-Какое это предложение? (по цели высказывания, по интонации)

-Ребята, а мы все смогли рассказать о весне с помощью одного предложения?

-А чтобы рассказать больше, что надо сделать?

- А мы можем составлять тексты?

- Давайте попробуем. На последнем уроке окружающего мира о каких птицах мы говорили?

-Назовите несколько.

- Откроем тетради и запишем:

15 марта.

Классная работа.

- Несколько детей выйдут к доске и запишут

Ворона

Сорока

Воробей

- Составим предложения с этими словами.

- Можно ли из ваших предложений составить текст?

-Почему?

- Значит, у текста есть свои признаки. Какие же?

- Какие еще есть признаки текста?

-А если у текста нет заголовка?  Тогда, что мы можем сделать?

- А как выбрать правильный заголовок? На что надо ориентироваться в тексте?

- Весна

- Прилагательные

- Шумная, яркая, разноцветная, зелёная, дождливая, тёплая, долгожданная ….

- Глаголы

- Наступила, цветёт, шумит, поёт …

- Наступила долгожданная весна.

- Точку.

- Первое слово пишем с заглавной буквы.

- Повествовательное.

- Нет.

- Составить текст.

- Умеем.

- О зимующих птицах.

- Ворона, сорока, дятел, воробей.

-Запись в тетради.

Дети записывают слова, проговаривая орфограммы и обозначая их на письме.

-Ответы детей.

- Нет.

- Эти предложения не связаны по смыслу.

- Текст состоит из предложений, которые  связаны между собой по смыслу.

- У текста есть заголовок.

 

- Озаглавить.

- На его тему, главную мысль

III. Постановка темы урока

-Прочитайте внимательно что написано на слайде.

- Что вы прочитали? 

- Можно ли это назвать текстом?

- Почему?

- Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы получился текст?

- Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Молодцы!

-А что такое последовательность? Может, вы, уже знаете значение этого слова?

-Таким образом, мы с вами предполагаем, что последовательность - это порядок предложений в тексте. Так? А как вы думаете, важен ли порядок предложений в тексте?

- Почему?

СЛАЙД №1.

- Отдельные предложения.

- Нет.

- Предложения не связаны по смыслу.

- Расположить предложения так, чтобы они были связаны по смыслу.

- О последовательности предложений в тексте.

- Порядок …

- Важен.

- Без порядка предложений у нас не получится текст.

IV. Постановка цели урока и учебной задачи.

- Так, чему же мы сегодня будем учиться на уроке?

- А для чего нам надо этому учиться?

- Последовательно располагать предложения в тексте.

-Чтобы получить правильный текст.

V. Решение учебной задачи.

-Откроем учебники на с. 60. Найдём раздел «Давай подумаем». Здесь нам даётся данный текст. Попробуйте расставить предложения в правильной последовательности и озаглавить его.

- Работаем в группах.

- Прочитаем что у вас получилось.

- Учащиеся обсуждают и располагают предложения так, чтобы получился текст.

- Дети с каждой группы читают по одному предложению.

СЛАЙД №1

VI. Первичное усвоение новых знаний.

СЛАЙД № 2

- У вас на столах лежат задания, возьмите карточку с первым заданием. Сейчас вам предстоит изучить материал на карточке и ответить на вопрос – перед вами текст или нет?

- Работайте в парах, обсудите.

- Постарайтесь работать быстро, но вдумчиво!

- Итак, давайте обсудим, ваши варианты.

- Вы прочитали текст или нет? Обоснуйте свой ответ.

 - Почему это не текст?

                     

- А может, есть в предложениях, что то, что их связывает друг с другом?

 

- А как вы думаете, эти предложения можно связать между собой так, чтобы получился текст.

-Что для этого надо сделать?

- Как мы будем с вами это делать?

-Поработайте сейчас в группе.  

- Работайте дружно. Помните правила работы в группах.

         

- Попытайтесь расставить предложения в правильной последовательности.

- Возле первого предложения, с которого начинаться текст, поставьте цифру 1, у следующего 2 и т.д. У последнего предложения должна стоять цифра 6.

- Давайте проверим вашу работу групп.

 СЛАЙД №3

- Поднимите руки кто выполнил всё правильно, не допустив ни одной ошибки.  Кто ошибочно выполнил, вам предстоит еще потренироваться.

- Давайте озаглавим этот текст.

- Работа по карточкам №1

Карточка №1

___ Одно яблоко Лёва отдал товарищу. _____ Лёва и Витя играли в шашки. _____ За дверью послышались шаги. _____ Это пришла мама Лёвы. _____ Мама улыбнулась и похвалила сына. _____ Мама достала два яблока и дала сыну.

- Нет.

- Это не текст, так как предложения расположены не по порядку и поэтому не совсем понятен смысл.

- Да, общая тема- они про одно событие, связаны все с детьми и их мамой.

- Да

- Расставить их в правильной последовательности.

- Надо подумать: какое предложение должно начинать текст, а какое предложение его заканчивать. Для этого надо установить порядок происходящих событий с детьми и их мамой.

- С каждой группы читается по одному предложению.

- Добрый мальчик, хороший поступок, настоящий друг и т.д.

Физкультминутка

- Мы уже много поработали. Хорошо потрудились. Настало время немного отдохнуть.

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора!

VII . Первичная проверка понимания.

 Фигурка Пятачка.

- Ребята, к нам на урок сегодня пришел Пятачок!

- У него случилась неприятность. Ему на уроке по русскому языку задали списать текст с карточки в тетрадь, но он после урока спешил к другу на день рождения, бежал, запнулся и упал. Из ранца выпала карточка и предложения рассыпались.    

Фигурка Винни Пуха.

- Он попросил помощи у Винни Пуха, но он ему не смог помочь.  Пятачок узнал, что у нас сегодня на уроке будет изучаться тема «Последовательность предложений в тексте» и обратился к нам за помощью.

- Мы уже можем помочь ему?

-Давайте поможем Пятачку собрать предложения в правильной последовательности так, чтобы получился текст, и он получил за свою работу 5.

- Работайте в паре.

СЛАЙД №4

- Давайте проверим ваши тексты.

- Зачитайте. (читает 1 человек из пары, остальные поднимают руку пары у кого такой же текст получился.

Заслушиваем другой вариант, если есть).

СЛАЙД №5

Растет в саду яблоня. Весной яблоня цветёт нежными душистыми цветами. Летом радует людей сочными вкусными плодами. Осенью соберут люди яблоки и спрячут на зиму. С морозами уснет наша яблоня до следующей весны.

- Озаглавьте текст.

- Пятачок получил от вас помощь и остался очень доволен. Он благодарит вас и отправляется к себе в школу.

Записать в тетрадь?

- Да.

Работа с карточкой №2

___ Осенью соберут люди яблоки и спрячут на зиму. ____ Весной яблоня цветёт нежными душистыми цветами. ___С морозами уснет наша яблоня до следующей весны. ___Растет в саду яблоня. ___ Летом радует людей сочными вкусными плодами.

- Яблоня.

VIII. Первичное закрепление. Обобщение.

-  Ребята, что мы сегодня должны были запомнить, усвоить?

 

– От чего зависит последовательность предложений в тексте? И для чего нужен порядок предложений в тексте?

 

- Откройте учебник на стр. 61 и сравните наш вывод  и с правилом, данным в учебнике.

- Как вы считаете, вы достигли этой цели?

- А теперь давайте проверим, действительно ли это так. Проверьте себя, как вы усвоили тему урока в самостоятельной индивидуальной работе.

Задание.

Расставьте предложения в правильной последовательности.  Спишите текст в тетрадь.

У первого и второго варианта свои тексты.

Карточка №3

1 вариант

На дворе стоял кувшин с водой. Вода стала выше, и галка смогла напиться. В кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камешки. Хотела галка пить.

Карточка №3

2 вариант

Он им очень понравился. Цыплята нашли в саду белый шарик. Но тут дунул ветер и унёс красивый шарик. Полетели по ветру мелкие пушинки. Каждый хотел поиграть этим шариком. Шумели цыплята, спорили.

-  А теперь проверьте свой текст с текстом на СЛАЙДЕ №6.

- Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. Если всё правильно поставьте «5», допущено 1-2 ошибки «4», 3-4 ошибки – «3», больше 4 – «2».

- Научиться последовательно располагать предложения в тексте.

- Мы должны знать какое предложение начинает текст, а какое заканчивает.

- Для передачи смысла важна последовательность.

- Чтение выводов по учебнику.

- Да.

- Самостоятельная работа.

Взаимопроверка

IX. Домашнее задание.

Домашнее задание – учебник с 61. упражнение 2.

Прочитайте, пожалуйста, задание к упражнению.

Если, что-то не понятно, то задайте вопрос.

X. Рефлексия.

-Подведем итог занятия.

- Над какой темой работали?

 - После индивидуальной работы, кто считает, что цель урока им достигнута? (поднимите руку)

 - Чему мы научились на уроке?

 - Где нам может пригодиться умение правильно последовательно составлять текст?

- Какое задание было самым интересным?

- Что понравилось на уроке?

- Какое задание вызвало трудность?  

- Над чем нужно еще поработать?

- Покажите свое отношение к уроку (жестом).

- Всем большое спасибо за урок!

- Последовательность предложений в тексте.

- Последовательно располагать предложения в тексте.

- По литературному чтению, например, при сочинении сказок, рассказов,  при пересказе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Урок русского языка по теме "Связь предложений в тексте"

Конспект урока  русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа XXI век" с использованием групповой и фронтальных форм организации работы....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Последовательность абзацев в тексте. Деление текста на абзацы" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний обучающихся о тексте и развитие умения делить текст на абзацы и определять их последовательность.Задачи урокаПланируемы...